Фонд капремонта: Прокуратура Самарской области добивается возврата средств

Новости Тольятти augustnews.ru

Прокуратура Самарской области добивается возврата средств в размере около 70 млн руб. в «общий котел» регионального фонда капремонта.

В одном из прошлых номеров «Площади Свободы» мы рассказали, что Ленинский районный суд г. Самары оставил без удовлетворения требования прокуратуры Самарской области к региональному фонду капитального ремонта (ФКР) о возмещении в пользу некоммерческой организации средств в размере 73,4 млн руб.

Напомним, надзорным ведомством при проверке в сентябре 2016 года деятельности ФКР были установлены факты незаконного использования региональным оператором средств фонда на собственные административно-хозяйственные нужды, что жилищным законодательством не допускается.

Позиция не изменилась

«Вопреки требованиям ст. 170, 179 Жилищного кодекса РФ доходы за 2015 и 2016 годы в размере около 70 млн руб., полученные в качестве процентов от размещения средств фонда капитального ремонта, сформированного из взносов собственников жилых помещений, на счете в кредитной организации, израсходованы региональным оператором на собственные административно-хозяйственные нужды (оплату труда, аренды и содержания помещения, налоги, разработку программного обеспечения, прочие расходы), – полагают в надзорном ведомстве. – Жилищный кодекс РФ (в редакции от 6 июля 2016 года) прямо запрещает использование процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на счете, счетах регионального оператора, как составляющую часть фонда капитального ремонта, на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора. При этом до внесения в июле 2016 года означенных положений в жилищное законодательство у регионального оператора также отсутствовали правомочия на использование доходов от средств, оплаченных собственниками в качестве взносов на капитальный ремонт, на собственные административно-хозяйственные нужды».

В областной прокуратуре настаивают, что использование региональным оператором средств собственников жилых помещений для извлечения доходов в собственных интересах не отвечает целям создания ФКР и прямо нарушает интересы жителей многоквартирных домов.

В связи с этим, как сообщала «Площадь Свободы», ведомство в судебном порядке просило признать указанные действия ФКР незаконными, однако решением суда Ленинского района г. Самары требования прокуратуры о возмещении упомянутых средств в фонде были оставлены без удовлетворения. В прокуратуре области с этим не согласились и обжаловали данный судебный акт в апелляционном порядке. Рассмотрение апелляционной жалобы назначено Самарским областным судом на сегодня, 27 июля 2017 года. «В случае несогласия с определением апелляционной инстанции вопрос о дальнейшем обжаловании судебного постановления будет решен прокуратурой области после изучения судебного акта», – сообщила «Площади Свободы» старший помощник прокурора Самарской области Ульяна Кудинова.

Взаймы по закону

Памятуя о другой громкой истории, связанной с попытками ФКР взять кредиты для капремонта самарских домов, стоящих на пути туристического маршрута футбольного ЧМ-2018, мы также поинтересовались в прокуратуре Самарской области, имеет ли региональный оператор как некоммерческая организация правовые основания для привлечения кредитных ресурсов с последующим погашением процентов по ним в том числе взносами собственников.

В прокуратуре «Площади Свободы» ответили, что в силу ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капремонта общего имущества в многоквартирном доме в объеме и в сроки, предусмотренные региональной программой. Он же обеспечивает финансирование капремонта, в том числе в случае недостаточности средств фонда такого дома, средствами, полученными за счет платежей собственников других домов (через «общий котел»), а также за счет бюджетных субсидий и за счет иных не запрещенных законом средств.

При этом, продолжают в прокуратуре, законодательством предусмотрено, что средства ФКР могут использоваться для оплаты услуг и(или) работ по капремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации, оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов и займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами и займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по ним. Кроме того, отметили в ведомстве, бюджетом региона на 2017 год предусмотрены расходы на предоставление региональному оператору субсидий в целях погашения процентов за пользованием кредитами, привлеченными на реализацию программы капремонта.

Таким образом, с кредитами у ФКР все, похоже, чисто. Другое дело – выдавать их оператору никто не разбежался.

Максим Гусейнов, депутат Думы г.о. Тольятти, руководитель фракции КПРФ:

Фонд капитального ремонта сегодня особое внимание уделяет сбору денег с жителей, при этом забывает про свою ответственность за принятые чиновниками фонда работы. Так, например, в Центральном районе при попустительстве ФКР подрядчиком был нанесен ущерб тольяттинке на сумму 200 тыс. рублей. Самое удивительное, что потерпевшая обратилась в суд с иском к ФКР, который переложил всю ответственность с себя на подрядчика. В итоге суд признал виновным подрядчика, у которого на счету, нетрудно догадаться, ноль рублей. Вот вам и весь фонд: деньги собрали, ущерб нанесли, а отвечать не будем. Данный эпизод будет рассматриваться на ближайшем заседании думской комиссии по городскому хозяйству.

Старые знакомые

В администрации Комсомольского района на этой неделе обсуждали ход капитального ремонта многоквартирных домов. Как прозвучало на аппаратном совещании, к сожалению, не все подрядные организации, подобранные по конкурсу областным фондом капремонта, справляются с возложенными на них обязательствами. Например, в очередной раз отличились работники хорошо знакомой читателям «Площади Свободы» самарской компании ООО «РСУ». В доме по ул. Коммунистической, 53, подрядчики взялись срезать в квартирах стояки отопления, не имея в наличии радиаторов под замену. Благо обслуживающая дом управляющая компания вовремя заметила нарушение и остановила производство работ до тех пор, пока исполнители не поставят на объект новые отопительные приборы или как минимум не подтвердят документально факт их приобретения и хранения.

Глава администрации Комсомольска Артем Анисимов поручил всем УК района пристально следить за выполнением капремонта и не допускать угрозы возникновения ситуаций, когда подрядчик, к примеру, срежет старые радиаторы и стояки и на месяцы оставит жильцов без отопительных приборов по причине их отсутствия, как было, к примеру, год назад и ранее по ряду домов в Центральном районе.

Кто компенсирует издержки?

Комитет Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддержал поправки в Жилищный кодекс РФ, которые регулируют особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов. Как сообщают в пресс-службе Минстроя России, если, например, муниципалитет не провел капитальный ремонт до первой приватизации в доме, внесенном в планы ремонта, муниципальные власти будут обязаны компенсировать проведение таких работ.

«Проектом федерального закона, поддержанного на комитете, устанавливаются особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось его проведение на дату приватизации первого жилого помещения, и обязанности бывшего наймодателя по проведению такого ремонта. Так, согласно законопроекту, бывший наймодатель будет перечислять необходимые средства на счет регоператора или на специальный счет в зависимости от способа формирования фонда капремонта для конкретного дома. В приемке работ по такому капремонту предлагается участие собственников дома», — сообщают в федеральном министерстве. При этом, как отмечают в ведомстве, обязательство бывшего наймодателя по проведению капремонта не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от уплаты взносов на капитальный ремонт.

«Региональные системы капитального ремонта формируют у людей понимание того, что их собственность не ограничивается входной дверью в квартиру. Весь многоквартирный дом принадлежит его жильцам, и соответственно, права по его использованию и обязанность по содержанию также лежит на них. Поэтому сегодня активные собственники все чаще обращаются в суды, требуя от муниципалитетов исполнения обязательств по содержанию домов до передачи их в собственность жильцам в ходе приватизации. Однако судебная практика сейчас неоднородная, и законопроект позволит установить понятные и единые на всей территории страны принципы выполнения этого обязательства», — полагает заместитель главы Минстроя России Андрей Чибис.

Юлия Романенко, «Площадь Свободы»
roma-jul@yandex.ru

Прокурор Самарской области Константин Букреев

Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь Свободы»
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 63 – 00766 от 21.07.2015