Французы затаились, но уходить не спешат

сборка автомобиля в тольятти

На следующей неделе будет ровно 45 лет с того момента, как на ВАЗе начали серийно выпускать «Ниву» – автомобиль, который до сих пор пользуется популярностью во многих странах мира. Очередное интервью с известным ветераном завода Юрием Целиковым мы сначала хотели целиком посвятить этой теме (вспомнить историю внедорожника, достижения, поговорить о перспективах), однако последние события в российском автопроме заставили немного скорректировать список вопросов, дополнив праздничные проблемными.

автомобиль нива

Из-за нехватки комплектующих ВАЗ лихорадит уже много месяцев, а обострившаяся ситуация на Украине вообще поставила завод в его нынешнем виде (французском) на грань существования. Уже приняты непопулярные решения о переносе корпоративного отпуска с июля на апрель и переходе (с 6 июня) на четырехдневную рабочую неделю. Однако даже эти меры пока нельзя назвать спасительными, ведь на завод давят сразу три фактора: снабжение, политика и цены на продукцию, с которыми далеко не все покупатели готовы мириться…

Французы затаились, но уходить не спешат

– То, что сейчас происходит, может стать началом конца для ВАЗа? – именно с этого, совсем не праздничного вопроса началось наше общение с Кузьмичом.

– Думаю, что погубить ВАЗ сегодня не получится.

– Тогда давайте поговорим о каждой из проблем. Первая из них – политическая ситуация. Франция поддерживает санкции, а значит, вопрос сворачивания бизнеса вполне может оказаться на повестке. Не исключаю, что задача французов – уйти красиво, то есть постараться потерять как можно меньше. Что думаете по этому поводу?

– Политическая ситуация туманно-непредсказуемая. Многие страны, включая Францию, не только морозят золотовалютные российские резервы, но и пугают уходом из бизнес-проектов. Скоро даже гадать на кофейной гуще будет проблематично, поскольку кофе может исчезнуть с прилавков магазинов…

Надеюсь, что с Парижем наше руководство, награжденное орденами Почетного легиона, найдет пути восстановления нормальных бизнес-отношений. Ссориться со страной, которая борется с неофашистами, Франции не с руки. Думаю, что боссы «Рено» станут держаться до последнего, только чтобы не уйти с авторынка России.

– Тем не менее, французы уже решили закрыть московский сборочный завод…

– Не исключаю, что все свои мощности они перебросят в Тольятти, тем более что у нас есть законсервированный завод «Джи-Эм-АВТОВАЗ». Насколько мне известно, полностью останавливать сборку автомобилей французы пока не намерены. Иностранцы, затаившись, ждут, когда же завершится специальная операция в соседнем с нами государстве. Планы по освоению новых моделей на заводе никто не отменял.

– Вторая проблема очень серьезная – нехватка комплектующих. Вроде бы их собираются поставлять из Азии, однако пока непонятно, в каких объемах.

– Нехватка комплектующих стала ощущаться еще три года назад. Коронавирусные проблемы только слегка обозначили опасность сбоев в поточно-массовом производстве, а вот украинско-российское противостояние приблизило передел мирового автопрома. Французы глубоко озабочены и, по-моему, встревожены из-за поведения престарелого президента США.

девушка работает на заводе

Руководство завода сейчас буквально стоит на ушах и лихорадочно ищет варианты поставок узлов и деталей из стран Азии. Уверен, что, несмотря на все негативные события, Турция, Китай, Индия и Южная Корея не откажут в помощи франко-российскому ВАЗу. Конечно, придется собирать автомобили в упрощенных комплектациях, но такой опыт у завода есть.

– Если первую и вторую проблемы удастся решить, будут ли и дальше покупать вазовские машины по таким ценам? В автосалонах уже можно найти «Гранту» за полтора миллиона, с учетом дополнительного оборудования, и «Весту» за два. Насколько оправдано такое стремительное подорожание?

– Рост цен на всё, что пользуется спросом, конечно, отразится на объемах продаж. Тем не менее, люди продолжают создавать очереди на приобретение машин. Это удивляет даже самих дилеров. Покупать наши автомобили станут всегда, какими бы дорогими они ни были. В такой ситуации, как сейчас, когда явно обозначилась тенденция по уходу от долларизации, привыкание народа к сумасшедшим ценам в рублях медленно, но верно произойдет. Вспомнил одну рифмовку из школьных времен:

Если вы утонете и ко дну прилипнете,

Полежите день другой, а потом привыкнете!

– Может ли возникнуть на рынке дефицит запчастей? Знаю, что многие автомобилисты сильно переживают по этому поводу.

– Головная боль по запасным частям для автомобилей «Лада» в ближайшем будущем вряд ли проявится. Во всех гаражах стран бывшего СССР запасы пока такие большие, что решить любую проблему с ремонтом большинства моделей, начиная от «Жигулей» и заканчивая «Грантой», будет несложно. Вот с «Ларгусами», «Вестами» и «Икс Реями» проблемы появятся точно, но и тут всё пока решаемо!

– Как переживают этот сложный период вазовские дилеры?

– Все встревожены. Особенно их волнует то, что деньги они платят заводу через «РН-банк», подконтрольный «Рено». У некоторых проплачены десятки миллионов рублей во французский банк, а автомобили не отгружают неделями.

Когда 24 марта мне удалось побеседовать с первым вице-президентом ВАЗа Яном Птачеком, я обратил его внимание на то, что «серые» дилеры в Тольятти до сих пор имеют преимущество перед официальными. Но никто не вникает в происхождение коррупционных схем, благодаря которым свои родные дилеры теряют прибыль, так нужную в эти сложные дни.

– О чем еще беседовали с Птачеком, если не секрет?

– Мы встретились в его кабинете на 23-м этаже. Передал газету «Вольный город» с публикацией о его возвращении на ВАЗ. Он удивился, что такое внимание к его персоне в городской прессе. Обсуждали грядущее 45-летие «Нивы», вспоминали про Виктора Полякова, который еще в 1994 году говорил, что в трудных внешних условиях восстановление уровня работы Волжского автозавода зависит, прежде всего, от силы воли, требовательности, целеустремленности и активности руководства.

Тут неожиданно Ян Птачек открыл в своем планшете страницу с портретом Полякова и прочитал слова Виктора Николаевича из его выступления на 30-летии выпуска первого вазовского автомобиля: «Любой медленный, вялый труд рождает слабых людей. От суровых условий вырабатываются сильные характеры».

Я так расчувствовался, что сразу скрутил с лацкана своего пиджака серебряный значок с изображением Виктора Полякова, изготовленный по спецзаказу в честь 50-летия завода. Птачек принял подарок с благодарностью. Потом мы посмотрели аналитические документы по динамике продаж за последние два года, поговорили о перспективе отечественного авторынка. Главное, что он согласился поддержать открытие зала бренда «Нива» в помещении дилерской фирмы «Универсал».

В живых один из пятерых

– Что ж, мы плавно переходим к главной теме нашего интервью – предстоящему 45-летию «Нивы». Понимаю, что в нынешних условиях вряд ли на ВАЗе захотят праздновать юбилей с размахом…

– К сожалению, некоторые вазовские начальники дистанцируются от проведения праздничных мероприятий, приуроченных к 45-летней годовщине начала серийного производства «Нивы». Один из них, считает, что поскольку цифра не круглая, то праздновать не стоит, а надо дождаться 50-летия, и вот тогда… Я ему сказал, что некоторые ветераны могут и не дожить до круглой даты.

стоянка автомобиль нива

Предсерийная партия, 1976 год

– Сколько всего было создателей «Нивы» и кто из них до сих пор жив?

– Из пятерки ветеранов, имевших свидетельство на изобретение автомобиля «Нива», в живых остается только Валерий Сёмушкин, который придумал бренд и был дизайнером машины. Кстати, «ВАЗ-2123» (известный многим как «Шевроле Нива») – тоже его дизайн-проект, который позже был продан крупнейшей мировой автофирме «Дженерал Моторс».

Хорошо, что нынче бренд «Нива» вернулся на наш франко-русский завод. Похоже, будет праздник со слезами на глазах!

– Думаю, что остальных четверых тоже нужно назвать, хоть их и нет уже с нами.

– Да, конечно. Это почетный гражданин города Петр Прусов (1942-2017), о котором «Вольный город» писал неоднократно, а также Владимир Соловьев (1919-1975), Марк Демидовцев (1929-2011) и Лев Вихко (1931-2007). Вклад каждого трудно переоценить. Кстати, Прусову в США, недалеко от Детройта, заложена звезда славы на аллее, посвященной выдающимся деятелям мирового автостроения.

Вообще, к проекту причастны десятки вазовских ветеранов. Надеюсь, в «стекляшку» (павильон, построенный в сквере на улице Революционной к 50-летию автомобиля «ВАЗ-2101», – прим. авт.) придут некоторые из пока ходячих участников эпопеи создания легендарного автомобиля!

памятник "копейке"

– В чем секрет успеха «Нивы»?

– В необыкновенно удачной компоновке ходовой части, развесовке по осям и приятном дизайне кузова, который оценил даже известный во всем мире дизайнер Стив Маттин. Вероятность того, что бренд «Нива» сохранится еще несколько лет, очень высока. Надеюсь, что доживем до 50-летия этой легенды автопрома. Когда-то я нарифмовал:

Автомобиль с судьбой счастливой –

Такая ж редкость, как алмаз.

И мы гордимся нашей «Нивой» –

Она открыла миру ВАЗ!

– Каковы главные достижения «Нивы»? Помню, она даже на Эверест заехала.

– В начале восьмидесятых «Нива» попадала в число призеров знаменитого ралли «Париж-Дакар», в 1990-м покорила Антарктиду, в 1999-м автомобиль своим ходом поднялся на высоту в 5726 метров на тибетском плато в Гималаях. Побывала «Нива» и на Северном полюсе. Клубы любителей нашего вездехода есть во многих странах мира, включая Японию, которая покупала автомобиль с правым рулем, как и Великобритания с Австралией.

желтая нива

– Какая «Нива», на ваш взгляд, самая легендарная? Та, которую купил президент, или у нее есть конкуренты?

– Лично для меня самая легендарная – «Нива-Фора» («ВАЗ-212180»), которая возглавляла знаменитый автопробег «От Байкала до Ладоги» в августе 1997 года. В этом автомобиле катали возле Смольного дворца в Санкт-Петербурге великого князя Михаила Романова (родился 4 мая 1924 года в Париже, умер там же 22 сентября 2008-го).

Прямой потомок династии Романовых высоко отозвался о нашем автомобиле. На этой же «Ниве» мне довелось возглавлять автопробег по маршруту Остапа Бендера в 1998 году. Проехали через Херсон, Одессу, Кишинев, Тирасполь, Харьков, Белгород, Воронеж, Тамбов…

испытания автомобиля ВАЗ 2121 "Нива"

Испытания автомобиля

Хотел, как Ленин, но спирт не помог

– Лично у вас есть какая-то интересная история, связанная с «Нивой»? Если не ошибаюсь, стоя на крыше одного из внедорожников, вы, как Ленин, выступали перед трудящимися у здания Финляндского вокзала…

– Этот прикол я задумал в конце нашего автопробега «От Байкала до Ладоги», попросив фирму «Бронто» добавить на последний этап бронированную «Ниву». Всё шло по плану, броневик подъехал со мной на край площадки перед Финляндским вокзалом, а напротив стоял другой броневик – со скульптурой Ильича. Я готовился произнести не апрельские, как у вождя, а августовские тезисы от Кузьмича.

Телевизионщики хотели делать сюжет, но у них произошел сбой. Они просили добыть немного спирта, чтобы промыть что-то в телекамере. Игорь Кряжев (мой зам по пробегу) быстро сбегал в медпункт вокзала и принес 200 граммов спирта, но обильная промывка телеаппаратуры не помогла. Я пошутил: вот мы от Байкала до Питера доехали без поломок, а у тележурналистов с японской аппаратурой такой казус. Короче, фото, где я стою на броневике, есть, а выступления не получилось.

– Кстати, почему сейчас, на ваш взгляд, не проводятся автопробеги, схожие с теми, в которых участвовали? Повод всегда можно найти, было бы желание.

– Для того, чтобы проводить подобные автопробеги, надо иметь руководителей с хорошим чувством юмора и небольшой долей авантюризма. Поводов море, но кроме них, надо иметь и цели. Тогда они у нас были – изучали авторынки в местах пребывания наших машин.

Кстати, в 2004 году московская «Автомобильная торговая компания» проводила ежегодный пробег мелкосерийных машин по Садовому кольцу под названием «Парад Нив». Так вот, в буклете, посвященном параду, опубликовано несколько моих эпиграмм под названием «Вазовский кайф»:

Меня не часто, но бывает,

Кайф по дороге посещает,

Когда бесплатно своей «Нивой»

Тащу я «Мерс» иль «Форд» красивый.

Я сам «тащусь», и мне приятно,

И это кайф… совсем бесплатно!

– Что известно о судьбе самой первой «Нивы»?

– Тут надо понимать, что значит первая «Нива». Если следовать логике и вазовской считалке, то первые четыре опытных образца собраны с апреля по август 1973 года. Значит, бренду уже 49 лет, а не 45. Первый образец белого цвета был отправлен в Кремль на смотрины Леониду Брежневу. Там, в Москве, этот автомобиль простоял в гараже особого назначения более года, а где он теперь, я узнать не смог.

К февралю 1976 года собраны 50 автомобилей «Нива» к открытию 25-го съезда КПСС. Какой из них первый – неизвестно. С начала пробной сборки на конвейере выпускались машины, судьба которых тоже неведома. 5 апреля 1977 года собран опытный автомобиль, а серийное производство началось только в июле. Вот такой сложный ответ на простой вопрос про самую первую «Ниву».

сборка LADA NIVA Legend

Сборка LADA NIVA Legend, 2022

– И последнее. Способна ли «Нива», если потребуется, в одиночку спасти ВАЗ?

– В одиночку не сможет, но вместе с другими «Ладами», при поддержке здоровых сил России, есть надежда на чудо в виде возрождения отечественного автомобилестроения. Кто со мной поверит в чудеса?

С Кузьмичом переписывался Андрей Липов
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 12 (1396) 01.04.22