Импортозамещение или результат работы алкогольного лобби?

Недавно внесены существенные изменения в действующее законодательство, касающееся алкогольной продукции: разрешена реклама вина и шампанского на радио, телевидении и в периодических изданиях. Кроме того, заморожены ставки акциза на алкогольную продукцию на 2015 и 2016 годы, а также снижена минимальная розничная цена на крепкий алкоголь. Мы обратилась к нашему парламентскому эксперту Анатолию Иванову с просьбой высказать свое отношение к этим изменениям.

Да, принятые в предновогодний период изменения законодательства, касающиеся алкогольной продукции, действительно являются существенными. Для кого-то они могут быть даже новогодним подарком. А вот для кого – постараемся выяснить. Итак, наиболее значимыми и спорными являются изменения о разрешении рекламирования вина и шампанского в теле- и радиопрограммах с 23 до 7 часов местного времени, за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований.

Можно также размещать рекламу вина и шампанского в периодических изданиях на любой из страниц, за исключением первой и последней страниц журналов и газет, а также обложек журналов. Разрешается теперь рекламировать вино и шампанское на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания), а также на выставках организаций общественного питания. Кстати, в июле прошлого года было разрешено рекламирование на теле- и радиоканалах пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, но только до 1 января 2019 года. Эта дата тогда связывалась с окончанием чемпионата мира по футболу, который, как известно, должен проходить в России в 2018 году.

Кроме того, в законодательство внесены изменения, разрешающие сельхозпроизводителям розничную продажу вина и шампанского в нестационарных торговых объектах, в том числе при оказании услуг общественного питания. Упрощается система контроля за изготовлением вина и шампанского. Однако все указанные изменения касаются только вина и шампанского, произведенных в России из винограда, выращенного на территории России.

Правительство страны, которое инициировало изменения законодательства, объясняет, что все эти меры направлены на развитие отечественной виноградарско-винодельческой отрасли в рамках реализации программы по импортозамещению. Как говорит руководитель центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз, за последние 5 лет российские вина на самых престижных дегустационных конкурсах в Лондоне получили более 250 наград. И эти вина, о которых россияне мало что знают, в разы дешевле импортных аналогов. К тому же, по его мнению, ограничения и запреты ни в одной стране не приводили к снижению потребления алкоголя, оно снижается, в первую очередь, при повышении качества жизни.

Однако против рекламирования вина и шампанского выступили главный психиатр-нарколог Минздрава России Евгений Брюн и руководитель координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости российской православной церкви Валерий Доронкин. Первый считает, что рекламирование окажет негативное влияние на молодежь, а второй утверждает, что оно приведет к росту алкозависимых лиц, при этом свое утверждение обосновывает.

Так, предельный уровень потребления алкоголя на душу населения, установленный всемирной организацией здравоохранения, составляет 10 литров (до октября 2014-го было 8 литров) чистого спирта в год, что эквивалентно употреблению примерно одной бутылки водки в неделю. Считается, что при более высоком уровне потребления разрушается генофонд нации. В России до 2012 года, когда полностью была запрещена реклама алкогольной продукции, этот уровень составлял 15,6 литра в год, в настоящее же время – 13,5 литра, то есть за два года он уже сократился.

Другим изменением законодательства, касающегося алкогольной продукции, стало замораживание по ней ставок акциза на 2015-2016 годы. Эта ставка, например по крепкому алкоголю (свыше 28 процентов содержания спирта), в прошлом году на литр чистого спирта составляла 500 рублей, а в цене бутылки водки 0,5 литра доля акциза – 100 рублей. При этом ежегодное повышение ставок акциза, которое активно начало осуществляться с 2011 года, приводило к увеличению стоимости алкогольной продукции. В результате чего, по мнению правительства страны, произошло увеличение доли теневого сектора алкогольного рынка, а бюджет ежегодно терял порядка 50 миллиардов рублей.

Основную часть теневого сектора составляет алкогольная продукция, завозимая в Россию из стран таможенного союза (Казахстан и Белоруссия), которая у нас продается по существенно более низким ценам, особенно продукция Казахстана. Например, казахстанская водка в Тольятти продается по 100 рублей за полулитровую бутылку. А происходит это в связи с тем, что ставки акцизов там ниже, то есть отсутствует их гармонизация в рамках таможенного союза. Если в Белоруссии ставка ниже незначительно, то в Казахстане меньше примерно в 4 раза.

Еще в августе 2013 года союз производителей алкогольной продукции обращался к Владимиру Путину с просьбой о замораживании российской ставки акциза на крепкий алкоголь. И только в начале лета прошлого года пришло к такому выводу и наше правительство. Кроме того, им планировалось введение ограничения на ввоз в Россию алкоголя из стран таможенного союза в объеме до 5 литров. Однако такая мера признана противоречащей условиям соглашения о таможенном союзе, но на уровне министерств его страны договорились о выравнивании ставок акцизов до 2020 года. Поэтому есть надежда, что в этот период стоимость российской водки повышаться не будет, а если и станет, то незначительно. А вот цена казахстанской водки, наверное, скоро начнет резко расти.

Последнее же и самое приятное для пьющих россиян предновогоднее решение власти – это снижение с 1 февраля минимальной розничной цены (МРЦ) на крепкий алкоголь, что происходит впервые в истории страны. Новая цена за бутылку 0,5 литра составит: водка – 185 рублей (вместо 220 рублей), коньяк – 322 и бренди – 293 рубля. Это, конечно, не означает, что по такой цене будут продаваться все виды крепких алкогольных продуктов, однако новые МРЦ приведут к снижению их стоимости.

Следует признать, что на снижение повлияло, а точнее ускорило его, и заявление Владимира Путина о недопустимости роста цен на спиртное, которое прозвучало на совместном заседании госсовета и совета по культуре и искусству, состоявшемся 24 декабря прошлого года. Он тогда заявил, что борьба с алкоголизацией населения путем повышения цен на спиртное дает прямо противоположенный эффект – увеличивается потребление суррогатной продукции. В борьбе с алкоголизацией нужно использовать все средства, одно из них – культура и спорт.

После такого заявления федеральная служба по регулированию алкогольного рынка 29 декабря и выпустила приказ о снижении МРЦ. Однако против этого выступила российская коалиция за контроль над алкоголем, обратившаяся в тот же день к Путину с просьбой о корректировании им алкогольной политики правительства, которое своими действиями может нивелировать успех от применения его же концепции по снижению злоупотребления алкоголем и профилактики алкоголизма. Дело в том, что ежегодное повышение ставок акциза на алкогольную продукцию происходило в соответствии с этой концепцией и привело к снижению уровня смертности. По мнению коалиции, происшедшее снижение МРЦ является результатом работы алкогольного лобби.

Еще с более резкой критикой принятых властью мер, связанных с алкогольной продукцией, выступила известный демограф и социолог Дарья Халтурина:
– Разрешенная реклама вина и шампанского внесет свой вклад в пропаганду потребления алкоголя. Мужчины вряд ли откажутся от водки, поэтому реклама будет воздействовать на молодежь и женщин. Следует ожидать роста заболеваемости женщин раком груди, циррозом печени, а также роста числа новорожденных с алкогольным синдромом. Например, во Франции, передовом производителе вина, реклама вина запрещена не только на телевидении, но и вообще. Самой же неприятной законодательной инициативой стало замораживание ставок акциза, так как их повышение является самым эффективным способом снижения потребления алкоголя. Усилилась атака на законодательство со стороны алкогольного лобби. А также складывается впечатление, что правительство решило залить кризис алкоголем. Почему-то там считают, что люди, опившись дурманом, не смогут выйти на митинги. Это иллюзия: как раз пьяные более склонны к общественным беспорядкам.

С мнением Дарьи Халтуриной о возможности действия политического фактора при принятии властью мер, касающихся алкогольной продукции, можно, наверное, согласиться только в отношении замораживания ставок акциза и снижения МРЦ. По мнению некоторых экспертов, политический фактор, связанный с алкогольной продукцией, в последние годы уже применялся дважды: в 2012-м из-за выборов президента увеличение ставок акциза произошло с 1 июля, а не с 1 января, как обычно, а в 2014 году – с 10 марта. Тогда старую ставку решили оставить на периоды новогодних каникул, 23 февраля и 8 марта.

Как мне представляется, при принятии властью последних решений, касающихся алкогольной продукции, действовали одновременно все указанные факторы. То есть учитывались и потери российского бюджета, и усилия алкогольного лобби, и необходимость для власти снижения цен на крепкий алкоголь, чтобы в кризис избежать народных протестов.

Анатолий ИВАНОВ,
депутат Госдумы от Тольятти
3, 4 и 5-го созывов

опубликовано в газете “Вольный город”

Анатолий Иванов Тольятти

фото: из открытых источников