На прошлой неделе в Итальянском сквере наконец-то открыли многострадальный памятник человеку, в честь которого назван наш город.
На торжественное мероприятие мы решили не ходить, опасаясь «утонуть» в потоке сладких речей чиновников, однако совсем оставить это событие без внимания тоже не могли.
Мы приехали в сквер пару дней назад, когда все комплименты уже были сказаны, песни спеты, а памятные сувениры в виде гипсовой головы Пальмиро Тольятти розданы. Перед этим начитались комментариев горожан в соцсетях, которые как обычно выразили недовольство происходящим:
– А можно узнать фамилию гения, создавшего этот шедевр? Вы где находите таких авангардистов?
– Да какой Пальмиро? Раз на то пошло, приоритетнее было бы героям Донбасса памятник установить, а еще лучше, сэкономить деньги им на нужды.
– Памятник может и ничего, но сам деятель для Тольятти ровном счетом ничего не сделал. Могли бы подыскать на комиссии по архитектуре кандидатуру какого-нибудь заслуженного тольяттинца – куда приятней было бы. Да и сам Итальянский сквер не похож на итальянский.
– Ренц только и делает, что ленточки перерезает везде…
– А ведь кто-то хотел пригласить родственников Пальмиро из Италии. Вот это был фурор с головой. Им бы тоже выдали каждому по голове?
– Подозреваю, когда снова сильный ветер поднимется, снова всё развалится.
Некоторые до того разошлись, что стали предлагать вернуть городу прежнее название, не связанное с памятью итальянского коммуниста. Впрочем, серьезной поддержки они не нашли, а вот контрдоводы выглядели вполне убедительными. К примеру, этот:
– Зачем возвращать название? Чтобы ввалить в это мероприятие кучу денег? Одних печатей, штампов и вывесок на несколько миллионов придется менять. С документами правоустанавливающими потом бегать. В общем, трат и забот полно. А вот для чего?
– Что изменится из-за названия города?
Словом, на фоне этого негатива сложилось впечатление, что не так уж интересен горожанам этот памятник. Каково же было наше удивление, когда, приехав в Итальянский сквер в обычный будний день мы увидели, что к композиции один за другим подходят люди, фотографируются, вглядываются, пытаясь определить степень прочности.
– Мы тут каждый день скандинавской ходьбой занимаемся, – пояснила сидевшая на лавочке пожилая женщина с палками. – Да чего тут говорить – симпатичнее стало. Вы помните 90-е, когда качки все теннисные столы порушили и детские площадки. Только теперь, наконец, город постепенно принимает облик, достойный того, что был у него при СССР.
Следом подошла молодая пара: сначала осмотрели памятник спереди, потом обошли его и даже потрогали, как будто переживая, что композиция может рухнуть.
– Ну вот, вполне прочной кажется, – сказала девушка. – А то писали в пабликах всяких, что из осколков стеклотары сделана…
В течение 15 минут пока мы стояли возле головы Пальмиро, к ней подходило с десяток человек, причем почти каждый делал снимки. В общем, хоть и ругают этот объект, но интерес к нему повышенный, особенно после августовского обрушения стеклянной части (почти четырехметровой в высоту), представляющей собой Альпы и Жигулевские горы.
На что еще стоит обратить внимание? Во-первых, неподалеку от памятника на одном из столбов появилась видеокамера, причем, если судить визуально, то достаточно современная, способная приближать лица потенциальных вандалов. Еще несколько таких же разместили на дворце спорта «Волгарь», так что теперь вся окрестная территория хорошо просматривается.
Во-вторых, немного облагородили сам Итальянский сквер. Поменяли дощечки по периметру фонтана, уложили новый газон вблизи памятника Пальмиро, да и многочисленные кусты тоже стали выглядеть более опрятно. Хотя есть несколько пригорков с пучками травы (ближе к Приморскому бульвару), напоминающие неухоженный огород. Надеюсь, хватит фантазии у чиновников и активистов, чтобы предложить, как их использовать.
В целом же особо придраться не к чему: фонтаны работают, детская и спортивная площадки выглядят как новые, а скверу уже почти три года, растительность есть, хоть и не высокая. Вот только сильно портят вид строительные заборы, за одним из которых достроенное, но не эксплуатируемое здание (вроде бы гостиницу там собирались делать), а за другим – реставрируемая стела-панно «Радость труда».
Кстати, на торжественном открытии памятника Николай Ренц заявил, что после того, как в следующем году полноценно откроется набережная и будут завершены работы по реконструкции стелы, город получит единое пространство для отдыха. Пока сложно представить такое, ведь территория от «Радости труда» до улицы Спортивной активно застраивается многоэтажками, а значит, в любом случае будет разрыв между рекреационными зонами. Впрочем, поживем – увидим.
Илья Просекин, газета «Вольный город Тольятти»
