— Как напряженность в отношениях между Россией и Украиной повлияла на продажи LADA?
— Наш основной рынок сбыта – это Россия, а не Украина. Безусловно, политическая нестабильность не способствует развитию нашего бизнеса. С другой стороны, патриотические настроения выгодны для LADA. Если говорить об ослаблении рубля, то три четверти комплектующих для LADA поступают из рублевой зоны.
— Насколько важна Германия и остальные страны Европы для бизнеса ОАО «АВТОВАЗ»?
— Германия – очень интересный рынок, но мы пока не можем предложить подходящий для этого рынка продукт. Наш экспорт сейчас сосредоточен на Казахстане, Украине, Азербайджане и Белоруссии. У нас также довольно сильные позиции в Египте и Тунисе, в Перу и Никарагуа. Но мы хотим укреплять позиции в Европе с новыми моделями, о которых я расскажу.
-Вы хотите увеличить долю LADA на российском рынке до 20% к 2016 году. Как вы рассчитываете добиться успеха в сложных экономических условиях?
-В прошлом году доля ОАО «АВТОВАЗ» на рынке составляла 16%, а за первое полугодие у нас уже более 17%. Для будущего роста мы работаем в трех основных направлениях. Во-первых, улучшаем качество существующих моделей. Во-вторых, мы скоро представим интересные »производные» этих моделей, например, выпустим кросс-версию «Калины». И, начиная с сентября 2015 года, запускаем в производство три совершенно новые модели.
— Какие это будут автомобили?
— Мы планируем выпустить в сегменте «В» седан: новая модель, Vesta, — это собственная разработка АВТОВАЗа. Автомобиль будет соответствовать европейским стандартам безопасности, стандартам EURO-6, и в базовой комплектации должен стоить 8 тысяч евро. У нас также будет LADA XRAY SUV и полноприводный кроссовер LADA XRAY CROSS. Оба автомобиля разработаны на платформе Renault, и среди других преимуществ можно назвать очень низкое потребление топлива.
— Собирается ли Renault-Nissan увеличить свою долю участия в ОАО «АВТОВАЗ»?
— Альянс Renault-Nissan и госкомпания Ростех уже владеют 74.51% акций АВТОВАЗа в форме участия в СП Rostec Auto BV, основанного в Голландии. Как будет дальше — будущее покажет.
— За счет чего вы собираетесь увеличить прибыль на 6% в ближайшие два года?
— К сожалению, мы терпим убытки на протяжении последних двух лет. Вот почему сейчас мы активно работаем над сокращением постоянных, материальных и управленческих расходов, которые слишком высоки. Объемы производства у нас пока низкие. В 2013 году мы продали 530 тысяч автомобилей по всему миру. Но у АВТОВАЗа еще есть резерв для оптимизации ценообразования по сравнению с конкурентами.
— Вы довольны российскими поставщиками и уровнем их компетенции?
— И да, и нет. С одной стороны, в России сейчас много высокоэффективных поставщиков. Но с другой – АВТОВАЗ слишком зависит от некоторых монополистов. Поэтому я хочу добиться большей прозрачности и конкуренции в отношениях с поставщиками. Например, в будущем мы можем выгодно импортировать некоторые автокомпоненты из Турции.
— На каких еще автопроизводителей может ориентироваться АВТОВАЗ?
— Мы можем освоить опробованные принципы автомобильного производства General Motors. Когда я работал в Группе ГАЗ, компания Volkswagen продемонстрировала мне, что немцы лидируют, например, в инжиниринге и прочности кузова. Renault может нам помочь в вопросах двигателя и ходовой части. Nissan, в свою очередь, задает высокие стандарты качества. Мы очень пристально изучаем лучшие тенденции в каждом конкретном случае.
— Каковы ваши первые успехи?
— В течение первых пяти месяцев моей работы на АВТОВАЗе основное внимание уделялось производству. Мы смогли уменьшить иерархические уровни руководства с девяти до пяти. Улучшили производительность на 25% и повысили качество на 20%. На площадке в Тольятти мы выпускаем 2 400 автомобилей в сутки, к концу года эта цифра должна вырасти до 3 000.
— Насколько важны альтернативные силовые агрегаты?
— АВТОВАЗ может уже заявить об успехах в создании электромобилей, и если нам понадобится больше развивать такие технологии, Nissan — мировой лидер в этой области. Двигатели на СПГ и СНГ приобретают все большее значение на российском рынке. АВТОВАЗ активно занимается разработкой силовых агрегатов на газе.
— Нуждается ли АВТОВАЗ в развитии на растущих рынках Бразилии, Индии и Китая?
— Не в ближайшем будущем. Мы предпочитаем сосредоточиться на 10 основных рынках, где можем быть конкурентоспособными. Наши продукты являются ключевыми. Нам необходимо укреплять позиции в Швеции, Норвегии и Финляндии, где климатические условия сходны с российскими, и дороги требуют полного привода.
— Кого вы можете назвать самыми серьезными конкурентами LADA на рынке в течение ближайших двух лет?
— Я убежден, что нам надо закалиться для жесткой конкуренции с китайскими автомобильными фирмами. Geely уже пользуется успехом в России. Так же и Lifan. И естественно мы продолжим жестко конкурировать с VW и GM.
— Какие проекты вы хотели бы продвинуть в ближайшие шесть месяцев и чего ожидаете в финансовом 2015 году?
— Прежде всего, я хотел бы вернуть людям чувство гордости за бренд LADA. У нас много грамотных сотрудников, которые хотят, чтобы компания достигла успеха в автомобильном бизнесе. Как я уже говорил, мы намерены занять 20% рынка, добиться 6-процентной прибыли и положительного денежного потока в 2016 году. Мы будем продолжать совершенствование структуры затрат. И в будущем, со всеми нашими производными кузова и силовых агрегатов, мы каждые три месяца будем представлять что-то новое. Модели необязательно выпускать большими объемами. Но они будут визуально и технологически привлекательны. LADA Kalina Cross, которая запускается в сентябре, это один из таких примеров. Мы надеемся услышать от потребителя: »Да, это всего лишь LADA». Но это будет сказано с гордостью.