Тольяттинский театровед Ирина Портнова оценила детский новогодний репертуар тольяттинских театров.
Ну, вот и закончились праздники! И каникулы закончились. Покрытые мандариновым диатезом дети разбрелись по школьным и дошкольным учреждениям, и нам самое время подвести итоги: «А что они видели в наших театрах и концертных залах? Какова, так сказать, культурная составляющая? Не все же у елки прыгать?»
Ведь зимние каникулы — это как раз то время, когда ребенок идет в театр с родителями, а не с классом. С мамой, а не с воспитательницей. Что может быть лучше?
Нельзя сказать, что все театры просто мечтают о начале каникул. Несколько спектаклей в день — это тяжелый труд. Много надо душевного равновесия, чтобы любить в это время свою профессию и тех, кто сидит в зале.
Но три из четырех профессиональных театров города (кукольный, юного зрителя и молодежный) крепко связаны с подрастающим поколением самим фактом своего существования, и тут уж ничего не поделаешь. Да и все остальные не отстают. Вот, например, филармония. Мало того, что существует громадное количество абонементов (в том числе и для детей), весной был выпущен великолепный детский мюзикл «Том Сойер и его друзья», а на новогодние каникулы — музыкальное представление «Приключения Вовки в джазовом царстве». Сценарист и режиссер — Дмитрий Марфин. И опять все получилось у него и его юных артистов очень весело, легко, обаятельно. А как они поют! А как звучит для них Джаз-оркестр под управлением Валерия Мурзова!
Вот на этом бы и остановиться. Ан нет… С гораздо большим пиететом была представлена детская новогодняя опера по сказу Павла Бажова «Серебряное копытце» (композитор Любовь Никольская). Музыка звучала превосходно! И Русский оркестр под управлением Василия Кормишина, и солисты филармонии, и юные артисты… Только надо было закрыть глаза, слушать. И все! И постараться не видеть того, что происходило на сцене. Потому что такой скучной и претенциозной режиссуры (Елена Кузнецова), такого бездарного, лишенного малейшего намека на фантазию, оформления (Татьяна Чирикова) я в жизни своей не видела. Даже в школьной самодеятельности. Многое можно тут вспомнить: застывшие в античных позах персонажи, бирюзовые штаны Коковани, сиротки из «коллекции Киры Пластининой», корабельные лестницы под потолком избы… Перечислять полный список нелепиц не хочется. Но когда я вижу такое, мне хочется спросить: зачем же вы испортили такую сказку?
В театре кукол «Пилигрим» — тоже «Серебряное копытце». Год Козы все-таки! Инсценировка и режиссура — Янины Дрейлих. Да, товарищи и господа, все познается в сравнении. Очень редко за последние два года что-то нравилось мне в этом театре. Так мне все казалось серо, скучно и уныло. Я и сейчас прекрасно вижу примитивную декорацию, некоторые недостатки инсценировки, ужасного козлика.
Но есть прекрасный бажовский текст, есть отличная музыка Алексея Пономарева, есть хорошие куклы и актерские работы Коковани (Олег Лактионов) и Соседки (Вера Кривцова). Жаль, что главные действующие лица — девочка Дарёнка и кошка Мурёнка — оказались лишенными какой-либо индивидуальности. Просто кошка, просто девочка. Нет такого в жизни, зато много в тольяттинских театрах. И не только в «Пилигриме».
Любит и уважает своих зрителей театр «Дилижанс». И они его любят. И мне нравится бывать здесь. Нравится выставка снеговиков в фойе, нравится веселая, современная елка с роботоняней на роликах, загадками и перекидыванием дохлой крысы. Но пришла-то я смотреть спектакль. И не просто сказку, а «Мэри Поппинс»! Входим в зал. Все прекрасно — звездное небо, черепичная крыша, английский дом (художник-постановщик Нина Мурзина). Режиссер-постановщик и композитор Виктор Мартынов. Инсценировку по мотивам сказок Памелы Трэверс сделал Михаил Суслов. Инсценировка почти всегда проигрывает пьесе, но в данном случае все сделано корректно. Взяты две самые выигрышные линии: оживление статуи в парке и противостояние двух гувернанток: Мэри Поппинс (Ирина Храмкова) и Юфимии Эндрю (Алексей Солодянкин). И что? И ничего!
Можно сказать, что у папы, мамы, Джейн и Майкла (хотя Петр Зубарев и пытается что-то сделать) недостаточно ролевого материала. Но у мисс Мэри и у мисс Эндрю этот материал есть. А характера нет. Мужчина в женской юбке — это смешно, но совсем недостаточно для художественного образа. Вспомним Олега Табакова в этой роли. А если нет образа, нет характера — то что же остается от этих переодеваний?
Когда на сцене появилась Ирина Храмкова — сердце мое встрепенулось, так не похожа она была внешне ни на окружающих, ни на Мэри из фильма. Все одеты как люди (художник по костюмам Ольга Зарубина), а у нее дикий красный шарф, цветочная грядка на шляпе… Значит, и характер будет необыкновенный! Но совсем никакого характера нет. Невозможно сказать, какая она. Никакая. Значит, придем, послушаем текст, посмотрим на чудесное оформление и пойдем домой.
Такое же чудесное, чистое, яркое оформление и костюмы (художник-постановщик Марина Евдоченкова) в музыкальной сказке «Снегурушка» Михаила Бартенёва, поставленной в театре «Колесо». Смотреть интересно. Особенно взрослым. Кто чей родственник и чего хочет, дети понимали только после родительского перевода, хотя, несмотря на значок 0+, грудных детей в зале не было. Постановочно спектакль решен очень интересно (режиссер-постановщик Ольга Рыбалка). И цветок сияет, и Водяной вылезает из проруби, и сани ездят. А на артистов, кажется, времени не хватило. А если и хватило, то не на всех. На женщин (а их здесь трое) — точно нет. Фёкла (Галина Злобина) хоть попытку сделала, ушки и носик наклеила из предыдущего опуса «За двумя зайцами». Фёкла или Пронька — какая разница? А Мать-Яга (Елена Барамикова) и Феня (Елена Добрусина) не то что какие-то там образы создавать, а и нос при выходе на сцену попудрить не пожелали. Мол, при нашей неземной красоте и так сойдет. Актеры-мужчины отнеслись к своему труду с большим уважением. Я бы отметила Водяного (Антон Иванов) и Пантелея (Виктор Шадрин). Они искренни, естественны, смешны без всякого кривляния, и, самое главное, им удалось создать объемные человеческие характеры.
Самая необычная новогодняя премьера была в Молодежном драматическом театре. Здесь практически совпали два радостных события: премьера спектакля «Тайна пропавшего снега» Ксении Драгунской и известие о том, что режиссер тольяттинского Молодежного драматического театра Алина Гударёва стала лауреатом Правительственной стипендии, утвержденной в 2014 году.
Пьеса Драгунской написана с необычной фантазией. Чего стоят имена действующих лиц: Люблюкошек, Ржавое чудовище, девочка по имени Ай. Но с еще большей фантазией эту пьесу поставила Алина Гударёва. Драматург может написать все что угодно, а как это сделать на сцене? Например, полет на парашюте. В этом спектакле действие совмещено с анимацией: художник-постановщик Елена Бабкина нарисовала всех персонажей, а мастер анимации Владислав Жериков изготовил мультипликационные сюжеты, которые сопровождают спектакль. Все это очень интересно и современно. Правда, мне кажется, что мыльные пузыри, с которых начинается спектакль, совсем не обязательны и тормозят действие. Актеры хороши и убедительны все. Ну, может быть, девочка Ай (Яна Мушкат) чуть-чуть заразительнее остальных. Молодость! Очень надеюсь, что спектакль «Тайна пропавшего снега» останется в репертуаре театра и после зимних каникул, а режиссер Гударёва — в Молодежном драматическом театре.
Подведем итоги «зимней кампании». Отличительной ее чертой было большое количество женских имен. Я видела 7 спектаклей — 5 из них поставили женщины. О художниках и говорить нечего — практически все. А женщины, как известно, народ серьезный и к детям относятся очень хорошо. Может быть, поэтому все было сделано без всякой халтуры: хорошие пьесы, интересное оформление, красивые костюмы. А если у кого-то не все получилось… Что поделаешь, бывает. Есть такое слово «талант», и его ничем не заменишь.
Ирина Портнова