Фестиваль «Премьера одной репетиции – 2017» подвел итоги

Новости Тольятти augustnews.ru

Фестиваль «Премьера одной репетиции» оказался удивительно теплой тусовкой лета.

И не только потому, что лета до сих пор так еще и не было, и театр почувствовал необходимость нас обогреть в июнь дождей. И не только потому, что уровень проектов серьезно вырос, и можно было говорить о каждом спектакле и проекте. Все они – краски одного праздника. А еще и потому, что человечности, горению, умению жить в полете у этого театра можно поучиться другим.

Какая газета?

Еще на первой презентации «Долорей Клейборн» по Стивену Кингу режиссер и актриса Анна Митрофанова безжалостно срубила острыми ножницами чью-то газетную «голову», приглашая зрителей на свой психологический триллер и интригуя нас исповедью убийцы. Интрига взошла быстрее, чем началась следующая презентация, а я все ломала голову: на какой же тольяттинской газете свершился этот устрашающий акт, и кого же Анна выбрала в свои «информационные партнеры», покушаясь на успех, который в финале заслуженно обрушился на нее единолично. Ведь Аня выбрала моноформат, и тоже угадала.

Как говорит эксперт фестиваля, режиссер Олег Толоченко, «Анна проявила очень высокие профессиональные качества. Хороших актеров много. Они есть в Москве или Петербурге, но для нашего города такая актерская инициатива не так уж распространена. Анна взяла на себя ответственность и за режиссуру, и за выбор материала, и за попытку донести историю до зрительного зала. При этом яркая актриса смогла не только рассказать историю, но и передала свое отношение к теме, к проблематике. А это уже другой уровень мастерства и вдохновения. У Анны-режиссера – очень точный посыл и точно выбраны средства, язык спектакля. Так выстроить контакт с залом умеют немногие. Анна стала для меня открытием. Хотя я давно наблюдаю ее в других работах «Дилижанса».

Открытие? Да, с Олегом Толоченко нельзя не согласиться. И вот финальный результат зрительского голосования, на этот раз совпавший с мнением экспертов: лучшим спектаклем фестиваля стал моноспектакль Анны Митрофановой «Долорей Клейборн», а в номинации «Лучшая актриса» тоже победила она, исполнив роль Долорес в своем проекте и роль Анны в проекте «Море-океан» А. Барикко (режиссер Алена Савельева).

Море-океан

У каждого влюбленного в театр были свои предпочтения и фавориты. Для многих таким фаворитом стала работа Алены Савельевой «Море-океан» по произведению Алессандро Баррико.

В рейтинге Олега Толоченко эта работа тоже одна из первых: «Спектакль потряс поэтической свободой художника, своей бескомпромиссностью, нежеланием заигрывать со зрителем или упрощать сложный язык произведения. Очень субъективно. Алене удалось очень индивидуально, по-своему перевести эту литературу на язык театра. Я наблюдал за зрителями во время спектакля и видел завороженные, захваченные историей лица людей, которые, с трудом считывая историю, очень сложную даже в самом произведении, только потом начинали понимать то, что там происходило. Я считаю, что это идеальный вариант театральной режиссуры».

Яблоко от яблони

Одни шли посмотреть «на Димину маму», другие – «на сына Елены». И фамилия Марфиных множилась и прирастала на афишах фестиваля: два спектакля, две работы подтвердили околомичуринское «яблоко от яблоньки недалеко падает». Правда, «яблонька» Елена Марфина вышла на театральную сцену гораздо позднее сына. Уж так случилось. Хотя сцена вообще – ее любимое и изведанное пространство. Когда-то Елена закончила музыкальное училище, серьезно пела на сцене, но повредила связки. Зато потом переиграла всех пираток, разбойников и Дедов Морозов в своем любимом детском саду № 190. Благо голос позволяет.

Там, в «Дюймовочке», у музыкального руководителя Марфиной поклонников хоть отбавляй. Да и на фестивальный театральный дебют в «Афинских вечерах» по пьесе Гладилина на ее имя собрался особенный зритель. Тот самый случай, когда в переполненном зале не спасали даже приставные стулья: публика, жаждущая «типичной комедии», смотрела спектакль, сидя на полу или стоя вдоль стен. Говорят, что удовольствия от этого у них было не меньше. И все же самый коммерчески успешный проект фестиваля, собравший невиданный прежде аншлаг, был именно дебютом Елены. Юная актриса говорит, что волновалась настолько, что никого и ничего вокруг не замечала. Дмитрий волновался не меньше маминого. Он-то давно мечтал, чтобы «яблонька» сыграла в какой-нибудь драме.

И вот сбылось. Лена плакала на поклоне, принимая цветы после спектакля, который заставил ее почувствовать себя счастливой: «После шестидесяти жизнь только начинается». Так думает вся семья Марфиных. Да и маленький внук Вовочка публично признался в любви к дорогой бабушке во время обсуждения спектакля. Только вот Лена не очень хочет, чтобы Вовочка пошел в артисты: «Очень трудный хлеб у представителей этой профессии. Бессонные ночи, бесконечные эмоции, трудные маленькие деньги». Вовочка подрастет и сам решит, подходят ли ему бессонные ночи, а пока смотрит на бабушку с обожанием: она ж у него самая-пресамая.

Кстати, «Афинские вечера» Ирина Храмкова поставила «для своей мамы». Маме Иры тоже хочется увидеть «сказку». Ей надоели вечные театральные метания героев и их борьба с житейскими бурями. Маме хотелось уютной мелодрамы, которую одни зрители на обсуждении спектакля именовали комедией, а другие – философской историей. Так или иначе, этюд спектакля «про любовь» стал самым кассовым проектом «Премьеры одной репетиции – 2017». А это для театра – серьезный и убедительный аргумент за: типичная или атипичная история объединила команду этого спектакля, совершенно не важно. И Катя Миронова, и Алена Левичева, и Михаил Суслов, и Олег Андюшкин получили такую безоговорочную поддержку зрительного зала, о которой может мечтать каждая театральная команда. Ирина угадала пьесу и угодила зрителю и артистам. А что может быть счастливее взаимной любви?

Компромисс для мужчин

Зрителям, как и экспертам, пришлось непросто, когда наступила пора голосовать за номинированные мужские работы фестиваля. В этом охотно призналась эксперт фестиваля – критик из Самары Ксения Аитова. В номинации «Лучший актер» победу одержали сразу два очень разных представителя труппы, набравшие одинаковое количество зрительских голосов: Олег Андюшкин, принявший участие сразу в трех фестивальных проектах и исполнивший роли Мечтателя в «Белых ночах», Бориса Олеговича в «Афинских вечерах» и Плассона в «Море-океане», и Константин Федосеев с его работами в проектах «Любовь под вязами» (роль Эфраима Кэбота) и «Море-океан» (роль Андре Савиньи).

«Рафинаду» – сладости

Театр «Белый рафинад» выстрелил так выстрелил. Гость фестиваля со спектаклем «Зверушкины истории» оказался первым среди гостей, еще вчера репетировавших на квартирах и выступая в квартирниках.

А вот режиссер эскиза «Человек из Подольска» Виктор Мартынов результатом своей работы не очень доволен. Его понять можно: за один прогон и один день, отведенный на создание этого проекта, выстроить динамику спектакля просто невозможно. И все же не соглашусь с самим худруком «Дилижанса». И выбор литературной основы, откровенно ставящей диагноз дню сегодняшнему, и обманчивая интонация, удачно найденная всего за один день, и не плакатная режиссерская версия «без фишек» и эффектов, не прочитанная значительной частью зрительного зала – серьезная и очень острая попытка говорить о страшном без плакатного предупреждения «Осторожно: страшно!». Актриса Ирина Шугаева – неброская, но уверенная удача этого эскиза, в котором я, быть может, впервые разглядела глаза человека из Подольска Рустама Фазулова и еще раз отдала должное эпизодической иронии Михаила Суслова.

Виктор Мартынов еще не знает, будет ли продолжена эта работа, но все же делает ставку на такую же новую драму, говоря о фестивале-2018. А я голосую за «Подольск», который для меня стал проектом-провокацией, проектом-предупреждением, проектом-рентгеном для зрительного зала.

Останутся с носом?

Если бы кармашек не случилось в голове и сердце Кати Зубаревой и ее удивительной команды, их нужно было бы вымечтать. Ведь более трогательной, живописной, теплой и молчаливой истории для финального дня фестиваля придумать было просто невозможно. Спектакль с элементами клоунады и пантонимы – новый инструмент талантливого режиссера и актеров Петра Зубарева, Константина Федосеева, Илианы Хитяевой и Дмитрия Кошелева. Если бы восторженные зрительские овации и крики «браво» пришлись на конкурсное голосование, рейтинг внеконкурсной работы «Вверх кармашками» наверняка был бы на одной из первых строчек финальной таблицы фестиваля.

Когда я спросила Катерину, не страшно ли было на новом для «Дилижанса» поле клоунады и пантомимы, бесстрашная Катя, конечно, ответила милое и улыбчивое «нет». Но если от Петра Зубарева можно было заранее ждать пластичесских чудес, то его партнеры по красивому, смешному и грустному театральному чуду Дмитрий, Илиана и Константин и присоединившейся к ним представитель театра «Колесо» Роман Касатьев открыли себя для зрителя совершенно по-новому, порой оставаясь не узнанными под клоунским гримом и фирменными красными носами.

Самая теплая

Фестиваль попрощался с нами до следующего сезона. Почему-то захотелось сказать о нем названием одного из проектов этой недели – «Сто пудов любви». Может быть, даже больше!

Виктор Мартынов, художественный руководитель театра «Дилижанс», автор самой счастливой идеи этого театра:

Лично для меня неважно, какое место занял тот или другой спектакль. Гораздо важнее общий итог фестиваля, важнее огромный интерес зрителей, новый уровень творческих, художнических поисков молодых режиссеров и артистов.

Наша справка

Останутся ли ребята из «кармашек» «с носом», пытаясь продлить свое неуемное клоунское счастье, или носы так и будут лежать в коробках вместе с другим реквизитом, не востребованным в ближайшие несколько сезонов? Хорошо бы носы сгодились!

Наталья Харитонова, «Площадь Свободы»
mail-ps@mail.ru