Индивидуализация стремлений сделала свое дело – из Тольятти поехали туда, где больше платят

город тольятти автозаводский район

Недавно можно было отметить 115 лет со дня рождения Николая Островского, лауреата премии Ленинского комсомола, автора романов «Как закалялась сталь», «Рожденные бурей».

Можно было, но не отметили. Мало того, что его замечательную книгу отменили в школе, так еще, оказывается, и имя писателя больше не упоминают. Не стало музея Островского в Москве, а в 90-е годы его сторож… сдавал кровать автора за почасовую оплату женщинам легкого поведения.

Что вообще сегодня Николай Островский? Хотя в том же Китае это имя уважаемо до сих пор, его книга изучается в школах.

Отказавшись от прежней идеологии, мы не обрели новой и тем самым оставили каждого наедине со своим пониманием человеческих отношений. Философ Владимир Соловьев выделил три источника нравственности: чувство стыда, чувство жалости и преклонение перед родителями. Ни одно из этих чувств не упоминается в школьных программах. Мы здорово постарались, чтобы эти источники нравственности превратить в источники безнравственности. Главное содержание новой идеологии – любовь к деньгам, к чужому,  заграничному и презрение к родному.

Нас убеждают, что мы обрели главное – географическую свободу, возможность ездить по миру. Человек не может формироваться в условиях отчуждения, а капитализм это отчуждение непрерывно наращивает. Но если все свелось к этому, значит, восторжествовала мещанская прорва по части удовлетворения материальных потребностей. Не было бы такой общественной направленности – никакие злые силы не обрушили советское государство.

Ему на смену пришло государство, обогатившее немногих, в первую очередь тех, кто занимал высокие должности. Клика новых миллиардеров отправляла свои доходы за границу по два миллиарда в месяц. И никто за этот грабеж не наказан. Разгром оказался полным.

К счастью, в России живут не только плохие люди. Появилось немало тех, кто свои доходы отдает слабым, беспомощным, больным. В стране более 4,5 тысячи социальных проектов, из них 400 – о помощи инвалидам, которых раньше направляли в специнтернаты.

Так почему же, согласно опросам, 68% россиян хотят восстановления СССР? На этот вопрос могут ответить только те, кто помнит СССР, его нормы общежития. Именно прежняя коллективная общность создавала такие города, как Тольятти.

Индивидуализация стремлений сделала свое дело – из Тольятти поехали туда, где больше платят, что вполне естественно, по нынешним временам. Надежд, что русский народ очнется и возьмет в руки свою судьбу, немного. Мы устали от борьбы.

За 100 лет это происходило трижды. Многовато. Так что мы сейчас в эпохе промежутка, знать бы только, между чем и чем. Многие считают – в тупике, хотя кто-то из поэтов сказал: у истории тупиков не бывает.

Время показало – любую страну можно завоевать, а Россию способны погубить только мы сами. Неужели это наша судьба? Или все-таки мы великая страна, отстаивающая великие ценности, которые, кроме нас, не способен отстаивать никто?

Сергей Дьячков, социолог, почетный гражданин Тольятти, член Союза российских писателей.
Оригинал статьи опубликован на сайте Тольяттинского Городского Комитета КПРФ

город тольятти автозаводский район