Граждане РФ продолжают калечиться и гибнуть из-за дури одних, жадности других и нерешительности третьих

скорая помощь едет на красный свет

Тольятти, как и многие другие города, столкнулся с новым явлением: с приходом весны по городу массово появляются электрические самокаты. С одной стороны, электросамокат – это удобный и экологичный вид транспорта, который в условиях городской среды может стать отличной альтернативой автомобилю. С другой стороны, использование электросамокатов сопряжено с рядом проблем. В первую очередь – в сфере безопасности горожан. Таких проблем, к сожалению, становится всё больше и больше. Именно поэтому «Тольяттинский навигатор» решил посвятить отдельную публикацию этому новому средству транспорта, которому власти по умолчанию разрешили ездить по городским тротуарам.

пешеходный переход в 10 квартале
фото: соцсети

Калечат и убивают

18 апреля 2024 года стало памятным днем в истории Тольятти, когда сразу трое детей пострадали из-за водителей электросамокатов. Первый наезд произошел утром на Приморском бульваре. Пострадал шестилетний ребенок, которого бабушка вела в детский сад. По вине самокатчика ребенку потребовалась медицинская помощь. Второй случай произошел на улице Родины. Молодой человек на электросамокате сбил сразу двух школьников. Оба мальчика, 10 и 12 лет, были доставлены в больницу…

Согласно данным МВД РФ, в 2024 году количество аварий по стране с участием электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) выросло на 42,8%, а число погибших – на 25,6%. Большинство инцидентов произошло с использованием кикшеринговых самокатов (которые сдаются в аренду).

В текущем, 2025 году, несмотря на то, что электросамокаты и другие СИМы используются еще только месяц, уже произошло несколько зарегистрированных случаев травматизма. В частности, 15 марта в 00:40 43-летний мужчина, «управляя электросамокатом, двигался по улице 40 лет Победы со стороны улицы Ворошилова. Возле дома № 69 он допустил падение», – сообщили в областном ГУ МВД. Великовозрастный «пилот» самоката и его 37-летняя пассажирка «получили травмы головы. После обследования медиками им рекомендовано амбулаторное лечение», – добавили в полиции.

В тот же день произошло похожее ДТП на улице Фрунзе. В 20:15 35-летняя женщина, управляя электросамокатом, двигалась по тротуару со стороны Степана Разина в направлении улицы Юбилейной. Возле дома № 15 по улице Фрунзе самокатчица нарушила правила расположения на проезжей части, не справилась с управлением и упала. Пострадавшей потребовалась помощь врачей, с места ДТП она была госпитализирована.

К сожалению, в Тольятти уже были случаи трагических наездов электросамокатов на пешеходов. Например, днем 4 августа 2023 года 19-летний местный житель, управляя электросамокатом, не соблюдал скоростной режим и на пешеходной дорожке в сквере имени 50-летия АВТОВАЗа на улице Юбилейной совершил наезд на мужчину. Потерпевший был сотрудником МБУ «Зеленстрой» и в момент аварии занимался благоустройством площадки. Суд признал молодого человека виновным в нарушении правил дорожного движения по ч. 2 ст. 268 УК РФ (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека).

Всего за прошлый, 2024 год в России зафиксировано 4420 ДТП (+42,8%), в результате которых погибли 54 человека (+25,6%), в том числе 6 детей (!!!).

54 смерти, согласитесь, это уже повод для того, чтобы предпринимать меры. В первую очередь, конечно, законодательного характера. Но у нас быстро только цены в магазинах растут, а законодатели…

электросамокаты на тротуаре

Болтология изменений

Власти активно обсуждают (акцент на слово «обсуждают») возможные меры для снижения аварийности в сфере электросамокатинга. Примерно раз в год (перед выборами) депутаты и чиновники всех уровней возбуждаются, планируют внести новые поправки в Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях. Однако разработка этих поправок всегда затягивается, новые законопроекты раз за разом отправляются на доработку, а граждане РФ продолжают калечиться и гибнуть из-за дури одних (водителей самокатов), жадности других (хозяев самокатопрокатческих контор) и нерешительности третьих (чиновников и депутатов).

Между тем рост числа аварий с участием электросамокатов требует от властей и общества принятия действенных мер. Необходимо разработать и внедрить четкие правила использования СИМ, контролировать их соблюдение, а также проводить действенную просветительскую работу среди горожан. Только совместными усилиями общество и государство сможет сделать использование электрических самокатов безопасным для всех участников дорожного движения. Но это, как говориться, мечты… Мечты…

Впрочем, в России всё больше городов самостоятельно вводят ограничения на использование электросамокатов. В частности, в Перми, Плесе запрещено передвигаться на электросамокатах. В Сочи, Геленджике и других приморских городах запрещено их использование на набережных: чтобы гуляющие туристы не испытывали стресса из-за риска потенциального наезда. Почему за безопасностью туристов нужно следить тщательнее, чем за безопасностью всех остальных граждан, – сие тайна, покрытая мраком. Но что есть, то есть.

Вслед за упомянутыми выше городами и крупные мегаполисы, такие как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск, также вводят запреты на передвижение на электросамокатах и их парковку в местах с большим скоплением людей.

Тольяттинские депутаты и депутаты Самарской губернской думы пока безмолвствуют. «Мэрия» Тольятти и правительство Самарской области – тоже.

Пора ужесточить?

Наталья Краснова, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 25.04.2025
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 63 — 01005 от 19.04.2022