Генетика безволия: съесть одну зефирку сейчас или две, но потом

    зефир на оранжевой тарелке

    – Я безвольный человек, у меня и справка есть, – с этих слов начался прямой эфир лекции из Берлина «Генетика и нейробиология безволия: почему одним людям удается легче достигать своих целей, чем другим» молекулярного биолога, научного журналиста Ирины Якутенко.

    Отметим, что онлайн-лекцией о безволии и открылся в этом году ставший уже популярным не только в нашем городе, но и в области проект «Тольяттиазота» – «Химия слова».

    Итак, биолог, популяризатор науки, автор нескольких книг (одна из последних – о коронавирусе под названием «Вирус, который сломал планету») очень много интересного и познавательного рассказала, есть над чем подумать. Что же определяет целеустремленность: гены или среда? Почему сила воли есть не у всех? А как стать волевым человеком? Или это уже невозможно? Как работает внутренняя и внешняя мотивация?

    Люди, которым сложно побороть искушение, которых часто называют безвольными, физиологически и биохимически отличаются от тех, у кого этих проблем нет. А все дело в генетических особенностях. У безвольных людей иначе распределяются и работают нейромедиаторы – вещества, которые регулируют работу мозга.

    – Вася сказал, что похудеет к лету, и похудел. Я сказал себе то же самое – и пошел покупать штаны на размер больше. Часто слышите такие истории? А есть еще те, которые постоянно опаздывают, срывают сроки отчетности, несколько лет пытаются бросить курить. Почему так? В чем же различия? – спросила писательница. – Этим вопросом в 60-е годы задался и психолог Стэнфордского университета Уолтер Мишел.

    При университете был детский сад для ребятишек сотрудников. Их ученый и выбрал себе в «жертвы» – тестировал. С помощью… зефирки. Да-да, вы не ослышались. Позднее это получило название и большую известность как «стэнфордский зефирный эксперимент».

    Суть его в следующем. В комнате без игрушек, телевизора и других развлечений оставляли ребенка один на один с зефиром. Прежде чем уйти, ему объясняли: ты можешь съесть лакомство сейчас, либо не есть, дождаться моего возвращения и получить вторую зефирку. Всё просто: ешь сейчас одну, ждешь – съедаешь две. Стоит отметить, что детям было от трех до шести лет. И это были 60-е годы, когда такого разнообразия сладостей как сейчас, еще не придумали.

    Вообще, эксперимент лучше один раз увидеть, чем слушать пересказ. Ирина не включила нам ролик: онлайн в онлайн – это не очень удобно и долго по времени.

    Но я не поленилась и посмотрела его самостоятельно. У кого есть маленькие дети, те поймут, как тяжело малышам устоять перед сладостью, которая смотрит прямо на тебя. Некоторые съедали зефир, не дослушав до конца оглашения правил. Другие терпели, вздыхали, простирали руки к небесам, но в итоге получали желанную вторую порцию. Удивительно и то, что никто из участников теста почти не вставал с места! Ожидание их полностью поглотило. Хотя дети могли отвлечься на что-то другое, тогда 20 минут пролетели куда быстрее.

    – Этот эксперимент Мишел повторял множество раз. С разными детьми, в разных странах, с разным достатком в семьях. Итог был одним и тем же: тех, кто смог побороть искушение и ждал, чтобы получить второе угощение, оказалась примерно треть от всех испытуемых, – уточнила лектор.

    А профессор пошел дальше. Через 20 лет он решил отыскать «первых» детей, которые участвовали в так называемом зефирном тесте и проанализировать, как сложились их судьбы. Треть детей, которые сдержались и не съели первый зефир, а дождались второго, оказались более успешными по жизни. И в учебе у них все было хорошо, и с работой, и даже избытком лишнего веса они не страдали.

    Благодаря этим тестам ученые выяснили, что успех не зависит от внешних данных: красоты, достатка в семье и даже IQ – ты можешь быть умным, но ленивым, и никто тебя на работе держать не станет. Загадка успешности кроется внутри каждого из нас, а именно – в головном мозге.

    Кстати, немного о самом стэнфордском профессоре, который курил много лет и прекрасно знал, насколько это вредно. Как же он бросил? Он рассказал об этом в одной из своих книг.

    Приехав по делам в госпиталь, шел по коридору, а навстречу ему на очередную операцию везли на каталке человека, умиравшего от рака легкого. Из него отовсюду торчали трубки, он был весь бледный, под ним – судно, он не мог самостоятельно ничего делать. Известный психолог посмотрел на него и представил, что он, Уолтер Мишел, знаменитый и успешный ученый мирового уровня, тоже превратится в такую развалину, которая не в состоянии обслуживать себя. Эмоциональное потрясение было настолько велико, что Мишел в этот же день бросил курить.

    Почему это произошло? Никакого чуда не случилось, поясняет Ирина Якутенко. Просто обычно мы ищем внутреннюю мотивацию, используя префронтальную кору – иначе говоря, убеждая себя какими-то разумными доводами. Однако это так не работает: можно приводить себе много разумных аргументов, но настоящая внутренняя мотивация – наши настоящие эмоции. Мишел испытал настолько сильные негативные чувства, что сумел поборол свою страсть.

    Проблема безвольных людей – гиперактивная лимбическая система, считает Якутенко. Если вам удастся найти нечто настолько же эмоционально заряженное, но с противоположным знаком, это может стать действительно настоящей внутренней мотивацией – той самой, о которой говорят психологи. И тогда одна эмоция выбьет другую.

    Некоторые сомневаются: раз бросил в один день, значит, не было зависимости. Ничего подобного – зависимость была. Просто не было настолько же сильно эмоционально окрашенной цели, которая могла бы перебороть желание лимбической системы, как в нашем примере, затянуться еще одной сигаретой.

    Биолог рассказала и показала, как устроен наш мозг, какая зона отвечает за эмоции. Именно эмоции заставляют поддаваться соблазнам, которые, в свою очередь, раскачивают лодку под названием сила воли, порой им даже удается пустить ее ко дну.

    Нарушения бывают разными: обладателям одних постоянно не хватает ощущения удовольствия, носители других испытывают от приятных вещей настолько сильные ощущения, что не могут противиться им. Но итог один: «животная» часть мозга – лимбическая система, которая требует удовольствия прямо здесь и сейчас, чаще берет верх над самой «умной» зоной – префронтальной корой головного мозга.

    Если вы являетесь носителем плохих генов самоконтроля – это не приговор. Нужно исключить все внешние факторы, которые мешают вам сосредоточиться на своей цели. Убрать все соблазны из поля зрения, конечно, не получится, но можно не ходить на экскурсию в кондитерский или винный магазины, если вы второй год худеете к лету или стараетесь меньше употреблять красного сухого. А если хотите бросить пить алкогольные напитки, воздержитесь от корпоратива. Жесткий метод? Зато действенный.

    – Да, я – безвольный человек. Пройдя некоторые тесты, сейчас имею на руках документ, который это подтверждает. Мне сложно сосредоточиться на чем-то важном, могу просрочить дедлайн, зависнуть в «Фейсбуке» и ничего не сделать по работе. Кстати, на моем телефоне нет выхода в соцсети – установили пароли, которых я не знаю. Это тоже один из действенных методов не поддаваться соблазну, – порекомендовала научный журналист.

    Совет касается не только вредных привычек и соблазнов, но и любого дела, которое вы считаете важным для себя, но делать не хотите. Поясню на примере изучения иностранного языка.

    Это сложная, энергозатратная задача для мозга. Мозг будет сопротивляться. И если вы станете заставлять себя с помощью разумных доводов (надо для работы, в будущем пригодится…), это не сработает – найдутся более срочные дела, которыми нужно заняться безотлагательно.

    Тут важно перейти в область эмоций и найти эмоционально окрашенную цель. Прочувствовать, прожить, представить, ощутить ее: вот вы гуляете по Нью-Йорку и легко общаетесь с местными жителями или сидите в лондонской библиотеке, готовясь к семинару, или еще что-то – у каждого это свое. Найдите то, что будет вас вдохновлять. Это может быть и работа, но такая, о которой мечтали всю жизнь…

    Ищите эмоционально окрашенную мотивацию для своей цели, ученые не зря это советуют – и тогда вашему мозгу настолько сильно захочется ее достичь, что проблем с волевыми усилиями не будет.

    Алина Нестерова, газета «Вольный город Тольятти»

    P.S. Следующую лекцию в рамках цикла «Химия слова» проведет психолог-консультант Константин Кунах. Он расскажет о психогигиене, а еще о том, как сделать чистой и здоровой нашу… психику. Вход на лекцию бесплатный, а пройдет она в ДК «Тольяттиазот» в пятницу, 5 февраля, в 19:00, при соблюдении всех противоэпидемических норм и социальной дистанции.