В рамках недели итальянской культуры комитет общества Данте Алигьери совместно с мэрией и почетным консульством Италии в Самарской, Ульяновской областях и Татарстане инициировали второй показ фильма Федерико Скьяви «Togliatti(grad)».
В первый раз фильм был показан накануне дня рождения АВТОВАЗа, 19 июля этого года, узкой аудитории. На сей раз увидеть документальную картину, снятую в 2014 году, показанную на итальянском ТВ и завоевавшую награду на Туринском фестивале в 2015-м, могли бесплатно все желающие в одном из кинотеатров.
Небольшой зал был полон. Впрочем, в конце фильма автор через переводчика попросил зрителей проснуться. В шутке была, как говорят в Одессе, изрядная доля шутки, но кое-кто и правда заснул. Фильм показался излишне длинным и монотонным, состоял практически из интервью участников «грандиозного российско-итальянского проекта по строительству самого мощного концерна России – АВТОВАЗа», истории которого он и посвящался. Однако история показана была, как отметили придирчивые тольяттинские зрители, довольно поверхностно и субъективно. Мы уже знаем, что итальянцам не нравились наш климат и жилищные условия, но нравились наши девушки.
– В 1972 году было сыграно 30 свадеб, – сообщил с экрана бывший фиатовец.
Нынешняя итальянка долго и подробно рассказала, как в парткоме ее отговаривали от замужества, а потом еще промелькнула фраза, что обманутая заморским «принцем» горничная из «Жигулей» пыталась покончить с собой…
– Мы сняли 8 часов экранного времени, пришлось сократить фильм, что-то убрать, – пояснил Скьяви.
Наверное, оставили то, что интересно итальянцам? Например, подробно отсняли пустой салон пассажирского троллейбуса. Чтобы туринцы подивились, в каких развалюхах мы ездим? Съемки велись в основном зимой, и Togliatti(grad) выглядел на экране провинциально и неуютно. Поразило, что на финальном кадре за панорамой завода возвышались какие-то горы, смахивавшие на Альпы. И уж точно не Жигули: они географически в другой стороне находятся!
– Зато мы увидели молодого Челентано! – порадовался один из зрителей.
Действительно, несколько минут лицезрения брутального красавца мы получили потому, что тот в Санремо пел про забастовки. Они в Италии в 70-е были в моде, о них тоже много рассказывали с экрана. Зачем? Мы-то не бастуем даже сейчас!
– А почему вы не снимали на «Фиате», в Турине? – спросили режиссера.
Тот объяснил, что запретили хозяева:
– «Фиат», к сожалению, теперь не итальянский, его купила корпорация Крайслер…
Вот об этом надо было рассказывать – о нашей похожей судьбе! И еще один момент зрители сочли концептуальным. Когда один персонаж, итальянец, восхищается замечательным радиоприемником, сделанным в Китае, и говорит:
– Если есть хорошая технология, неважно, где выпускать продукцию: хоть в Китае, хоть в Африке…
Руководители «Фиата» сами признались, что строительство завода на Волге было для них хорошим пиар-ходом. Да, как-то печально понимать это в год 50-летия АВТОВАЗа, не итальянского и не российского уже…
Надежда Бикулова, «Вольный город», № 46 (1123) 25.11.16