И завернули гайки потуже

Горожане оказываются в таких ситуациях, когда пессимисты говорят: «Всё плохо», а оптимисты добавляют: «А будет еще хуже!»

Экономят на людях

Вот, например, общественный транспорт. С самого начала этого года – хоть он и не високосный – пенсионеров ничего хорошего не ждало. Во-первых, многих из них лишили права на получение денежной выплаты на проезд в общественном транспорте. Так, вышедшие на пенсию после 31 марта 2015 года право на компенсацию проезда в размере 270 рублей имеют лишь в том случае, если величина их пенсии не превышает полутора прожиточных минимумов, или меньше 11 625 рублей. Кроме этого, 270 рублей лишились все работающие пенсионеры, данные о которых поступают в Пенсионный фонд.

Затем правительство Самарской области, по-видимому, решило, что принятых мер для более «эффективного использования бюджетных средств» (цитата из официального пресс-релиза) недостаточно. И завернуло гайки потуже. А именно: с 1 февраля 2017 года число льготных поездок по социальным картам ограничили пятьюдесятью в месяц. А с марта 2017-го лишат права бесплатного проезда и работающих ветеранов труда.

Ездуны-маньяки

Ранее льготники (пенсионеры, ветераны боевых действий и др. категории) могли ездить без подобных ограничений, активировав социальную карту на 270 компенсационных рублей. Но с февраля правительство Самарской области, по-видимому, решило оставить без льгот и неофициально работающих пенсионеров. Ну, чтобы те, вдруг разбогатев за счет бюджетных денег, не смогли колесить по заграницам, как, например, европейские пенсионеры. Правда, теперь раскошеливаться на проезд придется и бабушкам-дедушкам, возящим внуков в школу или детский сад, ездящим на лечение в другой район города, добирающимся летом на дачу или просто не желающим сидеть в четырех стенах.

Объясняя причину введения столь жестких мер для пенсионеров, губернатор Самарской области Николай Меркушкин заявил: «Есть случаи, когда государство просят компенсировать выплаты по 1000-1700 поездок. Это немыслимая цифра и непосильная для областного бюджета. Поэтому количество поездок будет упорядочено – будут компенсированы не больше 50-60 поездок. Для всех пенсионеров эта льгота останется».

То есть, по словам губернатора, в регионе есть пенсионеры, совершающие по 33-57 поездок в день или буквально живущие в общественном транспорте. Но ведь столько проехать за один день не по силам и здоровому молодому человеку, не говоря уж о пенсионерах и других льготниках! Таким образом, можно предположить, что, придумывая байки про маньяков-ездунов, региональное правительство решило сэкономить на людях, причем самых незащищенных, и при этом их же самих выставить виноватыми.

Жители Самарской области не согласны с такой ситуацией и обратились с петицией к президенту России. В ней они требуют сохранить социальные карты безлимитными для пенсионеров, ветеранов боевых действий и других льготников.

Концепция ухудшения

Тольяттинцам с транспортом, как водится в последнее время, «повезло» больше всех. Поскольку общественный транспорт нашего города подвергся реформе, автором которой является мэр Сергей Андреев. В итоге муниципальные предприятия АТП-3 и ТТУ дышат на ладан, а с коммерческими перевозчиками юристы мэрии все чаще общаются в судах.

Правда, юристы мэрии как-то уж совсем инфантильно проигрывают в судах каждому встречному-поперечному юристу от коммерсантов. Что не удивительно, ведь в случае проигрыша никто из мэрских чиновников не расплачивается за свои ошибки из собственного кармана. За всё платит бюджет, то есть налогоплательщики – мы с вами. В таких условиях проигрывать – сплошное удовольствие. Кроме того, представьте, как может быть благодарен коммерсант мэрскому юристу за халатное отношение к своей работе!
Однако вернёмся к транспортной проблеме Тольятти.

Начало реформе было положено в 2014 году, когда проектировщики из Санкт-Петербурга завершили работу над концепцией развития улично-дорожной сети Тольятти. Кстати, за нее город заплатил порядка 10 млн рублей. И вот с 2015 года эту «золотую» концепцию стали воплощать в жизнь. Может, власти и взаправду искренне хотели сделать как лучше.

Однако у них этого не получилось. Для многих тольяттинцев еще свежи в памяти впечатления от той сумятицы и неразберихи, которыми одарили их власти аккурат после Нового, 2015 года. Где какой автобус следует, как изменилась маршрутная сеть, многие горожане узнавали «методом тыка», поскольку таблички на остановках с номерами маршрутов появились значительно позже, чем была изменена маршрутная сеть.

Но для тольяттинцев главная неприятность от реформ заключилась не в этом. Концепция улично-дорожной сети преследовала основную цель – разгрузить городские дороги, а мэрия с помощью проекта стремилась обеспечить большую рентабельность муниципальных предприятий. Потому маршрутную сеть Тольятти здорово скорректировали, исключив дублирующие маршруты и передав коммерсантам наиболее нерентабельные маршруты. Таким образом, из 80 городских маршрутов 35 достались частникам, это почти половина – 44%. Канули в лету троллейбус № 1, автобус № 11, троллейбус № 18, соединяющий все три района города, и другие.

Пути следования многих жителей теперь предполагали пользование только коммерческим транспортом. Так, например, случилось в Портпоселке. Его жители упорно вели борьбу с городской властью за право добираться на работу и домой на муниципальном транспорте, однако чиновники не хотели их слышать. Зачем? В мэрии аргументировали исчезновение троллейбусных и автобусных маршрутов тем, что по условиям муниципальных договоров коммерсантов обязали перевозить льготников, оплачивающих проезд социальной картой жителя Самарской области. Однако с самого начала частники заупрямились, не захотев возить льготников. Ведь для того, чтобы получать компенсацию от области за перевозку пенсионеров, им необходимо было приобрести дополнительное оборудование, считывающее социальные карты. А вот теперь, когда начались «фокусы» с количеством поездок, задумка чиновников обернулась большой проблемой.

Ждите на морозе

Коммерческие перевозчики в течение двух лет пытались и через суды, и через Федеральную антимонопольную службу повернуть ситуацию в свою сторону. И вот с наступлением 2017 года им, похоже, это удалось. С 1 января 2017 года правительство Самарской области отказалось субсидировать перевозки льготников на маршрутах с нерегулируемыми тарифами. И теперь льготники могут ездить только на муниципальных автобусах и троллейбусах, осуществляющих перевозки по регулируемым тарифам. Таким образом, региональное правительство своим постановлением выгнало пенсионеров из маршруток на мороз ждать муниципального транспорта.

Недальновидность своих решений руководство муниципалитета пытается компенсировать обещаниями. «Мэрия не удовлетворена такой ситуацией. На сегодняшний день мы продолжаем работу, чтобы вернуть возможность льготным категориям граждан осуществлять проезд в том числе на коммерческом транспорте. Мы сейчас судимся с коммерсантами относительно этой ситуации. Дело находится в первой инстанции, ряд судебных заседаний по этому поводу запланирован на февраль», – заявил руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта Павел Баннов на заседании комиссии по городскому хозяйству в думе.

Что же делать льготникам, пока мэрия будет решать вопросы в судебной плоскости, перспективы которой весьма сомнительны? Одно из двух: морозиться в долгом ожидании общественного транспорта или сидеть дома. А если ехать всё-таки нужно?

Комментарий

Алексей Краснов, депутат Самарской губернской думы:

– Не хочется говорить банальными фразами, но по-другому и не скажешь: «Мы же предупреждали!»

Когда шла выборная кампания летом 2016 года, я ходил по дворам и разговаривал с пенсионерами. И пенсионеры на полном серьёзе мне говорили, что им не до политики, что их спасут картошечка и моркошечка, посаженные на даче.

Я им, пенсионерам, объяснял, что бензин стоит 35 рублей, а будет стоить ещё больше. Объяснял, что ещё пара лет, и они просто не смогут доехать до дач – это элементарно будет им не по карману. Пенсионеры пожимали плечами.

– Ты вот мне сделай лавочку на остановке! – трясла клюшкой дачница лет эдак под 90, – Тогда я за тебя проголосую!

Такая у людей психология. Такая ментальность.

И вот теперь, когда социально-политический курс в стране, области, городе продолжает сворачивание социальных гарантий для пенсионеров, они, пенсионеры, удивляются: как может власть принимать такие антинародные решения?

Как оказалось – вполне себе может. И не нужно ей (власти) никакого народного доверия. Главное – контролировать избирательные комиссии.

Пенсионеры должны понять: их льготы предложило сократить правительство Самарской области, и это предложение одобрила Самарская губернская дума. И губернатора, и депутатов официально выбрал народ. Именно у них пенсионеры и должны потребовать возвращения всех льгот, отнятых недавно.

А деньги на эти льготы у правительства есть. 200 миллионов можно сэкономить на телеканале и газете, которые пиарят «мудрые» решения власти. 1 миллиард можно сэкономить на «Крыльях Советов». 40 миллионов – на религиозных организациях, занимающихся какой-то просветительской деятельностью. Свыше 100 миллионов – на всевозможных социологических опросах, якобы проводимых для правительства области. Свыше 200 миллионов – на праздниках. Вот видите, навскидку 1,5 миллиарда нашлось. А если посмотреть пристально, с полицией и прокуратурой, то и 10 миллиардов найти можно. И на пенсионеров, и на многодетные семьи, и на сирот – на всё хватит.

Читайте: «Деньги есть, но не на то, что нужно»

Автор: Игорь Мухин

Источник: «Тольяттинский навигатор»

пенсионеры пожилые люди кричат

фото: Площадь Свободы