Фредди Меркьюри: Тайны известные всем

музыкант фредди меркьюри

Мэри Остин, жена Меркьюри, в одном из интервью сказала, что Фредди прожил с вирусом ВИЧ минимум семь лет. То есть самое позднее, с 1984 года. И она лжет – потому что ВИЧ-инфицированный Фредди не мог давать по 70 концертов в год.

А второй «великий посвященный», Джим Хаттон, назвал совсем другую дату -апрель 1987 года. В результате биографы Меркьюри пишут, что «никто не знает» – так как перед нами классический провал свидетельских показаний, полностью противоречивая информация по одному и тому же вопросу.

Даже Питер Хоуген в предисловии к своей книге о «Queen» осторожно заметил:

«Фредди Меркьюри умер от бронхиальной пневмонии, вызванной СПИДом. Однако мы с точностью не можем утверждать, что причиной его смерти явились излишества, присущие стилю его жизни, нам неизвестно, когда Фредди стал ВИЧ-инфицированным, а также, каким путем произошло заражение – половым или неполовым».

Но тут же, словно испугавшись собственной смелости, Хоуген поспешно говорит «но это неважно» и переводит разговор на другую тему.

Ну почему же неважно? Это очень важно – потому что за ответом на этот вопрос стоит погубленная репутация порядочного человека!

Благородный верующий человек был ославлен на весь мир самым мерзким мужским грехом, самым страшным преступлением его веры. Он потерял самое главное, что может быть у мужчины – честь и репутацию. Пройдет совсем немного времени, и сотни миллионов людей во всем мире будут обсуждать его распутство, его гомосексуализм, его вымышленные пороки, а его имя станет символом абсолютного разврата…

Где же справедливость?

Засекреченная информация

Хоуген прав в одном – ничего нельзя с точностью утверждать в связи с полным отсутствием информации по данной теме. Посмотрим, что уже написано.

Нужно признать, что книги о Фредди Меркьюри – литература весьма специфическая. Однако некоторые факты можно почерпнуть практически из любого источника. Вот некоторые из них:

1. Tremlett, G. The Queen story

Уникальная книга, изданная в 1976 году. Колоссальное количество эксклюзивной информации, многие вопросы поданы в принципиально ином свете.

2. Hodkinson, M. Queen: The Early Years

Книга, в которой можно найти ряд сведений о ранних годах членов группы и их жизни в «доквиновский» период.

3. Freddie Mercury. A Life, In His Own Words

Весьма оригинальное произведение, написанное на основе печатных интервью певца -– в том числе и тех, которые он официально опровергал.

4. Хоуген П. «Queen»

Убийственно скучная книга, из которой, тем не менее, при должном усердии можно выкопать ряд любопытных сведений.

Анализ материалов по теме привел меня к весьма неутешительному выводу – информация о болезни и смерти Фредди Меркьюри засекречена. Даже сейчас, спустя тридцать лет после его смерти.

В мае 1987 года газета «Сан» напечатала всем известное скандальное интервью журналиста Пола Прентера, в котором Меркьюри предстал активным геем и организатором кокаиновых вечеринок и сексуальных оргий.

Проходит совсем немного времени, и в прессе появляется еще одно скандальное интервью Меркьюри, в котором он весьма откровенно высказывается о проблеме СПИДа и своей личной жизни:

«СПИД полностью изменил мой взгляд на вещи. Раньше я был очень развратен, а теперь сижу дома, никуда не хожу… Я думаю, каждый, кто имел беспорядочные половые связи, должен пройти тест на СПИД… Сам я проверялся, я чист…»

Едва газета вышла в свет, как в редакцию позвонил разъяренный Фредди с требованием извинений и опровержения. Интервью действительно имело место, но Фредди говорил в нем о своих творческих планах на будущее, немного – о личной жизни, но он не откровенничал ни про разврат и СПИД, ни про медицинские тесты.

Редактор принес свои извинения и пообещал разобраться – но опровержения так и не последовало, более того, эта фальшивка теперь по достоинству украшает все книги о Меркьюри и «Queen».

Похоже, круг замкнулся.

Прежде, чем делать выводы о том, каким был Фредди Меркьюри, необходимо познакомиться с его творческой биографией, а потом посмотреть, кому и чем он мешал.

Без ума от музыки

Фредди Меркьюри родился 5 сентября 1946 года в Занзибаре, и звали его тогда Фаррух Бульсара. Фредди он стал с легкой руки своих приятелей, а псевдоним Меркьюри взял себе сам много позже, в 1970 году, – то ли в честь изворотливого бога Меркурия, то ли в честь правящей всеми Девами одноименной планеты.

В любом случае это не было случайным выбором. Меркьюри шел к своей славе благодаря невероятной энергии, решительности, просчитывая каждый шаг и лишь изредка полагаясь на интуицию.

Его родители – Боми и Джер – были парсами. Отец Боми работал бухгалтером в Британском правительстве. В 1952 году родилась сестра Фредди Кашмира. А в 1954 году, когда Фредди было всего 8 лет, его отправили в Индию и определили в школу Святого Петра в Панчгани – в 500 милях от Бомбея.

Школа Св. Петра была типично английской, и все виды спорта, которыми в ней занимались, были типично английскими. Фредди терпеть не мог крикет и бег на длинные дистанции, но он любил хоккей, спринт и бокс, а в 10 лет стал чемпионом школы по настольному теннису. В 12 лет он стал обладателем кубка в юношеском многоборье.

Но спортом его таланты не ограничивались. Он очень любил живопись и постоянно делал рисунки для друзей и родственников. А еще был увлечённым филателистом. Его коллекция выставлялась на филателистских выставках в разных странах.

И, конечно же, с ранних лет Фредди был без ума от музыки. Он слушал пластинки на старом домашнем проигрывателе, складывая их в стопку и прокручивая непрерывно. Слушая музыку, Фредди любил подпевать. Музыка была в основном индийская, хотя иногда попадалась и западная, – он пел все и сильно предпочитал такое занятие школьным урокам.

На музыкальные способности Фредди обратил внимание директор школы Св. Петра. Он написал письмо его родителям, где предложил за небольшую дополнительную плату дать ему возможность серьезно заниматься музыкой. Они согласились, и Фредди стал учиться игре на фортепиано. Еще он начал петь в школьном хоре и регулярно принимал участие в школьных театральных постановках. Уроки фортепиано ему нравились – здесь он мог определенно приложить свой талант.

В 1958 году пятеро друзей из школы Св. Петра – Фредди Булсара, Деррик Бранш, Брюс Мюррей, Фаранг Ирани и Виктори Рана – создали свою первую рок-группу, которую назвали «Непоседы», где он был еще не вокалистом, а пианистом. Они играли на школьных вечерах, юбилеях и танцах – более об этой группе ничего не известно.

В 1962 году Фредди закончил школу Св. Петра и вернулся на Занзибар, где проводил свободное время с друзьями на базарах, в парках и на пляжах. Занзибар был британской колонией, большую часть населения которой составляли африканцы и арабы. Когда в 1964 году в стране начались беспорядки, многие британцы и индусы вынуждены были уехать, хотя никто их оттуда не гнал. В числе покинувших Занзибар была и семья Булсара – они направились в Англию.

Сначала они жили у родственников в Фелтхэме (графство Миддлсекс), потом у них появилась возможность приобрести свой собственный небольшой дом в том же районе. 17-летний Фредди избрал для себя художественный колледж, но для этого ему надо было получить соответствующий балл по живописи, и в сентябре 1964 года он поступил в ближайшую Айлсвортскую политехническую школу.

В каникулы он старался немного подработать – то в отделе снабжения аэропорта Хитроу, то на фелтхэмовском торговом предприятии, где ему приходилось поднимать и укладывать тяжелые корзины и ящики. Рабочие, глядя на его руки, совершенно не соответствующие такого рода труду, спрашивали, что он здесь делает. Он отвечал, что он музыкант и что ему просто нужно чем-то заняться, и так велико было его обаяние, что товарищи быстро взяли на себя львиную долю его работы.

Эстетическая сторона школьной жизни импонировала ему явно больше, чем академическая, но он легко заработал нужный балл по живописи и весной 1966 года стал выпускником Айлсвортской школы. Благодаря этому баллу, а также его природному дару он был с готовностью принят в Илинговский художественный колледж, и в сентябре 1966 года начал проходить курс графической иллюстрации.

Фредди подружился со студентом из своего колледжа Тимом Стаффеллом. По мере того, как крепла их дружба, Тим начал приглашать Фредди на репетиции своей группы «Смайл» (Smile – улыбка), где он играл на бас-гитаре и пел. Кроме Тима в группу входили гитарист Брайан Мэй и ударник Роджер Тэйлор.

Звучание группы произвело на Фредди неизгладимое впечатление, особенно игра Брайана. Вдохновленный, он впервые после отъезда из Индии пустился в музыкальные эксперименты. Сначала его партнерами были Тим и Найджел Фостер – еще один студент художественного колледжа, затем Крис Смит. Когда Крис впервые услышал голос Фредди, он был очарован. А его манера игры на рояле – внешне эффектная, с моцартовской легкостью – в сочетании с сильным туше отличалась неповторимым своеобразием, и это тоже не оставило Криса равнодушным.

Они пробовали писать песни вместе. Как припоминает Крис, вряд ли они хоть что-либо закончили, но отмечает, что эти занятия с Фредди научили его очень многому.

– Я моментально заметил, что у Фредди было врожденное чувство мелодии, – вспоминает Крис, – и это привлекало меня больше всего.

Уже тогда Фредди экспериментировал, объединяя вместе несколько мелодий в разных тональностях, стараясь добиться наибольшего эффекта.

Фредди закончил Илинг в июне 1969 года с дипломом по графике и дизайну – и парой заказов на рекламу для местной газеты. Он переехал на квартиру к Роджеру Тэйлору, и этим же летом они открыли на Кенсингтонском рынке свой киоск. Сначала продавали работы Фредди и его товарищей по колледжу, а затем и разного рода одежду – новую и подержанную, какую удавалось достать.

Этим же летом его представили ливерпульскому трио «Айбекс» – ребята приехали попытать счастья в Лондон. Это были гитарист Майк Берзин, басист Джон Тапп Тэйлор и ударник Мик Миффер Смит. С ними были их главный и гастрольный менеджер Кен Тести и еще один участник Джефф Хиггинс, которому иногда приходилось исполнять роль басиста, когда Тапп изъявлял желание поиграть на флейте.

Встреча Фредди с «Айбексом» состоялась 13 августа 1969 года, а уже через 10 дней он изучил весь их репертуар, добавил несколько песен и был готов ехать с ними в Болтон (графство Ланкашир) давать свой первый концерт. Выступления в Болтоне проходили в рамках ежегодных блюзовых фестивалей, освещавшихся местной прессой.

Фредди начал искать себе новую группу и нашел ее по объявлению: группе «Сауэ Милк Си» (Sour Milk Sea – «море кислого молока») требовался вокалист. Сохранился рассказ о том, с какой помпезностью Фредди предстал перед ними. Хотя в тот день пришло еще несколько очень достойных кандидатов, как только Фредди запел, стало ясно, что они его берут. Голос Фредди отличался необычайной красотой и широким диапазоном. Но дело не только в голосе. Само его поведение, умение преподнести себя производило неизгладимое впечатление. Те, кто видел выступления Queen хотя бы в записи, поймут, о чем речь.

Как вспоминает Кен Тести, все, что потом Фредди делал в Queen, он делал и на самом первом выступлении в «Айбекс» – «это не есть что-то наработанное с годами, это редкостный природный дар, находящийся в неповторимой гармонии и с его голосом, и с внешними данными, и с его тонким художественным вкусом и музыкальностью в самом широком смысле. И то, что он сам это осознавал, делало его абсолютно неотразимым!»

Другими членами группы были Крис Чезни – вокал и гитара, басист Пол Милн, Джереми «Раббер» Гэллоп – ритм-гитара и Роб Тирелл – ударные. У них было несколько репетиций, а затем пара выступлений в родном городе Криса Оксфорде.

Фредди и Крис, которому тогда было около 17 лет, сильно подружились, и Крис переехал на квартиру на Ферри Роуд, где жил Фредди вместе с членами «Смайл». Другим членам Sour Milk Sea не очень импонировало, что Фредди и Крис столько времени проводят вместе, – они гораздо больше были обеспокоены будущим группы. И через два месяца Джереми, которому принадлежала почти вся аппаратура, забрал ее, а это означало распад группы.

Рождение группы «Queen»

В апреле 1970 года Тим Стаффелл решил покинуть «Смайл», и место вокалиста занял Фредди. Он поменял название группы на Queen, а свою фамилию – на Меркьюри.

Дальнейшая биография Фредди Меркьюри в большой степени совпадает с биографией группы Queen.

В 1971 году в группу вошел Джон Дикон – теперь Queen были в полном составе. Фредди придумал герб для группы на базе знаков Зодиака ее участников: две феи для него (Дева), два льва для Роджера и Джона (Лев) и краб для Брайана (Рак).

На концертах Фредди всегда был на переднем плане. В 1975 году Queen гастролировали в Японии, где их повсюду сопровождала орущая толпа восторженных фэнов. Впервые им был оказан такой необыкновенный и неожиданный прием. Фредди просто влюбился в эту страну и начал коллекционировать японскую живопись и антиквариат.

7 октября 1979 года сбылась давняя мечта Фредди – он выступил с Королевским балетом. Он выбрал две песни. Мелодию исполнял оркестр, а Фредди пел вживую. Выступление имело огромный успех у любителей балета, которые стоя устроили ему овацию после обоих номеров.

В 1980 году Фредди сменил имидж – он сделал короткую стрижку и отрастил усы. После этого многие фэны начали присылать ему «подарки» – лак для ногтей и бритвенные лезвия.

В конце 1982 года Queen единодушно решили, что им нужно сделать перерыв и отдохнуть друг от друга. Они объявили, что в 1983 году гастролей не будет. Фредди давно уже обдумывал возможность выпустить сольный альбом – теперь у него было время для этого.

В начале 1983 года он приступил к записи в мюнхенской студии. В этот период его познакомили с композитором Джорджио Мородером. Мородер принимал участие в возрождении немого научно-фантастического фильма Фрица Ланга «Метрополис», снятого еще в 1926 году, который решено было озвучить современной музыкой. Он попросил Фредди принять участие в совместном написании песни к фильму, и Фредди согласился. Он никогда еще не работал в соавторстве с кем-либо помимо Queen. Результатом этого сотрудничества стала песня Love Kills.

10 сентября 1984 года вышел первая сольная песня Фредди «Love Kills», написанная совместно с Джорджио Мородером для фильма «Метрополис».

После появления песен на иностранных языках многие интересовались тем, сколько же языков знает Фредди. На самом деле, помимо английского, Фредди говорил только на своём родном гуджарати.

13 июля 1985 года стало особенным днем для Queen и Фредди. В этот день состоялся концерт – грандиозное шоу на стадионе Уэмбли, где присутствовало 72 тысячи зрителей. Концерт транслировало телевидение всего мира, т.е. его смотрело более миллиарда человек! Своим выступлением Queen обеспечили себе место в истории, а все обозреватели, журналисты, фэны и критики были единодушны, что группа стала гвоздем программы.

Сотрудничество с Монсеррат Кабалье

В начале 1987 года у Queen наблюдалось некоторое затишье, чем и воспользовался Фредди, чтоб записать еще один сольный номер в студии Таунхаус. В марте 1987 года Фредди полетел в Барселону на встречу с Монсеррат Кабалье. Он подарил ей кассету, на которой было записано две его песни (по другим данным – 4).

Испанская оперная дива оценила их по достоинству и даже исполнила одну из них – к великому удивлению Фредди – на концерте в лондонском Ковент Гарден. А в начале апреля эти двое артистов таких разных жанров начали работу над совместным альбомом.

В конце мая в знаменитом Ку-Клабе на острове Ибица состоялся грандиозный фестиваль. Фредди был на нем почетным гостем и вместе с Монсеррат Кабалье выступил на закрытии фестиваля. Они исполнили песню Barcelona, которую Фредди посвятил родному городу Монсеррат.

8 октября 1988 года Фредди и Монсеррат выступили еще на одном грандиозном фестивале, на этот раз в самой Барселоне. Они исполнили 3 песни: «How Can I Go On», «The Golden Boy» и «Barcelona», а партию фортепиано исполнил Майк Моран, соавтор песен. Долгожданный альбом «Barcelona» наконец-то вышел 10 октября.

Выступление 8 октября стало последним появлением Фредди перед публикой. К тому времени он был уже тяжело болен СПИДом, но не хотел, чтоб люди знали об этом. Он объявил о своей болезни только за день до смерти, оставив все свое состояние сестре, единственному близкому человеку, и еще своим любимым кошкам.

Фредди Меркьюри очень любил кошек, в его особняке в разные годы жило обычно несколько кошек: Оскар, Тиффани, Голиаф, Делайла, Мико, Ромео, Лили. Своей кошке Делайле он посвятил песню.

Несмотря ни на что он продолжал писать, делать записи и даже снимался в видеоклипах.

Фильм «Фредди мёртв. Последний кошмар» вышел в год смерти Фредди Меркьюри. Его премьера состоялась 5 сентября 1991 года – в последний день рождения певца. А 24 ноября 1991 года Фредди умер у себя дома в Лондоне от бронхиальной пневмонии, развившейся на фоне СПИДа. Ему было 45 лет.

Я – не голубой!

А теперь немного о личной жизни знаменитого певца. В 1970 году Фредди встретил Мэри Остин. Они прожили вместе семь лет.

В их отношениях все переменилось, когда Фредди признался, что должен сообщить ей что-то очень важное; то, что изменит их отношения навсегда. Мэри поясняет: «Я была немного наивна, и мне потребовалось время, чтоб осознать правду. В итоге он был рад, что сказал мне, что он бисексуал».

Мэри решила, что настало время уйти, но он убедил её не уезжать далеко. В итоге они расстались, но остались близкими друзьями на всю жизнь, Меркьюри сделал её своим личным секретарём. В своем интервью в 1985 году Меркьюри сказал: «Все мои любовники спрашивают меня, почему они не могут заменить мне Мэри. Но это просто невозможно. Она – мой единственный друг, и мне не нужен никто другой. Она была фактически моей женой. Мы верим друг в друга, и этого для меня достаточно»

Певец посвятил несколько песен Мэри, из которых самой значимой является песня «Love of My Life». Меркьюри был крёстным отцом старшего сына Мэри, Ричарда, и оставил ей после смерти свой особняк.

У Фредди Меркьюри была непродолжительная связь с известной австрийской актрисой Барбарой Валентин, с которой он познакомился в 1983 году. Меркьюри говорил об их отношениях: «Барбара и я создали союз, который был сильнее, чем с любым из моих любовников за последние шесть лет. Я действительно мог сказать ей всё и быть с ней самим собой, что бывает со мной очень редко».

Имидж Фредди Меркьюри с самого начала его популярности вызывал немало вопросов насчет его ориентации, но Меркьюри всегда уклонялся от разговоров на тему его личной жизни, отшучивался или отвечал расплывчато.

В интервью 1984 года канадскому журналу «Music Express»он заявил:

– О Queen газеты всегда писали, что им заблагорассудится – в конце концов это их работа! От этого я не буду страдать бессонницей. Но статья в «Сан» была абсолютным враньём, сведения были взяты абсолютно из воздуха. Что же я могу предпринять против этого?

Женщина, написавшая эту статью, хотела получить от меня кричащую историю, но не получила. Я спросил её: «Что ты хочешь услышать? Что я торгую кокаином или что?» Тогда она взяла и просто написала, что я признался в том, что я голубой.

Я же не мешком ударенный, чтобы говорить такое! Для этого у меня достанет ума. Меня всегда пытались засунуть в один ящик с геями. Вначале это подавалось так: я бисексуален; потом заговорили о внешности гермафродита, кроме того, некоторым сплетням я не противился, потому что они способствовали броским заголовкам.

Что касается моих сексуальных предпочтений, тут все очень просто – я это делаю с тем, кого люблю. И никакого потайного дна. Моя личная жизнь никого не касается. Я могу говорить практически обо всём, но последнее, что я бы сделал в жизни – пришёл бы в «Sun» и сказал: «Я признаюсь, признаюсь, что я голубой». В этом нет смысла. В противном случае, я сделал бы это много лет назад.

В этом деле (шоу-бизнесе) хорошо быть голубым или ещё кем-то небывалым, если ты новенький. Если я сейчас выступлю перед общественностью, люди могут сказать: «О боже, сейчас Фредди неожиданно признаётся в том, что он голубой, потому что как раз сейчас модно быть голубым».

Мне это не подходит. Такие вещи я оставляю тем, кто в них нуждается. Единственное, что для меня имеет значение, это музыка.

После смерти музыканта информационные ресурсы продолжили обсуждать тему ориентации Меркьюри. Утверждения прессы о том, что Фредди был геем, основывались, в частности, на интервью с людьми, лично знавшими Меркьюри. Брайан Мэй и Роджер Тэйлор дали через неделю после смерти Фредди интервью, в котором Брайан Мэй сказал: «Он был геем и особо не скрывал этого», а на концерте памяти Меркьюри, прошедшем весной 1992 года, об открытой бисексуальности певца упомянул Джордж Майкл.

В книге личного помощника Меркьюри, Питера Фристоуна, были описаны связи певца с несколькими мужчинами. Джим Хаттон также написал книгу «Меркьюри и я» о своих отношениях с Фредди в течение последних шести лет жизни певца.

Медицинская ошибка или заказное убийство?

Версия по книге:

Ахундова М.В. История Фредди Меркьюри/Мариам Ахундова. – М.: Изографъ, 2005. -316 стр.

И теперь можно выдвинуть предварительную версию, где и когда Фредди Меркьюри был заражен СПИДом?

Думаю, это случилось в сентябре 1986 года, в лондонской больнице Харли-Стрит.

То, что там произошло – не медицинская ошибка и не халатность, а тщательно спланированное заказное убийство. В противном случае «Сан» не узнала бы об этом так быстро, Фредди был бы не единственной жертвой, а размах скандала трудно было бы даже представить.

В 80-90-х годах по всему миру прошла волна массовых заражений СПИДом в медицинских учреждениях. Но в каждом подобном случае заражение быстро выявлялось, виновников находили, а пресса поднимала скандал. Были и случаи единичных заражений (так, в 1991 году весь мир был потрясен трагедией американской студентки, зараженной СПИДом в кабинете стоматолога), но и такие случаи быстро выявлялись.

Убийцы Меркьюри избрали способ, обеспечивший им освобождение от всех возможных подозрений. Смерть Меркьюри не вызвала никаких подобных слухов и разговоров. Ни один самый дикий таблоид не опубликовал ни одной альтернативной версии его смерти. После всего, что говорили о Фредди, его смерть казалась нормальным логическим завершением беспутной жизни. В самом деле, от чего еще может умереть главный гей Англии, имевший сотни мужчин-партнеров?

За что и почему убрали Фредди?

После 1986 года это был единственный способ остановить триумфальное движение «Queen» и не допустить развитие духовной рок-революции. Убийцы не могли позволить Фредди Меркьюри занять престол Короля Рока, а когда это все-таки случилось, у них просто не было другого выхода.

Все произошло точно в соответствии с ранней песней Меркьюри «Liar» – «Они никогда не позволят тебе победить… тебя остановят прежде, чем ты успеешь что-то сделать». Песня оказалась пророческой…

Я не хочу стать какой-нибудь там звездой…

Музыканты «Queen» после смерти Фредди Меркьюри сказали в официальном заявлении:

– Мы потеряли величайшего и любимейшего члена нашей семьи. Мы испытываем бесконечное горе и грусть от осознания того, что смерть настигла его в зените творческого подъема, однако мы гордимся тем мужеством, с которым он жил и умер. Нам посчастливилось разделить с ним волшебные годы. Мы приложим все усилия, чтобы воздать должное его жизни и его неподражаемому стилю.

После смерти Фредди Меркьюри в памяти людей остались его высказывания. Например, такие:

– Нас так и не пустили в Россию. Они думают, что мы развратим их молодежь…

– Теперь я знаю, что за деньги в Бразилии можно купить все, что угодно. Даже саму Бразилию, или весь континент. Со своими деньгами я вполне бы мог стать там президентом.

– У меня нет никакого желания жить до 70 лет: это, наверное, очень скучное занятие.

– Люди, которые знакомятся со мной, думают, что я сейчас их прибью. А на самом деле я очень стеснительный.

– Как это скучно – просто существовать, иметь только одну сторону характера, которая находит отражение во всем, что ты делаешь. Я – человек противоположностей и меняюсь каждый день, как хамелеон, и каждый мой новый день отличается от предыдущего, а я с нетерпением жду этого. Я не хочу быть одним и тем же.

– Счастье не купишь. Но деньги могут помочь его обрести!

– Я не хочу попасть в рай после своей смерти – ад гораздо лучше. Только подумайте о тех интереснейших людях, которых вы сможете там встретить, и вы тоже захотите туда попасть.

– По сути, мой вид одиночества пережить тяжелее всего. Одиночество вовсе не означает, что ты заперт один в своей комнате. Ты можешь быть в людном месте и ощущать себя по-прежнему самым одиноким человеком, потому что никому по-настоящему не принадлежишь.

– Я не хочу стать какой-нибудь там звездой, я стану легендой.

20 апреля 1992 года на стадионе Уэмбли состоялся грандиозный концерт его памяти, в котором приняли участие многие рок-звезды. Но самым лучшим памятником для Фредди стал выпуск альбома «Made In Heaven», завершенного тремя оставшимися членами группы. Альбом вышел 6 ноября 1995 года. На нем – самые последние песни, записанные Фредди.

31 мая 2011 года на британском канале BBC вышел новый документальный фильм о группе Queen под названием «Queen – Days of Our Lives». Его главная ценность – в новых интервью с участниками группы, всеми, кто работал с ними в разное время, а также в рабочих видеоматериалах со съёмок клипов, до сих пор не показанных нигде.

Звезда Фредди Меркьюри погасла…. Но и спустя годы свет ее идет к людям. Этому человеку, действительно, удалось стать легендой.

Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com