Французы потеряли

лада веста во дворе дома
ВЕСТА

Внимание к отечественному автопрому по-прежнему повышенное, поскольку именно эта отрасль промышленности должна наглядно продемонстрировать, что Россия способна справляться без участия западных компаний. А последние пусть кусают локти и подсчитывают убытки из-за причуд своих политических лидеров.

На днях компания «Рено» опубликовала отчет, в котором сообщила о значительном чистом убытке, связанном с уходом из России. Из-за корректировки в связи с ликвидацией промышленной деятельности в нашей стране этот производитель потерял 2,3 миллиарда евро.

Напомним, что в результате поспешного бегства из России французы лишились двух заводов – в Москве и Тольятти. Последний они теоретически могут вернуть в течение шести лет, но сейчас в это мало верится. Наверняка размер убытков продолжит расти, ведь за несколько месяцев просто невозможно всё подсчитать.

Тем временем перестал работать российский сайт компании «Рено», а зашедших на страницу пользователей перенаправляют на страницу «lada ru», где идет регистрация владельцев машин французской марки. Скорее всего, обслуживание автомобилей ляжет на плечи АВТОВАЗа, а поставлять запчасти будут через его дочернюю компанию «Лада-Имидж». В то же время претензии по качеству придется направлять не в Тольятти, а в столицу на завод «Москвич», ставший правопреемником компании «Рено Россия». Это касается даже тех моделей, которые выпускались на АВТОВАЗе.

Пока французы считают убытки, тольяттинский автогигант наращивает мощности. По неофициальной информации, в конце июля продажи максимально приблизились к докризисному уровню – дилеры реализовывали примерно по тысяче автомобилей в день. Всего же за месяц своих покупателей нашли 10 400 машин под брендом «Лада», основная часть которых – «Гранты».

Корейцы не пытаются гнаться за ВАЗом, да и антикризисных моделей по сниженным ценам у них нет. В итоге машин «КИА» реализовано чуть более четырех тысяч, а «Хендэ» – 3396. Следом за ними идут китайцы и лишь затем «Рено», довольствующаяся седьмым местом в рейтинге продаж.

– Если рассматривать нынешний год, то своего дна российский рынок достиг в мае, после чего его объемы начали расти, – отметил представитель агентства «Автостат» Азат Тимерханов. – Вполне возможно, что в ближайшие месяцы этот тренд сохранится, но по отношению к показателям годичной давности всё равно будет сохраняться существенное падение.

Удивительно, но сейчас можно купить даже «Весту», которая не выпускается в Ижевске с марта. Остатки сделанных в феврале автомобилей до сих пор поступают дилерам, правда, цены на них (1,6-1,8 миллиона рублей) заставляют покупателей укоризненно качать головой. Что поделаешь, модель стала настоящим дефицитом, и пока непонятно, где и когда ее продолжат выпускать в привычных объемах.

Напомним, что в июле поползли слухи о переброске сборки «Весты» в Тольятти из-за необходимости загрузить мощности, ранее занимаемые производством «Б Ноль». Работники ижевского завода про это узнали и без лишних раздумий написали обращение к руководителю страны, в котором обвинили руководство АВТОВАЗа в сознательном обмане. Вот некоторые фрагменты этого письма:

– Мы находимся в простое уже более 5 месяцев. Для выживания коллектива используется федеральная программа поддержки – временные работы. Высококвалифицированные специалисты красят стены, стригут траву, собирают мусор.

Запуститься автозавод не может из-за отсутствия комплектующих для «Весты». Российского в автомобиле – всего 40 процентов, а остальное привозилось из заграницы. Он выпускается с 2015 года, а уровень локализации так и остался, как на момент запуска. Мы считаем, что французские владельцы завода фактически совершили диверсию, и из-за этого конвейер не функционирует.

А на днях руководство АВТОВАЗа приняло решение осуществить перенос производства на тольяттинскую площадку. В качестве альтернативы, чтобы ижевский автозавод «не загнулся», нам хотят предложить электрическую версию «Ларгуса», хотя сегодня в России нет инфраструктуры для электромобилей.

Получается, что высшее руководство АВТОВАЗа идет на сознательный обман. Они собираются забрать нашу «Весту», вывезти оборудование, а нам оставить обещание производить электрический «Ларгус», который сегодня существует только на бумаге.

Не дайте сегодня совершиться противоправным действиям, не допустите уничтожения лучшего автозавода России…

Насчет лучшего автозавода России, наверное, удмуртские товарищи немного погорячились, однако настроение их в целом понятно. Наверняка желание перепрыгнуть через голову руководства АВТОВАЗа и обратиться напрямую будет расценено как вызов, причем серьезный, от которых в Тольятти уже давно отвыкли ввиду покорности трудового коллектива.

Рубить с плеча и как-то наказывать ижевчан за этот крик отчаяния вряд ли будут, однако, если решение о переносе «Весты» уже принято, подобное письмо едва ли способно что-то изменить. Пока информация такова, что окончательно вопрос должен быть решен советом директоров ВАЗа в августе-сентябре. По слухам, пока что отменены все новые командировки сотрудников предприятия, связанные с переносом производства «Весты» на основную площадку в Тольятти. Процесс заморожен до особого распоряжения руководства.

На АВТОВАЗе подтвердили, что не планируют массовых сокращений на ижевском заводе. В то же время работникам предложат постоянные места на других предприятиях города и региона с выплатой пяти средних заработных плат или 12 МРОТ (что больше). Тем же, кто просто решит уйти по соглашению сторон, выплатят от 5 до 7 средних зарплат в зависимости от стажа.

Когда верстался номер, стало известно, что совет директоров АВТОВАЗа утвердил перенос производства «Весты» из Ижевска в Тольятти на линию «Б Ноль». Об этом президент завода Максим Соколов заявил вчера во время встречи с главой Удмуртии Александром Бречаловым.

Тимур Калинин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 30 (1414) 05.08.22