В этом году в Тольятти открыты лишь два официальных пляжа и оба в Центральном районе: «Итальянский» и возле кафе «Волжский замок» в Портпоселке. Здесь установлены посты спасателей и спасательное оборудование, кабинки для переодевания, пункты проката инвентаря, туалеты, урны, информационные щиты с телефонами экстренных служб и т.д.
Стоит отметить, что Комсомольский из городских районов самый водный, при этом здесь никогда не было и нет официального пляжа. Парадокс, конечно, но жители привыкли, ведь местные власти время от времени что-то обещают и не делают.
Где купается в такую жару народ? Кругом! Хороший песчаный берег – за набережной, если идти в сторону Портпоселка. Здесь любят отдыхать собачники с питомцами, мамочки с детьми и маргиналы с пивом. Шум, лай, крики, мусор – всё, как всегда.

Поутру в относительной тишине тут собираются коричневые пенсионеры. Именно коричневые от многодневного загара. Они, наверное, знают, что находиться долго под палящими лучами солнца с определенного возраста опасно, можно «получить» рак кожи, но упорно игнорируют рекомендации онкологов, наивно полагая, что это их не коснется никогда.
Вода в Куйбышевском водохранилище прогревается быстро, так же быстро начинает цвести. Но народ плавает, стараясь ничего не замечать.
Дачники и жители микрорайона Жигулевское море давно облюбовали озеро возле АТП-3. Практически под линиями ЛЭП. Раньше это был котлован, куда сбрасывали старые бетонные блоки и другой строительный мусор, теперь – водоем, где есть рыба и плавают уточки.

Хороший песок только с одной стороны, где холм, там и «обитают» отдыхающие. Пока относительно чисто, весь мусор жители аккуратно складывают возле стенда с надписями, что купаться тут запрещено и совсем не стоит рисковать своей жизнью.
Бултыхается народ в основном возле берега, но сам видел, как пара пенсионеров в бейсболках заплыла на середину озера. Вроде бы уверенно чувствовали себя на воде, но риск действительно есть. Знающие люди говорят, что опасными являются как раз центр водоема и противоположные от песчаного холма берега, где торчат бетонные куски. Тонут в этом коварном озере каждый сезон, о чем гласит печальная статистика.
Жители Шлюзового любят загорать на своей набережной, но купаются далеко не все. Во-первых, канал судоходный, во-вторых, очень скользкая поверхность бетона. Обычно рискуют подростки и пьяные мужики.
На днях смотрел, как один любитель алкоголя долго примерялся, матерился, потом прыгнул, а когда вынырнул, громко известил свою нетрезвую спутницу, стоявшую на берегу с телефоном:
– Здесь столько… дерьма плавает!
Голос прозвучал так радостно, как будто человек встретил что-то свое, родное.
Ближе к вечеру, когда пошли гулять с детьми, заметили в воде довольно крупного бобра. Или ондатру. Дети смогли подойти ближе, но толком рассмотреть не получилось. Знаю, что по хвосту можно определить животное. Хвост у ондатры более длинный и плоский, чем-то похож на крысиный, служит для плавания и регулирования баланса. А еще – бобер крупнее и массивнее ондатры.
Пока мы рассматривали, к нам присоединились другие жители, и бобер как будто позировал, плыл вдоль берега не спеша. У него крупное туловище, густая шерсть, мощный хвост, который он использовал как руль.
– Бобер! Бобер! У нас на Волге появились бобры! – кричали мальчишки.
– Это не бобер, им нужна древесина, они строят хатки и плотины. На канале нет деревьев, где ему строиться? Скорее всего, ондатра или выдра, – предположил мужчина, он тоже наблюдал и пытался фотографировать.
Есть пляжные места в Федоровке и за дачными массивами, песок не очень хороший, вода пока холодновата. Для Саратовского водохранилища это обычное дело.

На полуострове Копылово есть и песок, и чистая проточная вода, и волжский простор. Но дорога – вся в ухабах и рытвинах, если нет джипа или «Нивы», то лучше не ездить на косу, иначе можно застрять в бархане. Такое случается каждый сезон, даже с «газелями». Поэтому отдыхать можно, но осторожно. Как, впрочем, везде.
Ксения Рис, Виктор Зимогоров, газета «Вольный город Тольятти»
