Яркая страница летописи ничем не примечательного, кроме уникальной природы городка Ставрополя открылась в 1950 году, когда он стал центром строительства Волжской ГЭС имени Ленина. В связи с заполнением ложа Куйбышевского водохранилища город «переехал» на новое место. На проектную мощность ГЭС была выведена в 1957 году. Сооружение в Жигулях гигантской «фабрики» электричества, по существу, привело к рождению нового города — индустриального Ставрополя, который со временем стал крупным центром химической промышленности, машиностроения и стройиндустрии.
Волжская ГЭС имени Ленина (ныне Жигулевская ГЭС) была построена в рекордно короткие сроки с 1950 по 1957 год.
Новый город с прежним названием «Ставрополь» стал быстро расти благодаря тысячам прибывших на всероссийскую стройку специалистов и строителей. Комсомольский район возводился практически одновременно с Волжской ГЭС. До сих пор здесь сохранились малоэтажные здания сталинского и хрущевского периодов. Только в Комсомольске есть парк, где нет ни одного посаженного дерева, так как он создан прямо на участке соснового бора. На фото верхние шлюзы, строящийся элеватор и комсомольский район, который первоначально назывался Кунеевка, по названию бывшей на этом месте деревни.
Для празднования успешного завершения строительства Волжской ГЭС 9 августа 1958 года в Ставрополь прибыл Н. Хрущев с правительственной делегацией.
Еще один поселок, возникший при строительстве ГЭС, носит название Шлюзовой — по расположению рядом с верхними шлюзами. Поселок начинался с временной застройки. Силами Куйбышевидростроя в 1950 году были построены казармы. Через год в районе Шлюзового посёлка были построены 5000 кв. метров общежитий. Проект застройки поселка Шлюзового разрабатывался институтом «Ленгипрогор» в несколько этапов. 5 июня 1951 года была выбрана площадка для посёлка. В 1951 году был представлен первый проект, автором которого был И. Г. Ромм. 10 сентября 1951 года проект был рассмотрен на заседании у заместителя начальника по делам архитектуры Совета Министров РСФР.
Проект предусматривал 3-4-х этажную застройку, две площади с клубом и зданием управления шлюзов. Вдоль берега канала должна была быть проложена набережная с красивым видом с воды, перпендикулярно ей – главная улица. Её начало обозначало высотное здание с башней. Застройка кварталов предполагала здания сложной конфигурации, особенно в прибрежной части. На въезде в посёлок со стороны города Куйбышева (ныне Самара) были запроектированы два симметрично расположенных здания с полукруглыми фасадами. Концевые участки улиц, являющиеся въездом в посёлок, предусматривали здания с более богатыми архитектурными формами. Всего в первой очереди посёлка должны были построить 42 жилых каменных строения. Магазины и предприятия сферы обслуживания предполагалось размещать на первых этажах жилых домов.
Посёлок проектировался на 7200 жителей. Согласно нормам тех лет, в посёлке должны быть построены школа на 960 мест, 3 яслей и 3 детских сада, больница на 70 коек, амбулатория, баня, гостиница.
В феврале 1952 года проект был ещё раз рассмотрен в Москве и в апреле был утверждён с дополнениями. На заседании было рекомендовано облегчить конфигурацию зданий и выработать более упрощённый тип, уменьшить размеры площади за счёт смещения здания клуба к управлению шлюзов. В 1953 году проект был доработан. В этом же году для поселка Шлюзового был принят проект клуба на 320 мест.
В 1952 году в Шлюзовом были сданы в эксплуатацию около 3 тысяч кв. метров жилья, в 1953 году — ещё 3 тысячи. К январю 1955 года здесь было построено 11 тысяч кв. метров жилья. В октябре 1956 года в поселке Шлюзовой были приняты Государственной комиссией несколько зданий, в том числе школа на 880 учащихся. Эта школа была самой крупной в Ставрополе. На здании до сих пор сохранилась надпись «Средняя трудовая школа №2» (ул. Ставропольская, 1).
Микрорайон Портпосёлок начал свою историю как самостоятельный рабочий городок гидростроителей и работников будущего порта. 3 февраля 1953 года Ставропольский Горисполком обратился в Куйбышевский облисполком с просьбой включить территорию Портпосёлка в черту нового Ставрополя. В Портпоселке были построены деревянные финские домики на 2 хозяев с водопроводом, канализацией, ваннами и водяным внутренним отоплением, предназначенные для инженерно-технических работников, в таких жили И. В. Комзин (начальник КГС во время строительства ГЭС), Разин (главный инженер), Мурысев (парторг КГС) и многие другие. Количество благоустроенных финских домиков было ограничено, поэтому даже для руководителей было большой удачей, если им удастся поселиться в них. В двухэтажных восьмиквартирных щитовых домах получали квартиры «простые» строители. У каждого дома строились 8 сараев не более 8 метров квадратных каждый. Однако и здесь селилось не 8 семей, как предполагалось, а 12-15. Иметь отдельную квартиру считалось роскошью. На фото — пельменная, снесенная в начале 2000-х.
Автором проекта Центрального района стал архитектор Ю. М. Киловатов. В центре района были спроектированы площадь и парк. От них тремя лучами шли главные улицы (Сталина, Ленина, Химиков). Их ширина, с учётом численности населения, составляла всего 25 метров. По фронту главных улиц должны были строиться 2-х и 4-х этажные здания. В глубине кварталов располагался частный сектор. Проект был одобрен с замечаниями областного отдела по делам архитектуры. Самое интересное, что первоначальный вариант застройки города был рассчитан всего на 16 тысяч жителей.
В январе 1953 года Ю. М. Киловатову было дано указание переделать проект застройки на новый – с расчётом на 100 тысяч человек. Дело в том, что к городу «привязали» строительство нескольких крупных предприятий и первоначальных объёмов застройки уже не хватало. На фото — стадион «Труд» и площадь Свободы.
Постепенно город благоустраивался. В ноябре 1953 года в Центральном районе была принята первая очередь водопровода – 13 колонок. В декабре этого же года был проведена первая высоковольтная электролиния по улицам Садовой, Советской и Лесной. На фото — жители вскапывают центральный парк.
Площадь свободы.
Новый толчок в развитии город получил благодаря начавшемуся в 1974 году строительству крупнейшего в СССР завода по производству минеральных удобрений «ТольяттиАзот».
Также в Тольятти были построены другие крупные химические заводы — КуйбышевФосфор, КуйбышевАзот, Тольяттикаучук.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1964 года город Ставрополь Куйбышевской области был переименован в Тольятти в честь генерального секретаря Итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти.
В 1966 году началось строительство крупнейшего в СССР Волжского автомобильного завода по производству легковых автомобилей, площадью более 900 гектаров.
Параллельно со строительством завода начал возводиться и жилой район для работников ВАЗа — Автозаводский. Историки называют это «третьим рождением города».
ВАЗ 2101 на старом советском плакате.
Особенность Автозаводского района или, как говорят местные «нового города», в том, что он был построен, впервые в СССР, без единого барака. На новом месте предполагалось обойтись без временного жилья и сразу строить благоустроенные дома и объекты соцкультбыта. Это эталон «города-мечты», города будущего в представлении архитекторов периода конца 60-х — начала 70-х годов.
Строящаяся гостиница около современного ТЦ «Вега», около 30 (! ) лет оставалась недостроенной в связи с какими-то ошибками в проектировании, её достроили только в 2010 году.
Не обошлось без помощи стройбата.
Район строился в чистом поле практически с “нулевой” отметки: с устройства инженерных коммуникаций: дорог, коллекторов, линий водоводов. За короткие сроки необходимо было ввести в пользование и освоить 80 кв. км земли.
Первые годы район буквально утопал в грязи.
Над его проектированием работало 27 научно-исследовательских и проектных организаций, генеральным проектировщиком стал институт ЦНИИЭП жилища. Руководствуясь теорией функциональных зон, архитекторы-проектировщики сразу выделили в Новом городе 4 планировочных района, два из которых предназначены преимущественно для рабочих и специалистов автомобильного завода, третий (восточный) – для трудящихся предприятий существующей части города, четвертый – резервный. Четкое определение зон позволило определить застройку нового района в две очереди, что позволило ускорить возведения жилья и объектов инфраструктуры.
Фундамент первого дома в Новом городе заложили еще в 1967 году. 31 октября бригада “Жилстроя” № 1 под руководством Валентина Павлова провели закладку фундамента первого дома со строительным индексом 1-Д (ныне это дом по ул. Свердлова, 37) в первом квартале будущего Автозаводского района города Тольятти. Символичным моментом стало послание к жителям города 2017 года, помещенное в стальную капсулу и уложенное Героем Социалистического Труда Марфой Трофимовной Шубиной в фундамент дома.
Большой вклад в жилищное и культурно-бытовое строительство Автозаводского района внесли “вазовцы”. Это приехавшие из 28 областей, краев и республик Советского Союза молодые люди, комсомольцы – будущие работники Волжского автомобильного завода, профессиональная деятельность которых, как правило, не была связана со строительством. Целыми специализированными подразделениями им надолго приходилось переквалифицироваться в строителей. Обучение возведению крупнопанельных домов проводилось прямо на рабочих местах. Для этого из Москвы в Тольятти были направлены 400 квалифицированных рабочих.
Строящийся спорткомплекс «Волгарь».
6 мая 1969 года началось строительство кинотеатра «Сатурн», которое было окончено в феврале 1972 года. На момент сдачи это был крупнейший кинотеатр Куйбышевской области на 1200 зрительских мест, оборудованный кондиционерами.
Проектированием кинотеатра занимались специалисты Московского центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования зрелищных зданий Э. Б. Тер-Степанова, М. П. Бубнов, К. В. Лазарева, И. В. Семейкина и конструктор В. Г. Немировский.
Такси около «Сатурна».
Жилая застройка проведена домами самой различной конфигурации и высоты. В первых кварталах застройка состояла в основном из пятиэтажных домов. Затем основными стали 9-ти этажные дома, которые дополнялись 12-ти и 16-ти этажными. Автоград был вторым в Советском Союзе после Зеленограда городом, где дома подготавливали под электроплиты.
На окраинах Тольятти (вплоть до начала 90-х) можно было увидеть лосей.
Около кинотеатра Сатурн в первые годы часто проводили массовые мероприятия.
Также, долгое время здесь сидели фотографы со своим инвентарем — персонажами из мультфильмов, велосипедами и машинками. На фото — я в детстве.
Строится детский парк автозаводского района.
Погрузка на корабль первых «Жигулей» в порту Комсомольского района.
Пассажирские перевозки осуществляли вот такие «Метеоры» (или «Ракеты»).
Речной порт Комсомольского района.
Стела на площади Свободы.
Кинотеатр «Космос» в Центральном районе.
Он же, 70-е годы.
Парк Центрального района.
На Центральной площади когда-то работали небольшие фонтанчики. Фото Алексея Потапова.
Площадь свободы.
Ул. Горького в сторону к/т «Буревестник».
Вид с колеса обозрения в центральном парке на ул. Ленина. Внизу небольшой домик с игровыми автоматами, я часто бывал там в детстве.
Ул. Карла Маркса около к/т «Космос». Раньше движение здесь было двухсторонним.
Ул. Ленина в сторону Центрального парка.
В парке Центрального района.
Сооружение Автозаводского района Тольятти проводилось с учетом его предназначения – автомобильная столица. В связи с этим планирование и проектирование внутренней транспортной сети Нового города строилось на новейших подходах, с расчетом на массовое скоростное движение и стремительное увеличение численности транспорта.
Развитая система дорог стала важным отличительным признаком Автограда от Центрального и Комсомольского районов города с их небольшими шоссейными дорогами, не рассчитанными на большой поток машин.
Основной территориальной единицей Автозаводского района являются укрупненные жилые кварталы. Население Автозаводского района в 1972 году составило 118 тысяч жителей, 3 млн. кв. м жилищного фонда, 10 общеобразовательных школ, 16 детских садов, 6 торговых центров.
Праздничная демонстрация на улицах Центрального района.
Современный город резко отличается от своего прародителя. Энергичный, спортивный, деловой, Тольятти- один из самых стабильных и активно развивающихся городов России. Его по праву считают крупным современным промышленным центром Поволжья.