Эколог и общественник Владимир Иглин уверен, что в Тольятти можно избавиться от дорожных заторов.
Как уже сообщалось, депутаты гордумы рекомендовали мэрии принять предложение исследователей из Санкт-Петербурга и взять за основу стратегии развития тольяттинской дорожной сети идею строительства сквозной магистрали через лес, соединяющей улицу Баныкина с Ленинским проспектом. Правда, на стадии обсуждения революционного дорожного проекта выяснилось, что реализовать его, скорее всего, не получится. Дело в том, что леса Тольятти в настоящее время оформляются в муниципальную собственность. И любое строительство в них запрещено действующим федеральным законодательством. Получается, что основным направлением развития тольяттинской улично-дорожной сети должен стать второй вариант, предложенный питерскими проектировщиками, который предусматривает отказ от лесной дороги и заменяет ее развязкой на пересечении Южного, Автозаводского и Хрящевского шоссе. И хотя сторонники лесной дороги предполагают, что строительство развязки от пробок Тольятти не спасет, существует и противоположное мнение, приверженцы которого убеждены: от дорожных пробок можно избавиться. Все, что требуется, — наладить полноценную систему управления дорожным движением с использованием современных информационных технологий и городской логистики. Она-то и станет палочкой-выручалочкой, которая убережет Тольятти от транспортных заторов и многомиллионных затрат на ремонт и строительство магистральных путей сообщения. В частности, эта мысль прозвучала недавно на заседании общественного совета по стратегическому планированию при Думе г.о. Тольятти. «ПС» встретилась с секретарем совета Владимиром Иглиным, чтобы узнать, как именно существующая дорожная сеть города может спасти себя от чрезмерной загруженности.
— Дорожное движение — это не одни только машины, а совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых, — говорит собеседник «ПС». — Поэтому неизменно приходит время, когда все это передвижение нужно подчинять каким-то единым правилам. Раньше поступали в основном так: сделали дорогу и забыли. Теперь в развитых странах применяется понятие городской логистики, одна из задач которой — отрегулировать дорожное движение. В том числе с применением современных информационных технологий.
По словам Владимира Иглина, вся совокупность дорог Тольятти — не что иное как общественная собственность, которой следует научиться управлять. Ведь каждая новая машина, появляющаяся на дорогах города, приносит пользу и удовлетворение только владельцу, а все остальные получают негативные последствия от ее появления.
— Основная модель грамотной городской логистики состоит в равновесном распределении транспортных потоков по маршрутам, — полагает Владимир Иглин. — По большому счету, ликвидировать пробки элементарно, даже с наличием тех дорог, которые сегодня существуют в Тольятти. Все, что требуется, — чтобы люди подчинялись тем правилам, которые, скажем, будут применяться в городе в часы пик. Главное — правила должны соединяться в целую комплексную систему управления дорожным движением на территории всего городского округа. Более того, это должна быть целая программа, которой в равной степени подчиняются и автомобилисты, и предприятия, и торговые сети, и сама власть. Если хотите, это своего рода некий общественный договор, который для Тольятти уже практически неизбежен, если, конечно, мы не хотим стоять в пробках, как Москва.
По мнению Владимира Иглина, первое, что нужно сделать для спасения Тольятти от заторов, — распределить потоки транспорта в часы пик. Это, как полагает собеседник «ПС», несложно. Достаточно, чтобы мэр собрал директоров крупных городских предприятий и договорился, что одни начинают и, соответственно, заканчивают работать на полчаса раньше, другие на полчаса позже и т. д. Такая же схема — с супермаркетами, торговыми центрами и даже органами государственной власти и местного самоуправления. Все, опять же, в рамках общественного договора, обязательного для исполнения каждым. Кстати, Владимир Иглин полагает, что переход на новый режим работы едва ли окажется для предприятий и организаций города болезненным. В конце концов Европа решила свой вопрос с пробками отчасти именно таким способом, и никто из предпринимателей, как говорится, не брыкается. К тому же любой завод или производство — такая же часть мегаполиса, которая должна учитывать не только собственные интересы и принципы, но и пожелания общественности.
— Второй инструмент освобождения Тольятти от пробок — объединение всех существующих светофоров в единую систему с обратной связь, позволяющую максимально снизить транспортную напряженность в часы пик, — продолжает Владимир Иглин. — Дело в том, что сам по себе «умный» светофор или «умный» перекресток правильно распределить потоки машин не сможет. Другое дело, когда будет действовать целая интеллектуальная система, способная в режиме реального времени автоматически анализировать дорожную обстановку в городе, прогнозировать, в какой точке в тот или иной период скопится наибольшее количество транспорта и с учетом этого выстраивать «зеленые волны» по определенному направлению.
По словам Иглина, известный российский разработчик интеллектуальных компьютерных систем готов спроектировать и практически реализовать проект сети «умных светофоров» в Тольятти без каких-либо бюджетных вливаний. Хотя бесплатной работу столичной компании, конечно, не назовешь. Взамен компьютерщики просят, чтобы муниципалитет в течение определенного периода перечислял им штрафы, собранные с автомобилистов, нарушивших ПДД. О конкретных сроках «пересылки» штрафных платежей разработчики пока не говорят. Однако собеседник «ПС» предполагает, что едва ли они окажутся длительными. Дело в том, что каждый «умный перекресток» способен за сутки фиксировать до тысячи нарушений ПДД. Так что игра, по мнению Иглина, стоит свеч.
Третьим инструментом разгрузки тольяттинских магистралей секретарь парламентского совета по стратегическому планированию называет сокращение количества поездок легкового транспорта. Достигается этот эффект, например, за счет более массового применения электронной подписи, когда те же документы не надо перевозить из офиса в офис, из инстанции в инстанцию и т. д. Поможет и принцип единого окна в государственных и муниципальных органах власти, куда население регулярно обращается по различным вопросам. Наконец, на ключевых перегонах внутри районов города и между ними можно пустить бесплатный общественный транспорт (или бесплатные маршруты), который, как полагает Иглин, станет отличной альтернативой личным авто горожан. Конечно, собеседник «ПС» не скрывает, что субсидирование бюджетных автобусных и троллейбусных маршрутов может влететь в копеечку. Но средства на эти благие цели можно почерпнуть, к примеру, из той же наружной рекламы, установленной вдоль главных городских дорог. Как отмечает Владимир Иглин, в 17 городах Европы и в 16 городах США система бесплатного общественного транспорта уже налажена, и люди с удовольствием ею пользуются, чтобы доехать до работы и вернуться домой. Ведь куда проще проехать на место службы на бесплатном автобусе или троллейбусе, нежели ежедневно тратиться на бензин. С другой стороны, чем меньше по улицам будет ездить машин, тем ниже станет транспортная нагрузка и тем, соответственно, меньше будут разрушаться существующие дороги, требующие сейчас регулярных высокозатратных ремонтов.
Наконец, Владимир Иглин предлагает властям Тольятти договориться с торговыми сетями, магазинами и супермаркетами, чтобы большегрузный транспорт с товарами прибывал к ним только поздно вечером или ночью, как, опять же, делается в Европе. В этом случае в дневное время тяжелые и неповоротливые фуры с городских магистралей исчезнут, что станет еще одним положительным фактором, влияющим на дорожную обстановку внутри районов и между ними.
По мнению собеседника, единовременное применение комплекса всех перечисленных мер приведет к тому, что дороги Тольятти освободятся от заторов, а их пропускная способность снова начнет соответствовать существующему режиму движения. Все, что потребуется в этом случае, — построить развязку на пересечении Автозаводского и Южного шоссе с выходом на улицы Ленина и Новозаводская.
Газета «Площадь Свободы»