Где-то цены больше почти в два раза: На Тольятти не экономят

парк Центрального района летом

Флагманскую программу администрации «Формирование комфортной городской среды» проверили аудиторы контрольно-счетной палаты Тольятти. Сделанные выводы неоднозначны, похоже, организаторы городского комфорта преследовали цели, связанные не только с благоустройством окружающих нас пространств.

Заранее предупреждают

Программа «Формирование комфортной городской среды» осуществляется в основном за счет средств федерального бюджета. Как писала «Панорама Тольятти», реализуется она слабо. За последние годы удалось благоустроить только два общественных пространства и до конца не понятно, те ли это места, которые хотела видеть общественность. Администрация всеми силами вселяет надежду, что на этот раз «здесь будет город-сад». На 2021 год размер финансирования – 84,3 млн руб. Из них федеральных денег – 68,8 млн руб.

Недавно избранный глава города Николай Ренц лично проверял, как идет подготовка к благоустройству Молодежного бульвара, какого цвета плитку можно там использовать, вникал в детали работы подрядчика. Между тем контрольно-счетная палата Тольятти подготовила свою оценку муниципальных контрактов, заключенных ранее и планируемых к заключению. В них содержится гораздо больше информации, которая может заинтересовать и главу, и широкую общественность, и надзорные органы.

Основных выводов, которые сделали аудиторы КСП, два. Во-первых, при обосновании начальной цены контрактов нарушен Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В частности, не соблюден порядок обоснования цены контракта и объекта закупки. Проще говоря, цены были завышены и непонятно, почему были закуплены те или иные товары либо работы.

Во-вторых, была нарушена статья 34 Бюджетного кодекса РФ, а главным распорядителем средств программы – департаментом городского хозяйства администрации – допущен риск неэффективного расходования бюджетных средств в виде избыточных расходов в общей сумме 83,5 млн руб. То есть почти на весь объем средств, которые планируется потратить на цели программы.

Если бы на комиссии по контролю, общественной безопасности и соблюдению депутатской этики Тольяттинской городской думы присутствовал председатель бюджетной комиссии ТГД Владимир Краснов, возможно, прозвучала бы пламенная речь о том, что так тратить народные деньги, пусть и федеральные, нельзя. Однако в этот раз выводы комиссии не получили должного резонанса. Анализ рассмотрели, но, как это ни странно, он никого из членов комиссии не шокировал.

Между тем случившееся вызывает в памяти то, о чем говорила в момент своего назначения на должность председателя КСП Екатерина Киселева: проверки муниципальных структур нужно проводить превентивно, до того, как бюджетные средства будут истрачены. Если все выводы, сделанные аудиторами, верны, то впору задуматься: почему департамент городского хозяйства действовал так, как будто в городе денег куры не клюют.

Спорный метод

Проверка КСП официально называется так: «Анализ и оценка законности, целесообразности, обоснованности, своевременности и эффективности расходов на закупки по заключенным и планируемым к заключению в 2021 году муниципальным контрактам на благоустройство общественных территорий г. о. Тольятти в рамках МП «Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы».

Первое, что выявили аудиторы: перечень общественных территорий в муниципальной программе и информация, которую администрация представила, в разрезе финансирования адресного перечня объектов не сходятся. В программе указано три объекта: б-р Буденного, б-р Островского, аллея Молодежного бульвара. При этом согласно информации администрации о мероприятиях муниципальной программы на 2021 год финансирование указано в размере 92 млн руб.

В адресном перечне содержится не три, а пять объектов. Плюсом идут сквер им. С. Ф. Жилкина и сквер 14-го квартала. Это именно то, о чем ранее говорили «Панорама Тольятти» некоторые кураторы программы. Ее «интерфейс» никуда не годится, потому что производит сумбурное впечатление, а делался вроде бы для того, чтобы занять общественность мыслями о лучшем будущем в Тольятти и скорых переменах в эту сторону.

Второе, еще более весомое замечание – это цены, установленные департаментом на закупки работ. Существует порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта по закупке работ по благоустройству общественных территорий Тольятти. Для этого ФЗ № 44 определяет 5 методов. И среди них есть приоритетный – метод сопоставимых рыночных цен. Вместо этого заказчиком – департаментом – выбран проектно-сметный метод.

Аудиторы подробно разъясняют, почему они считают это нарушением. Если очень коротко: те виды работ, которые обосновываются проектно-сметным методом, не совпадают с видами работ, представленными департаментом. Опять же возникает ситуация, когда непонятно, что и почему департамент собирается делать на объекте. А речь идет ни много ни мало о сумме 28 млн руб. Аналитики предупреждают, что «необоснованное применение проектно-сметного метода в данном случае влечет риск избыточных расходов бюджетных средств».

Не надо брать

Выбрав не тот метод, департамент к тому же не обосновал сметы некоторых позиций, например, цены на электрооборудование. Проверяющие пишут, что его цена, например, на объекте «Аллея Молодежного бульвара» в сумме 6,7 млн руб. не обоснована. Еще критичнее выглядит ситуация на других объектах перечня. Нарушена статья 34 Бюджетного кодекса РФ и есть риск неэффективного расходования бюджетных средств на сумму 28,2 млн руб.

Глава города уже успел найти деньги на обустройство городского пляжа возле «Волжского замка», цветы на городских клумбах и призы тем, кто пройдет вакцинацию. Наблюдатели гадают: откуда возьмутся ресурсы на эти цели, ведь чиновники годами рассказывали депутатам, что лишних денег в бюджете нет, все посчитано до копейки и казна в долгах. Однако, если как следует «прошерстить» хотя бы один департамент, выходит, что на многом можно экономить.

В рамках данной проверки КСП исследовала общедоступные источники информации, провела анализ цен в интернет-магазинах по тем товарам, которые нужны для реализации программы. Выяснилось, что рыночные цены повсеместно ниже тех, по которым закупает товары департамент. Карусель, которую выбрал распорядитель, стоит 51 тысяча рулей, аналог на рынке – 32,5 либо 34 тысячи. Качалка-балансир для администрации продается за 19 тысяч и за 12 тысяч – для простых потребителей. И так в 6 позициях. Где-то цены больше почти в два раза.

Избыточные расходы, отсутствие информации, которая могла бы их объяснить, путаница в объектах, видах работ и т. п. – это явный повод задуматься о том, что происходит в департаменте городского хозяйства. Странно, что эта тема не получила развития на комиссии думы, которая слушала отчет. Во второй комиссии – по городскому хозяйству – председателя лишили депутатских полномочий. Как считает сам Максим Гусейнов, это связано с тем, что он слишком активно пытался навести порядок в вопросах городского хозяйства.

Комментарии

Екатерина Киселева, председатель КСП Тольятти:

– За период проверки были выявлены следующие нарушения. Это неэффективное расходование бюджетных средств и нарушение норм Минфина о ведении первичных учетных документов. То есть неправильно отражались в регистре показатели. Кроме того, были выявлены нарушения положения об учете муниципального имущества. Со стороны ДУМи было установлено необеспечение достоверности сведений об объектах муниципальной собственности касаемо площади, переданной в оперативное управление, и со стороны учреждений – нарушение сроков направления сведений о приобретенных незаконно объектах в результате исполнения муниципальных контрактов. Как обычно, вся информация была направлена в УМВД и прокуратуру, внесены представления в адрес администрации.

Ирина Смирнова, газета «Панорама Самарской области», 31 мая 2021 года