Совсем мало времени остается до приезда в наш город швейцарской делегации, состоящей из 23 футболистов, а также тренеров, врачей, массажистов, официальных лиц и нескольких десятков журналистов, которые будут у нас жить, кушать, водку пить, «Калинку» слушать…
Игроки, конечно же, вряд ли позволят себе алкоголь, тем более накануне важнейших матчей с бразильцами, костариканцами и сербами, а вот остальные гости наверняка продегустируют не только водку, но и самарское пиво, сравнив его с тем, что варят на родине.
Впрочем, говорить мы сегодня будем не об этом, а о том, как в Тольятти готовятся к встрече иностранцев. На протяжении последнего месяца чиновники еженедельно докладывают о проделанной работе, называя количество покрашенных заборов, посаженных цветов и приведенных в порядок рекламных стендов. А недавно руководитель департамента городского хозяйства Вадим Ерин сказал, что вблизи дорог, по которым во время мундиаля будут возить швейцарскую сборную, проводились замеры воздуха. Результаты хорошие, так что переживать за комфорт и здоровье гостей не стоит.
На днях мы съездили в ту часть Автозаводского района Тольятти, где расположена гостиница «Вега», в которой забронировано сразу 65 номеров для официальных лиц и журналистов. Наверняка гости периодически будут прогуливаться по окрестностям, так что мы решили проинспектировать то, что они могут увидеть. Начнем с самого печального, а именно с набережной, до которой от «Веги» всего-то минут десять неспешным шагом. Дорог туда две: по одной из них носится молодежь на машинах (любит у нас народ тусоваться у причала), но мы направились по другой – пешеходной, которая проходит через заросли и по заброшенному мосту. Под ногами хрустели то бетон, то осколки битых бутылок, ступени полуразрушены, людей навстречу почти не попадалось… Осмелюсь предположить, что в темное время суток ходить здесь небезопасно, поскольку маршрут почти не освещается. Вряд ли в данном случае можно говорить о каком-либо российском колорите. Обыкновенная неухоженность, свойственная большинству провинциальных городов.
Вид самой набережной также не настраивает на позитив, а если швейцарцы просидят в Тольятти до цветения воды, то смогут помимо прочего еще и вдохнуть массу неприятных запахов. Пока же вода относительно чистая, а некоторые даже загорают и купаются, несмотря на прохладное начало лета.
– Смотрите, что я выловил, – с этими словами к нам подошел мужчина, державший в руках какой-то пакет. – Воду аварийную кто-то выбросил.
Мы внимательно оглядели находку. На упаковке было написано, что внутри находится пять пакетиков с обыкновенной питьевой водой, которые обычно хранятся на спасательных шлюпках морских и речных судов. Тут же рекомендация: в первые 24 часа – не пить! Как позже пояснил мне брат (моряк с 10-летним стажем), в первые сутки после кораблекрушения воды в организме достаточно, так что рекомендуется экономить и открывать первый пакет лишь на второй день. Также он предположил, что у найденной на набережной воды закончился срок годности и ее просто выбросили с одного из проходящих по Волге судов.
Впрочем, мы немного отвлеклись. Помимо упомянутого пакета, на берегу валялось много всякого мусора. Тут же обосновалась колония божьих коровок и светлячков, ведущих вполне естественную жизнь: спариваются, кушают, воспитывают потомство… Не знаю, насколько интересно будет швейцарцам за этим наблюдать, тем более что божьи коровки, наверное, и у них водятся.
Далее мы направились в ту сторону, где за несколько последних лет образовались провалы асфальта. Некоторые из них засыпали битым кирпичом, а одна, самая большая, яма до сих пор красуется в самом центре набережной. Для безопасности территорию огородили забором, хотя красивее от этого не стало.
Впрочем, у иностранных гостей есть альтернатива – посидеть в кафе возле причала, съесть шашлык, запить его чем-нибудь алкогольным и никуда больше не ходить. Зачем, в конце концов, заниматься поисками плохого в стране, которая тебя гостеприимно приняла?
К примеру, в Венгрии, Австрии, где мне довелось побывать в прошлом десятилетии, тоже есть места, которые не показывают туристам. Там либо живут бедные, либо тусуется бритоголовая молодежь, вооруженная баллончиками с краской.
Следующая остановка – стадион «Торпедо», который еще до приезда швейцарцев оказался фактически оцеплен. Охранники за забором так суетились, как будто мундиаль уже начался. Пройти на территорию не удалось, так что вывод о том, насколько преобразилась футбольная арена после реконструкции, сделать сложно. Издалека всё так же, как было, только асфальт новый положили на площадку перед «Торпедо».
Кстати, напротив расположена католическая церковь, так что швейцарские футболисты смогут помолиться перед стартовым матчем с бразильцами, который состоится 17 июня в Ростове-на-Дону.
Увы, но и в этой части города мы без особых проблем нашли, к чему придраться, поскольку в нескольких сотнях метров от стадиона «красуется» забор, а за ним — огромная гора бетонного лома. Когда-нибудь на этом месте будет сквер в честь 50-летия АВТОВАЗа, а пока здесь полузаброшенная стройплощадка, сильно портящая вид в самой популярной для отдыха части района.
Поверьте, у нас нет цели принизить ту работу, которая была сделана местными властями перед чемпионатом. Просто у России было почти восемь лет, чтобы достойно подготовиться, а в итоге мы встречам гостей не пышными садами и скверами, а строительными заборами и разрушенной набережной. Если всё это попадет в объективы фото- и видеокамер, у европейцев может получиться весьма колоритный репортаж…
Кстати, не будем забывать, что помимо швейцарской делегации в городе почти наверняка будут жить болельщики тех сборных, которым предстоит играть в соседней Самаре. То есть на следующей неделе на улицах можно будет встретить костариканцев и сербов (последних, впрочем, вычислить непросто), а позже – датчан, австралийцев, уругвайцев, колумбийцев и сенегальцев. Вряд ли их будет много (большинство постарались забронировать гостиницы поближе к стадиону), однако если они всё-таки встретятся, давайте проявим дружелюбность.
А то ведь некоторые тольяттинцы не совсем адекватно реагируют, видя людей другой расы. Не могу забыть, как в лифт одной из не совсем благополучных 16-этажек на бульваре Гая зашел темнокожий мужчина. Что он там делал – неизвестно (есть мнение, что снимал квартиру на короткий срок), однако когда его увидел местный алкаш, то схватился за голову и стал орать на весь подъезд:
– Мамочка! Негр!
Народ, естественно, его пристыдил и даже извинился перед обиженным темнокожим, который, опустив глаза, сказал по-русски:
– Не хорошо!
В общем, хочется попросить тольяттинцев не позорить город и страну в целом демонстрацией худших сторон современного российского общества. И материться не стоит, даже если иноземцы сами попросят продемонстрировать колоритную часть национального фольклора.
В заключение давайте вместе попробуем ответить на вопрос: готов ли город к мундиалю? Скорее, нет. Лично я не увидел на улицах ни рекламных баннеров, ни перетягов, ни раскрашенных автобусов… Понятно, что на Тольятти не распространяются требования ФИФА, однако мы же с вами говорим о поднятии настроения гостей, а не о соблюдении каких-то формальностей.
Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 22 (1201) 08.06.18
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362