Где прячутся свежие продукты на магазинных полках

Новости Тольятти augustnews.ru

В редакцию не раз обращались наши читатели с жалобой, что в продуктовых магазинах в самый первый ряд выкладываются товары с подходящим к концу сроком годности, а самые свежие запрятываются подальше, на задние ряды. С учетом того, что этот «хитрый» принцип выкладки товаров вроде бы всем известен и все это происходит в масштабах всей России, мы всякий раз отмахивались от темы. Но, как говорится, капля камень точит: получив очередной сигнал от читателя, все-таки решили исследовать тему.

«Мы тоже сталкиваемся с этой проблемой, – рассказал руководитель городской общественной организации по защите прав потребителей Александр Гордеев. – Хотя формально в таком способе выкладки продуктов питания нет нарушения закона, потребители так или иначе от этого страдают. Некоторые покупатели спешат, и у них просто нет времени разбирать витрину в поисках пакета молока или кефира с самой свежей датой выпуска. Они хватают первое, что попадается под руку, и спешат к кассе. У других людей плохое зрение, особенно у пожилых. Зачастую они просто не могут прочесть, какой срок годности у товара. Так люди берут, допустим, молоко, которому осталось храниться всего день или два, приносят его домой, на дачу. И тут выясняется, что уже прокисает. Не секрет, что в магазинах продукты нередко хранятся неправильно. К примеру, завезли молоко, и оно не сразу поступает в холодильник, а некоторое время после разгрузки стоит в подсобном помещении, киснет. Особенно сейчас, летом. Вот и получается знакомая всем ситуация, что по дате на упаковке молоко вроде еще годно, а по факту уже скисло. Не каждый человек захочет возвращаться в магазин, терять свое время на разбирательство из-за пакета молока за 40 рублей. Покупатель вынужден проглотить обиду, и так все это продолжается».

От лица наших читателей хотелось бы добавить, что клиенту неприятно заходить в магазин, зная, что им всякий раз хотят сбагрить все самое старое, залежалое, неприятно постоянно находиться в состоянии холодной войны с администрацией магазина, неприятно у каждой полки подолгу рыться в ее глубинах, нарушая созданный порядок продукции. И наверное, работникам торгового зала неприятно делать лишнюю работу, постоянно приводя в порядок разворошенные полки.

По словам Александра Викторовича, есть еще один момент. Даже если молоко (хлеб, сметана, сыр и прочее), к примеру, еще не кислое, то ведь мы обычно хотим им пользоваться несколько дней, доставая из холодильника, когда нам это потребуется. А продукт с подходящим к концу сроку годности «продержится» в холодильнике считанные часы. Поэтому покупателю, естественно, не все равно, сколько дней назад изготовлен товар. Мы выбираем все самое свежее из практических соображений, а не из-за того, что мы вот такие придиры-ворчуны и нам нечего больше делать. Но работники магазинов продолжают упорно ставить в первые ряды все самое старое с истекающим сроком годности. Таков принцип маркетинга.
«Закон никак не определяет порядок выкладки на полках универсальных магазинов – ближе ли к вам стоит нужный вам товар или дальше – на этот счет нет норм. Хотя в Гражданском кодексе есть норма о том, что продавец должен дать покупателю товар со сроком годности, достаточным для употребления этого товара. Но эта формулировка слишком общая, размытая. Если вы покупаете молоко в обычном продовольственном магазине, где продавец сам дает вам это молоко (или другой товар) с приближающимся к истечению сроком годности, то здесь есть нарушение. А если вы сами взяли это молоко с полки универсального магазина и срок годности еще не истек, то магазин ничего не нарушает. Такие у нас законы».

Примерно то же самое ответила нам и.о. руководителя отдела Роспотребнадзора по г. Тольятти Елена Горланова: «Срок годности товара не вышел – значит, нарушения закона нет. Вы спрашиваете, зачем это делают в магазинах? Мы им такие вопросы не задаем». Выяснить этот момент у представителей торговли решил корреспондент, обратившийся за разъяснениями в ряд торговых точек. Всюду мы получили такой же уклончивый, но твердый ответ: «Срок годности не вышел – все в порядке. Какая вам разница, как стоит товар? Вы же можете его выбрать. Глаза у вас есть, руки есть? Значит, все нормально!» В одном магазине администратор начал назидательно нас учить, что это называется не выкладкой товара, а ротацией: «Мы просто ставим товар по порядку. Вначале – самая свежая дата, дальше – по нарастанию». На вопрос, почему бы не делать ротацию в обратном порядке – самый свежий товар впереди, администратор ничего внятного не ответила, кроме того, что «просто так заведено, это все так делают, не только мы».

Редакция разослала запросы в несколько продуктовых сетей, надеемся в ближайшие дни получить ответы. Можно лишь предполагать, что с помощью «хитрой» выкладки владельцы сетей стараются сбыть залежалый товар прежде, чем истечет срок его годности. «Я, честно говоря, не представляю, зачем это делается, – размышляет Александр Гордеев. – Продуктовые сети в России находятся в таких условиях, что они диктуют свои условия поставщикам. В договорах между магазинами и поставщиками есть пункт возврата, в соответствии с которыми поставщики вывозят весь возврат, поэтому магазины не несут прямых убытков от того, что какая-то часть партии испортилась. Это уже проблема поставщика».

Факт:

В торговых сетях с недавних пор появилась новая специальность со смешным иностранным наименованием – мерчандайзер. Этот человек отвечает за «хитрую» выкладку товара на магазинные полки.

Интересно:

Наиболее дорогие товары размещаются на уровне глаз покупателя, а наиболее дешевые товары находятся на уровне его ног, причем эта уловка действует даже в пределах товаров одной группы. По данным французских исследователей, при перестановке товара от уровня пола до уровня глаз продажи увеличиваются на 78%. А от уровня рук на уровень глаз – на 63%. Кроме того, очень часто товары с небольшим изъяном лежат на видном месте, да еще и продаются со скидкой, а точно такие же товары, но на которых данный изъян чуть меньше заметен, лежат вместе с качественными товарами. Здесь делается ставка на тщеславность и невнимательность покупателей.

фото: Площадь Свободы

Евгений Халилов, “Площадь Свободы”