Грушинский фестиваль 2015: Фестивальная Поляна Мастрюковских озер

Новости Тольятти augustnews.ru

Для любителей песен под гитару пришли самые долгожданные выходные в этом году. Фестивальная Поляна Мастрюковских озер, которая объединила распавшуюся когда-то надвое «Грушинку», в 42-й раз приглашает поклонников бардовской песни. Несмотря на то, что любимое самарцами событие ежегодно меняет свой вид, неизменным остается одно – люди, что приезжают погреться у грушинского костра и создают незабываемую атмосферу теплоты и сплоченности. На этом острове свободы, как назвал когда-то Грушу Евгений Евтушенко, всегда царит полное единодушие. Здесь все друг другу родные, и чтобы понять это, достаточно один раз побывать в ночь с субботы на воскресенье на Горе, когда над ней зажигается тысячи огней. Буквально через несколько минут они померкнут, но никогда не исчезнут из памяти приехавших.

В этом году поклонников авторской песни ждет много сюрпризов. Так, по сравнению с прошлым годом организаторы фестиваля решили сократить число концертных площадок до шести, включая главную сцену. Объяснение этому довольно простое. Художественный совет Грушинского решил уйти от ситуации, когда не зритель «ходит на артиста, а артист «скачет» со сцены на сцену, чтобы зрители соблаговолили его послушать», – сказано в концепции фестиваля.

О том, каким будет 42 по счету слет бардовской песни и чем порадуют гостей любимые исполнители, «Самарским известиям» рассказала руководитель пресс-центра «Груши» Ирина Зверева:

– В этом году Грушинский фестиваль посвящен 70-летию Победы, что, безусловно, отразится на всех площадках. Сегодня вечером на главной эстраде состоится концерт военной песни. Все известные барды, авторы и исполнители выберут по одной или две любимые военные песни и споют для гостей Грушинского. Сегодня к нам прилетела Тамара Гвердцители, одна из лучших исполнителей песен Булата Окуджавы. Его имя неразрывно связано с Великой Отечественной войной, именно по этой причине певица стала почетным и долгожданным гостем фестиваля.

– Особое внимание уделили сцене, которая выросла в целый проект «Победа». Его организаторы – региональное отделение ДОСААФ России Самарской области, ГУФСИН и ряд других общественных организаций, которые занимаются военно-патриотическим воспитанием. Для слушателей прозвучат военные композиции, будут выставки, просмотры патриотических фильмов. Покажут фильм председателя жюри Грушинского фестиваля Александра Городницкого, который в годы Великой Отечественной войны был ленинградским блокадником.

– Организаторы фестиваля создали свою акцию, которую многие уже ошибочно назвали «Бессмертный полк», хотя ее настоящее название «Наши герои». Вместо фотографий с героями ВОВ участники акции понесут в руках флаги с портретами дедов и прадедов. Шествие возглавит президент клуба авторской песни им. Валерия Грушина Борис Кейльман. Он родился в один из самых трагических дней в истории нашей родины – 22 июня 1941 года. Его отец, военный врач, не только никогда не видел своего сына, но даже не успел узнать, как его назвали.

Ирина Зверева также рассказала, что в программе фестиваля запланированы три интересные театральные постановки:

– Именно их исполнение на фестивале привлечет особую категорию наших слушателей, зрителей, тех, кто любят театр, русскую речь. Одну из постановок ставит французский Фонд Сент-Экзюпери, это анимационный песчаный спектакль – «Маленький принц», озвучивать который будет артист МХТ Анатолий Белый. Вторую постановку подготовили артисты Театра на Таганке под руководством Вениамина Смехова. Ее название – «Золотой век Таганки». В числе актеров спектакля лучший исполнитель песен Высоцкого, его однофамилец – Дмитрий Высоцкий. Третья постановка, которую подготовили студенты Самарского института культуры, называется «Хеллоу, Джуди» по пьесе Александра Городницкого. Это одна из страниц его жизни, когда в советские времена он ходил на кораблях в научно-исследовательские экспедиции. История имеет под собой реальную основу и произошла в далекой Австралии.

Борис Кейльман, президент клуба авторской песни им. Валерия Грушина:

– Многие спрашивали, почему в этом году сократилось количество сцен. Хочется, чтобы у каждой сцены слушателей было больше, чем участников концерта. В прошлом году многие из них пустовали. В этом году будут работать пять сцен. У каждой свое направление, свое лицо. Вопросы размещения площадок решал художественный совет фестиваля, куда входят известные барды, например, Олег Митяев.

Председателем жюри будет академик, бард, поэт Александр Городницкий, приедут Олег Митяев, Тамара Гвердцители, дуэт братьев Мищуков.

Запланирована обширная программа: прозвучат легендарные военные песни, будет свой Бессмертный полк, приедут артисты «СамАрта» и гости из Театра на Таганке. Настраивайтесь также на яркую спортивную программу. Те, кто будет продавать алкоголь, понесут ответственность. Пьянство и Грушинский фестиваль – вещи несовместимые.

Для маленьких гостей будут действовать детские площадки. Будет на что посмотреть, приезжайте!

Мнения

Анна Прохорова, автор и исполнитель:

– Мне кажется, что увеличение количества площадок, потом их уменьшение – это просто этапы жизни Грушинского фестиваля. Это не хорошо, и не плохо. И каждый человек, который едет на Поляну, обязательно найдет что-нибудь свое вне зависимости от того, сколько площадок. Фестиваль настолько большой, всеобъемлющий и масштабный, что каждый на нем получит желаемое.

У нас есть две дружественные площадки, на которых мы любим выступать: «Самарские барды» и клуб «Пилигримы». Мы вместе с мужем представляем семейный дуэт – Анна и Андрей Прохоровы, я автор и исполнитель песен, а мой супруг отвечает за аккомпанемент.

Откуда я беру вдохновение? Окружающая жизнь подсказывают мне темы для песен. Даже самая бытовая на первый взгляд история может потом вылиться в симпатичную лирическую картинку.

Что касается традиций, то в этом году одну из них, существовавшую на протяжении 30 лет, мы потеряли. Это произошло из-за того, что лагерь Грушинского фестиваля построен по новой геометрии. Там, где 30 лет стоял один из лагерей, созданных бывшими студентами аэрокосмического университета, к коим относимся и мы, сейчас находится служба полиции. Я прекрасно понимаю, что им тоже нужно создать условия. Претензий никаких к ним нет, не они выбирали эту площадку. Но теперь у нас больше нет «дома», в который мы ездили все эти годы. Для нас и наших детей это было родное место, поэтому сейчас мы едем практически наугад. Я, конечно, понимаю, что главная идеологическая задача фестиваля – слушать, петь, выступать. Это все прекрасно, но когда нет своей микрородины на «Груше», это сложно. В этом году нам придется отмечать вынужденное новоселье и куда-то пристраиваться. Все остальные традиции прекрасны. То, что фестиваль существует, – это большое счастье для нас, поклонников бардовской песни, да и всего нашего региона. Хорошо, что этот фестиваль есть, он пережил все свои распады и объединения. Пусть Поляна процветает, растет и развивается. Проект великолепный, людям это надо.

Михаил Грушин, руководитель фонда «Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина»:

– Я сожалею, что в этом году стало меньше площадок. Мы надеялись, что объединение произойдет, но его не случилось. В итоге многие сцены покинули фестиваль. Это «Азия-плюс», «Остров» и др. Некоторые — по идеологическим причинам, другие запретили. В этом году оргкомитет фестиваля «Платформа» участия в организации «Груши» не принимает. Соответственно, не будет на фестивале и тех площадок, что были представлены на «Платформе».

Как родственник и наследник Валерия Грушина я не поддерживаю происходящее. По этому поводу я уже написал губернатору Самарской области.

Что касается программы фестиваля, то в этом году заявлена тематика «К 70-летию Победы», но пока трудно сказать, во что это выльется. Особенно учитывая тот факт, что на фестивале не будет Михаила Калинкина, одного из сильнейших бардов, исполняющих песни на военные темы.

Илья Крючков, постоянный посетитель фестиваля им. Валерия Грушина:

– Мне как рядовому отдыхающему неприятно, что фестиваль превратился в площадку для заработка. Из-за того, что происходит в последние годы, сильно страдает качество «Груши». В этот раз, например, не будет Андрея Козловского, автора гимна Грушинского фестиваля «Гора, гори!», Олега Медведева… Говорят, из-за финансовых разногласий. Без этих исполнителей и фестиваль не тот. Но мы все равно снова и снова возвращаемся на фестивальную Поляну. В первую очередь, привлекает атмосфера «Груши». Она чувствуется сразу, как только выходишь из электрички. И следующие несколько дней проходят незабываемо.

Здесь каждый может выбрать исполнителя по душе, найти подходящую компанию. На «Груше» нет никаких ограничений. Она универсальна. Фестиваль бардовской песни вне политики, вне привязки к, скажем так, мирскому существованию – он выше всего этого.

Я езжу на «Грушу» почти ежегодно, и у нас с друзьями даже сложилась особая традиция. Каждое утро мы поднимаемся на Гору в магазин за мороженым или лимонадом, наслаждаемся видом, который оттуда открывается, и затем спускаемся обратно.
Грушинский фестиваль дает возможность познакомиться с творчеством других исполнителей, о которых нигде больше не узнаешь. И я думаю, это самое большое преимущество «Груши».

Если вы едете на фестивальную Поляну впервые, не забудьте взять палатку, спальник и каремат, тару для воды и, конечно, резиновые сапоги. «Груша» не «Груша» без дождя.

Галина Ваганова, учитель:

– Первая моя поездка на Грушинский фестиваль случилась где-то в 80-х годах – уже так давно, что точную дату не могу вспомнить. С тех пор Грушинский – это моя жизнь. Весь год жду и считаю дни до следующей поездки на Мастрюковские озера. Пропускала фестиваль только когда его на некоторое время закрывали и еще когда дети были маленькие.

На Грушинском никогда не бывает скучно. Однажды ночью к нам в палатку заглянул уставший Сергей Никитин (автор и исполнитель песен): «Можно, я тут отдохну?» Мы, конечно, пустили. Он подремал минут 40 и отправился петь дальше.
К нам часто приходили барды распеваться перед выступлением.

Грушинский – это всегда дождь. Возле нашей стоянки был спуск. Во время дождя его размыло, и в грязи застрял «жигуленок». Выталкивали машину всем лагерем: перемазались грязью с головы до ног, но упорно толкали. Потом я увидела сюжет об этом случае в программе «Сам себе режиссер». Такая была атмосфера дружбы – каждый готов помочь. К сожалению, когда фестивали разделились, этот особенный дух стал пропадать. Далеко не все едут сюда, чтобы слушать песни.

В 2000 году мы приглашали трио Грушина, которое раньше всегда открывало фестивали, на районный турслет. В этот же год на Грушинском мы их пригласили на шашлыки. «С удовольствием, а то выпить все предлагают, а поесть – никто», – ответили барды. На улице уже была ночь. Вместе с ними пришла их подруга, прилетевшая на фестиваль в тот же день, вместе с ребенком. Ребенок спал в Гостином дворе (там размещаются гости фестиваля). На местности девушка не ориентировалась, и я вызвалась ее проводить. А в Гостином дворе все серьезно: пропуск, охранник. Он-то ее и не пускал, несмотря на все просьбы. Тут вступила я, начала объяснять ситуацию. «Ой, а вас я знаю, проходите!» – сказал охранник. Было очень забавно, особенно учитывая, что к гостям я отношения не имею.

В этом году стало меньше площадок. К этому я отношусь неоднозначно. С одной стороны, есть площадки, у которых очень мало зрителей. А барды ходят по всем сценам, мне их жалко: попробуй на 13 площадках спеть, останешься без голоса. С другой стороны, пять площадок – это все-таки мало. Посмотрим, как все сложится в этот раз.

Очень рада, что фестивали объединились. Мечтаю, чтобы бардовская песня жила, развивалась и сохраняла популярность.

Екатерина Имукова, “Самарские известия”

фото: Самарские известия