Гламурные шедевры Никаса Сафронова снова в Тольятти

фрагмент картины Никаса Сафронова
фото: «Вольный город Тольятти»

Впервые выставка Никаса Сафронова состоялась в Тольяттинском художественном музее почти восемь лет назад, в январе 2015 года, и открывал ее сам маэстро.

Без утайки и ложной скромности рассказал о творческом пути, босоногом детстве и первых попытках ловить конъюнктуру, фарцуя джинсами на заре туманной юности.

Ничего удивительного, без правильно выстроенного пиара не было бы мировой славы ни у Ван Гога, ни у «Моны Лизы» – если бы в 1911 году ее не украли, не стала бы она шедевром «намбер ван».

– Назовите самых известных современных отечественных художников. Церетели, Шилов, Сафронов…

И всех троих нещадно критикуют, и не только специалисты. Не иначе из зависти. Новая выставка «Мистерия» в тольяттинском музее представила вдвое меньше, чем в прошлый раз, работ – их около 40. Все небольшого формата, в большинстве новые, хотя датируются некоторые еще 70-ми годами. Первое впечатление от экспозиции – ее гламурность.

В притемненном зале звучит классика, Вивальди или что-то подобное. На экране сменяются картины – не только те, что представлены в зале. Напротив каждой работы – неяркая подсветка, придающая томности и камерности.

Пейзажей в новоизобретенном Сафроновым стиле «дрим вижн» на сей раз немного, как и портретов. Виды Венеции и особенно привлекшая внимание картина с изображением кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре. Между башнями на огромной высоте натянут канат, украшенный флажками. По нему катится велосипедист, два жонглера на ходулях бросают кегли. Архитектурные детали тщательно выписаны.

Этюд Венеция во время праздника карнавала

Но почему-то на фирменной черно-белой этикетке написано «Этюд Венеция во время праздника карнавала». Как же флорентийская достопримечательность оказалась в Венеции, если между городами более 250 километров?!

Вопросы возникали еще несколько раз. Очень точно, с тщательной проработкой каждой пряди написанный автопортрет обозначен, как выполненный «на фоне библиотеки». Но фон картины, прямо скажем, никакой, даже намека на книжные полки не наблюдается. Вероятно, работа не закончена.

Художники – люди увлекающиеся. Другой портрет изображает не менее гениального, чем сам Сафронов, его коллегу Сальвадора Дали. Кстати, их творческие характеристики в чем-то похожи, причем скандалов в судьбе испанца было намного больше. Ну, хотя у Никаса, или по паспорту Николая Степановича, еще ведь многое впереди…

Портрет, написанный в 1994 году, называется «Женское начало… или утро Дали в запутанный период его жизни». Опять же, надо отметить тщательность выполнения работы, несомненное сходство с оригиналом, яркость красок.

Но непонятно, причем тут женское начало, почему вокруг художника океанская живность и он подпирает изумленное лицо золоченой тростью, которую держит синей рукой. Видимо, период жизни у гения был действительно запутанный. Портрет написан спустя пять лет после смерти Дали, что исключает факт написания на заказ. А вообще-то у Сафронова заказывали портреты даже Бельмондо и Софи Лорен…

Но трудно не очароваться портретами кошек в роскошных средневековых одеяниях. Собственно, представлены также белая крыса и крылатые кролики. Ряд картин с довольно вычурными названиями, такими, как «Эйнштейном тронутое время», выполнены в своеобразной, напоминающей фрески манере. Краска нанесена на холст не сплошь, где-то словно содрана, но при этом лицо выписано тонкими лессировками.

Завистники часто утверждают, что художник использует проекцию со снимка на фотохолст. Отсюда и эффект, который очень нравится массам: «Как на фотографии!» При этом никто не отрицает, что еще в семнадцатом веке художники использовали камеру Обскура с системой зеркал и призм. Да и как бы можно было написать портрет того же Дали спустя пять лет после смерти?!

Да, какое время на дворе, таков мессия. В свое время, устав от натурализма реалистичной живописи, массовый потребитель художественных произведений пришел в восторг от абстракционизма, авангарда и акционизма. Сегодня Никас Сафронов, как написано на очень подробном информационном планшете, является самым известным и востребованным современным художником.

Но при этом Сафронов – народный художник РФ и Дагестана, академик РАХ, профессор Ульяновского университета, почетный академик ведущих вузов искусств Казахстана, Азербайджана. Почетный гражданин Баку, Ульяновска, Каспийска. И он действительно много занимается благотворительностью. А то, что очень уж светский, гламурный и этапажный – в общем-то, личное дело этой, как говорят, вип-персоны.

Кстати, сам он других художников не критикует. А ждет ли ныне продающиеся за баснословные деньги картины судьба «Моны Лизы», только время покажет. Не знаю, насколько поменялись за почти восемь лет установки маэстро. Но в январе 2015-го в Тольятти он заявил:

– Я буду, пока существует мир!

Справка

Выставка Никаса Сафронова “Мистерия” будет работать до 15 января 2022 года.

Адрес Тольяттинского художественного музея: бульвар Ленина, 22 (правое крыло).

Тамара Ушакова, газета «Вольный город Тольятти»