Эту очень грустную новость мы узнали не сразу.
В «Вольный город» обратился чернобылец Леонид Тимонин, который сообщил, что фронтовичка Нина Кравцова скончалась 11 июля, так и не дождавшись переезда из дома престарелых в родную двухкомнатную квартиру.
– 6 июля Нине Николаевне исполнилось 94 года. Но ни поздравить с юбилеем (в этом возрасте каждый год – юбилейный), ни проводить ее в последний путь мы, большая группа ветеранов, не смогли. Удалось выяснить, что на похоронах, кроме родственников, не знаю, каких, были всего пять человек из дома престарелых. Такой светлый человек, как Нина Николаевна, достоин другой участи! – горячился Леонид Афанасьевич.
Про нелегкую судьбу ветерана войны наша газета писала не раз, а восемь месяцев назад даже провела прямую линию, где читатели горячо обсуждали актуальную тему: можно ли своих стариков отдавать в богадельню. Подавляющее большинство считали и сейчас, наверное, считают, что к ветеранам надо относиться с уважением и не лишать их семьи, привычных вещей и окружения.
Напомню, что Нина Николаевна пережила свою дочь и мужа-фронтовика, из близких родственников у нее остались внучка и правнучка. Внучка уже пенсионерка, у нее своя семья, где молодой муж и маленькая дочь. У правнучки – тоже хлопоты и работа в автофирме.
Когда Нина Николаевна перенесла инсульт, она пролежала в медгородке 10 суток и была выписана домой на долечивание. Ее многочисленные друзья, в их числе главный библиотекарь «Фолианта» Светлана Россинская и члены литературного клуба «Прикосновение», пытались поместить ее в реабилитационный центр военного госпиталя, но получили отказ. Выяснилось, что Кравцова в августе прошлого года уже проходила там курс лечения.
Через 10 дней после выписки друзья узнали, что родственники увезли фронтовичку в жигулевский пансионат, а оттуда – в тольяттинский. Как участница войны, Нина Николаевна получала солидную пенсию – 40 тысяч рублей. Из этой суммы родственники 30 тысяч отдавали пансионату, из остальных денег – платили за ее квартиру и, по их словам, покупали необходимые лекарства.
Друзья и единомышленники в год юбилея Великой Победы предложили другой вариант: перевезти Нину Николаевну домой, подключить телефон, чтобы Кравцова не чувствовала себя изолированной, и так далее. Они даже нашли сиделку (живет в соседнем доме), чтобы ухаживала за женщиной. Но родственники наотрез отказались от такой помощи, запретив сотрудникам дома престарелых пускать в палату «посторонних».
Полгода шли словесные и письменные баталии, обращения в правоохранительные органы, в итоге «посторонним» разрешили встречаться с Ниной Николаевной, но в присутствии сотрудников. Кстати, в палате, где находилась Кравцова, были еще четыре пенсионерки с различными диагнозами…
Те, кто смотрел цикл фильмов о долгожителях или читал об этом очерки, уверен, обратили внимание на несколько аспектов. Даже не аспектов, а элементов, составляющих основу долгожительства: питание, движение, отсутствие стрессов, позитивное отношение к происходящему вокруг.
Но на первом месте у японцев, греков, кавказцев, у любых народов, было и есть – проживание с близкими родственниками, которое дает старикам ощущение своей нужности, востребованности и уверенности, что их завтра не бросят в беде.
Читайте Своих стариков отдавать в богадельню?
Читайте Жителей Тольятти взбудоражила судьба ветерана
Сергей Ростовцев, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 29 (1309) 24.07.20