Год змеи: Что мы знаем о Василии Баныкине

Новости Тольятти augustnews.ru

В Молодежном драматическом театре состоялась долгожданная премьера. «Год змеи» – спектакль, задуманный еще пять лет назад режиссером Олегом Толоченко, и поставленный по пьесе, специально для театра написанной молодым тольяттинским драматургом Сергеем Давыдовым.

Перед премьерой художественный руководитель и директор МДТ Владимир Коренной сказал:

– Впервые я взял в работу пьесу, даже не прочитав ее. Мало того, финал дописывался еще за три недели до премьеры!

Чем же так привлекла всех тема постановки? Годом змеи был революционный 1917-й, после судьбоносных событий которого главой уездного Ставрпольского исполкома избрали 29-летнего фельдшера Василия Баныкина. Человек, чей барельеф укреплен на стеле у берега водохранилища, рядом с территорией перенесенного Ставрополя. И еще один его барельеф – на обелиске Славы в центре города.

– В этом году исполнилось 100 лет революции, – сказал перед премьерой председатель городской думы Дмитрий Микель. – И еще один юбилей мы отметили совсем недавно: 50 лет назад именем Баныкина была названа самая длинная улица города.

Напомним, что до 1 ноября 1967 года улица носила название Южной. На месте ее западной оконечности (напротив нынешних корпусов ТГУ) в 1918 году так называемые белочехи расстреляли красноармейцев. Еще в 70-е местные краеведы планировали установить там мемориальную доску. Почему не установили? Может, подобного события не было в истории?

фото: «Площадь Свободы»

Никто не знает и точной биографии Василия Баныкина, не известен и финал их отношений с женой Варварой. Что случилось после того, как она, вернувшись в захваченный чехами Ставрополь из Сенгилея, узнала о гибели мужа?

Сплошные белые пятна. Сплошные предположения. Говорят, если бы Баныкина не убили 15 июня 1918 года, судьба ему быть расстрелянным, ведь он был левым эсером. С другой стороны, в нашем городе эсеры преобладали, а некоторые историки приписывают первому руководителю города и уезда конъюнктурность: может, перешел бы к большевикам и процветал себе?!

Так вот, пьеса – не исторический документ. Давыдов и Толоченко создали образ не многогранный, а цельный, однозначно героический, вызывающий безоговорочную симпатию зрителя. И они правы, мы устали от полугероев! Знаю, что такие однозначно положительные образы актеры не очень любят. Герой Вячеслава Смильского великодушен, красив, честен и отважен. Неважно, был ли таким Василий Баныкин, он наш и мы хотим его таким видеть и гордиться! В абсолютной гармонии с ним образ Варвары – актриса Ольга Епихова (во втором составе Виктория Игнатова). Этой паре, образцу идеальной любви, можно противопоставить другую пару – образец ненависти и подлости, губительной для таких героев, как Баныкин.

Купеческий сынок, при новой власти – поставщик Петр Гурин (Григорий Береснев) и его прилипала-подручный Леонид (Владимир Хохлов), этот «змеиный клубок», противостоят светлым образам четы Баныкиных. Играть негодяев актерам, говорят, интересно, но в данном случае, полагаю, очень непросто. Ведь актер своему герою всегда ищет оправдание, а в предложенных драматургом обстоятельствах их не найти. Образы написаны без полутонов, и ребенку ясно: этот – герой, а этот – подлец, неспособный к перерождению.

Но вот что касается финала, дописанного, как мы услышали, незадолго до премьеры. В нем нет определенности, мы не видим торжества добра, но не видим и торжества зла. Гибель главного героя – не всегда его поражение, но и победа его дела – не всегда. С одной стороны, это объясняется недостатком фактуры, авторы позволяют себе воссоздать образ, но трактовать по-своему исход исторических событий было бы слишком смело. При этом нам явно дается понять, что причиной того или иного исхода событий часто бывают такие личные чувства, как зависть и юношеская обида на того, кто больше преуспел в любви.

Но я думаю, историкам будет не к чему придраться. Если только не задаваться вопросом, как звали в действительности убийцу героя, Михаил или Леонид. Истории, по большому счету, имена предателей не нужны. Спектакль «Год змеи» не о правоте красных или белых, а о любви. И в первую очередь – о любви к Родине. Нашей маленькой и скорее духовной, чем физической, к Ставрополю, образ которого на сцене создают старинные фотографии и кадры кинохроники.

фото: tltmuseum.ru

Надежда Бикулова, «Вольный город Тольятти»