Интеллектуальные догонялки

Раннее детское развитие – не столько академическое знание, сколько умение ребенка рефлексировать.

В детской библиотеке № 21 прошла встреча молодых мам, посвященная раннему развитию детей. Среди семи женщин присутствовали два специалиста в области раннего развития: Юлия Иващенко и Надежда Стоколяс. Современный мейнстрим теории по подготовке к родительству больше подразумевает физиологическое развитие, но для развития коммуникативных и интеллектуальных навыков в раннем возрасте приходится искать специальные источники. Речь шла о подходах, которые используются современными родителями в раннем обучении своих чад.

В числе первых шло обсуждение популярной программы раннего развития Андрея Маниченко, которая предполагает обучение чтения по словам и арифметике. Но на опыте этот метод показал свою неуниверсальность. Родители при использовании этой и других программ не должны превращаться в роботов. Если при поездке на семейный отдых вы вдруг забыли карточки дома, это не должно становится катастрофой, так же как и не всегда обязательно соблюдать график уроков, если это доставляет сложности. Одна из мам добавила, что сами карточки имеют хороший вспомогательный эффект. Ее малыш куда быстрее распознает букву «к» и корову на карточке, если в деревне ему посчастливилось увидеть эту корову живьем.

Женщины сошлись во мнении, что раннее развитие в детском возрасте стоит рассматривать не как знания, а как умение созерцать, умение наблюдать мир вокруг. Потому гораздо важнее разговаривать с детьми, учить взаимодействовать с окружающими. Изучая буквы и цифры, ребенок, придя в детский сад, наверняка не сразу поймет, как ему выстраивать контакт с товарищами по группе, как делиться с ними, как защищать себя. Также в раннем развитии ребенку очень важно развивать умение к рефлексии. Детям на самом деле очень важно оставаться наедине с собой. Одна из мам рассказала, как после прихода из садика они с дочкой валяются на кровати и разговаривают о том, что с ней сегодня произошло и какие наблюдения у нее накопились. Через час беседы дочка убегает в свою комнату, садится рисовать, и в это время ее желательно не отвлекать. Она обдумывает все, что увидела и услышала за день с комментариями мамы.

Отдельно мамы поговорили и о своих проблемах в плане материнской заботы. Одна из девушек, мать двоих детей, заявила, что перед ней стоит вопрос о рождении третьего ребенка, но она боится застрять на возрасте до пяти лет в своей материнской компетенции. Если на опыте двух малышей она уже уверена в том, что касается ухода в случае с этим возрастом, то вопросы, которые встают при обсуждении школьного возраста, вгоняют ее в ступор.

Речь шла и об особенных детях. Упоминались проблемы детей-акселератов. Современная стандартизированная методика школьного образования часто негативно сказывается на тех детях, которым школьная программа все равно что постная похлебка. Женщины вспоминали среди своих знакомых случаи, когда директора школ отговаривали родителей детей-вундеркиндов от программы экстерна, дабы ребенок смог проходить стандартный школьный двухгодовой курс за год. В итоге дети просто затухали в тисках «нормативного развития».

На уровне детского сада происходит то же самое, что и в школе при сдаче ЕГЭ. Детей перед медико-психологической комиссией нарочно учат составлять фигурки. Это и тому подобные упражнения являются критерием для распределения по группам в зависимости от интеллекта. Одна из участниц привела в пример случай своей знакомой, у которой дочь до похода в детский сад прекрасно читала стихи Агнии Барто, знала множество из них наизусть, но на комиссии ее определили в слабую группу, потому что она не хотела и не умела собирать пирамидку. Ко всему прочему на этих комиссиях дети часто теряются из-за незнакомых помещений и людей. Следовательно, не могут сосредоточиться на выполнении заданий. Да и в принципе в плане интеллектуального развития мамы на круглом столе четко встали на позицию, что своих детей нельзя сравнивать с другими. Сравнивать ребенка можно только с тем, кем он был вчера и кем стал сегодня.

Лишать ребенка детства путем насильной акселерации – тоже дурное занятие. Агрессивный дидактизм в образовании маленьких может навредить даже на порядок больше, чем фривольное отношение к его образованию. Мамы делились уже собственным опытом, почему они ненавидят мыть посуду, не переносят бальные танцы. Вспоминались случаи, как некоторые отличницы с красными дипломами уходили из школы после девятого класса, а другие поступали после школы на экономический факультет и учились на тройки, потому что именно на экономическом образовании настаивали родители. Ожидания – это камень преткновения в воспитании детей. Важно понять, что ребенок – это личность, у которой есть свои чувства, желания и намерения. Родителям следовало бы наблюдать за тем, что ребенку интересно, а не навязывать ему свои претензии на развитие. И принцип «наблюдения за ребенком» должен соблюдаться, если есть желание вырастить здорового, развитого, свободного человека.

Юлия Иващенко, педагог раннего развития:

– Родителями, которые не являются педагогами, очень сложно. Как сегодня высказалась одна из женщин: родили, а что дальше делать – неизвестно. В этих случаях очень помогает Интернет, там много разных методик. Пролистав несколько, можно взять понравившуюся за основу. Так будет хоть какая-то перспектива, куда двигаться. Почитать об особенностях возраста собственного ребенка тоже не помешает. Потому что когда мы знаем, что он может, мы знаем, что ему можно дать. В феврале мы проводили цикл занятий для родителей с психологами. Обычно к психологу ходят, когда уже есть проблемы. На самом деле, по-моему, с психологом надо общаться всегда. Эти встречи были настолько интересными, что даже я, казалось бы, с таким опытом, очень много нового узнала. Что касается проблемной стороны раннего развития, у одной исследовательницы есть хорошая аналогия. Когда мы сажаем семечко, мало хорошего, если потом его вырываешь через несколько дней и проверяешь, не начало ли оно расти. Чрезмерный напор на раннее развитие – это как тянуть за макушку. Когда мы чрезмерно ребенка пичкаем всем, чем угодно, это уже вредно и для психики.

Надежда Стоколяс, учитель английского языка для дошкольников:

– Нужно начинать с внутреннего желания того, как вы хотите провести с ребенком детство в комфортной обстановке. Мне не комфортно лежать, смотреть телевизор, пока ребенок занимается своими делами. Я хочу по-другому. Я определяю, что мне хочется, а потом ищу средства. Либо я самостоятельно это буду делать, либо к педагогам и психологам обращаться. И, наверное, обязательно близлежащее пространство в виде родственников надо подготовить к этому. Помогает в подборе программ Интернет, который в то же время изобилует мнениями по поводу той или иной методики, что легко потеряться. Мне важнее живое общение. Я больше бы ходила на такие встречи, как сегодняшняя, искала единомышленников, чтобы из первых уст услышать отношение к тем или иным программам. Мне важно иметь рядом, на расстоянии вытянутой руки, педагога, который был бы для меня каким-то маячком, за которым я пойду. Проблемная сторона у раннего развития связана с тем, когда в основной массе дают академические знания. Нельзя впадать в такую крайность. Да, можно рано научить считать, можно рано научить читать. Но не следует забывать про элементарные радости мира.

обсуждение популярной программы раннего развития

фото: Площадь Свободы

Владимир Сахмеев, “Площадь Свободы”

фото: из открытых источников