Надзорные и контролирующие органы в лице Росприроднадзора и Росгидромета, представители науки, власти и общественности сходятся в том, что главным загрязнителем атмосферы над Тольятти является автомобильный транспорт.
Общественная комиссия по вопросам охраны окружающей среды при профильном комитете Самарской губернской думы провела выездное заседание для обсуждения вопроса «Загрязнение атмосферного воздуха и влияние на окружающую среду и здоровье граждан».
Тому, что мероприятие проходило в Тольятти, есть объяснения. В 2017 году только в Управление Росприроднадзора по Самарской области от жителей Тольятти поступило 200 жалоб на недопустимый уровень загрязнения атмосферного воздуха, массовые обращения поступали даже в Кремль. Пик жалоб пришёлся на 20-е числа августа, когда из-за неблагоприятных метеорологических условий Тольятти накрыл фотохимический смог.
Надзорные органы начали массовые проверки химзаводов: ПАО «КуйбышевАзот», ООО «СИБУР Тольятти», ОАО «Тольяттиазот», а затем и других предприятий Северного промышленного узла. Горожанам было обещано, что их проинформируют о результатах и нарушителях.
На прошлой неделе руководитель Управления Росприродназдора по Самарской области Махмуд Калиматов в стенах Самарской губернской думы заявил, что в июле-августе в Тольятти зафиксировано 9 случаев превышение концентрации аммиака. На ПАО «КуйбышевАзот» они составили 1,28 ПДК, на ООО «СИБУР Тольятти» — 3,78 ПДК по аммиаку и в 26 раз по оксиду углерода. В числе потенциальных источников загрязнения названо и ООО «АКОМ-Инвест», где были выявлены неучтённые источники вредных выбросов. Всем предприятиям выданы предписания, возбуждены дела об административных правонарушениях.
На заседании общественной комиссии при комитете Самарской губдумы по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды на загрязнение атмосферы Тольятти решили посмотреть шире. На общественное обсуждение были вынесены проблемы, которые время от времени проговариваются на уровне экспертного сообщества.
Автомобили буквально всё заполонили
Замруководителя областного управления Роспотребнадзора Дмитрий Шинкевич, говоря в целом о состоянии атмосферного воздуха в Тольятти и области, заявил, что от 80 до 60% валовых выбросов приходится на автомобильный транспорт.
Его поддержала и представитель Приволжского УГМС Надежда Карпасова, заявившая, что увеличение автомобильного парка повышает уровень вредных выбросов. В Самарской области в 2016 году объём вредных веществ от выхлопных газов составил 312 тыс. тонн, из них в Тольятти — 45 тыс. тонн.
По заказу администрации Тольятти, как сообщила руководитель управления природопользования и охраны окружающей среды департамента городского хозяйства Надежда Павлинова, Тольяттинский госуниверситет выполнил научную работу по влиянию автомобильного транспорта на воздушную среду городского округа. Выводы учёных: на долю авто приходится 65,19% всех загрязнений.
Количество автомобилей в Тольятти за пять последних лет выросло значительно — с 229,8 тыс. единиц до 281,4 тысяч единиц. Потребление бензина составляет около 196 тысяч тонн. Выбросы бенз(а)пирена за тот же период значительно выросли, загрязнение атмосферного воздуха этим веществом выше, чем в других городах области в 3-4 раза. Свою «лепту» вносят ТЭЦ Ваза и ТоТЭЦ, продолжающие работать на твёрдом и жидком топливе (угле и мазуте).
Директор института химии и инженерной экологии ТГУ Павел Мельников сделал особый акцент на том, что химические предприятия имеют технические возможности, чтобы доокислять свои выбросы до простейших веществ — углекислого газа и воды. Присутствующий в выхлопных газах автомобилей бенз(а)пирен не расщепляется, а потому является крайне токсичным веществом.
По словам Мельникова, определённое влияние на воздушную среду города кроме большой химии и автомобильного транспорта оказывают и малые и средние предприятия, которых в Тольятти более 900. Насколько это влияние вредно, сегодня никто объективно оценить не может. По причине отсутствия полноценного контроля.
Где посты, где мониторинг?
Непростая экологическая обстановка летом 2017 года заставила обратить внимание на то, как действует система наблюдения за выбросами в атмосферу. И по ходу дискуссии в рамках общественной комиссии выяснилось, что и в этом вопросе не всё ладно. Как известно, в Тольятти расположено 8 из 33 по Самарской области стационарных постов наблюдения Росгидромета. Сеть была сформирована более 40 лет, лаборатория акцентирована на определение только 23 загрязняющих веществ.
В то же время при НМУ над городом повисает фотохимический смог, и тогда, по словам Надежды Карпасовой, возможно образование новых веществ, но идентифицировать их не представляется возможным. Именно по этой причине выездные маршрутные замеры, которые сотрудники обсерватории проводили в 20-х числа августа, не выявили превышения ПДК.
По словам Карпасовой, за 40 лет в Тольятти появилось много новых кварталов, состояние атмосферы которых вне зоны мониторинга. И хотя по численности населения Тольятти 8 стационарных постов вполне достаточно, но в силу рельефа города, его протяжённости, близости водохранилища, требуется установка дополнительных ПНЗ. Совместно с администрацией была произведена оценка потребности — не менее трёх.
Много лет, по словам Надежды Капрасовой, лес являлся прикрытием и лёгкими города. Сейчас в отсутствие леса наблюдается увеличение силы ветра на разных высотах. Как это влияет на состояние атмосферы, как в изменившихся условиях ведёт себя водохранилище (водная гладь, как известно, притягивает загрязняющие вещества), специалисты однозначно сказать не могут. Идёт сбор данных. Очевидно одно: когда сгорел лес, исчезла прослойка, которая поглощала многие вредные выбросы…
Леса нет, озеленения тоже
Улучшение экологической обстановки в Тольятти зависит от многих факторов: модернизации промышленных производств, развития дорожной инфраструктуры, совершенствования системы мониторинга, повышения ответственности за нарушение экологических стандартов и так далее.
Не обошли стороной и проблемы, касающиеся восстановления леса и озеленения городских улиц. По словам председателя общественной комиссии, зампреда комитета СГД Дениса Волкова, вопросу озеленения власти Тольятти уделяют слишком мало внимания. Одним из самых загрязнённых мест является Южное шоссе, и нужно серьёзно подумать, как организовать зелёную защиту горожан, проживающих вдоль него.
Обсуждение темы заняло более трёх часов. Было очевидно, что многие из поднятых проблем не решить в одночасье, возможно, потребуются годы. Но, как верно подметил председатель совета Самарского социально-экологического союза Сергей Симак, хорошо уже то, что обсуждение проблем вынесено в публичное пространство. Постепенно появится и понимание: куда надо двигаться и что делать.
Серафима Львова, опубликовано в информационно-публицистическом журнале «День города»