Уже 20 лет на базе тольяттинской филармонии проходят летние сессии молодежного симфонического оркестра Поволжья. В этом году в полку молодых исполнителей прибыло.
– Готовясь к юбилею, мы подумали, что неплохо бы компанию расширить, – подчеркнула директор филармонии Лидия Семенова. – В регионах России пошел активный процесс создания молодежных симфонических оркестров, а вот русских и джазовых пока нет…
Филармония разработала очередной проект, который получил поддержку фонда президентских грантов. Первой прошла сессия молодежного русского оркестра Поволжья, которая завершилась гала-концертом на сцене филармонии и небольшим турне по городам Самарской и Ульяновской областей.
Следующие сессии симфонического и джазового молодежных оркестров проходят по тому же плану с небольшими вариациями. Например, кроме Самары, Ульяновска и Димитровграда, в гастрольную программу добавится Альметьевск из Татарстана.
В первом гала-концерте на сцене филармонии выступил сводный состав молодежного русского оркестра Поволжья и русского оркестра тольяттинской филармонии под управлением главного дирижера, заслуженного артиста Самарской области Василия Кормишина и дирижера из Петрозаводска, заслуженного артиста республики Карелия Михаила Тоцкого.
Да, как ни удивительно, в оркестре Поволжья играют музыканты из самых разных городов в возрасте от 16 до 28 лет.
– География широчайшая, – отметил Василий Кормишин, – от Южно-Сахалинска до Петрозаводска. Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Оренбург, Вологда, Москва, Тула, Саранск, Ульяновск и Тольятти, конечно же.
Из классических инструментов в русском оркестре представлены только духовые: флейта, гобой, а также ударные. Основными же были балалайки, домры и гусли.
– Не так давно отмечали юбилеи народных инструментов, – напомнила Лидия Семенова. – Несмотря на то, что они очень давние, но именно в музыкальное оркестровое исполнительство баян и балалайка пришли не более полутора веков назад. Произведения, которые стали писать композиторы для таких оркестров, начались с обработки русских песен и фольклора других народностей.
Вы сегодня услышите в гала-концерте весь спектр возможностей народного оркестра: и обработки народных песен, и переложения классических сочинений. Например, прозвучит лезгинка Хачатуряна из балета «Гаянэ». Также будут исполнены авторские произведения, музыка очень популярных композиторов, таких, как Пьяццолла, Пабло де Луна.
Это испанский композитор, который написал специально для оркестра русских инструментов удивительное сочинение, на которое прошу обратить внимание. У него интересная история. Он услышал оркестр Василия Андреева в Европе и был так впечатлен, что спустя некоторое время написал свое «Заклинание огня». Испанец пишет для оркестра русских народных инструментов!
– Да, сейчас идет ренессанс наших инструментов, – добавил Михаил Тоцкий, – многие композиторы поворачиваются в нашу сторону, даже западные. Идет гигантский поток информации, и когда велась подготовка программы, хотелось вместить в нее все. Но отбор шел по принципу: что будет максимально хорошо звучать в оркестровом исполнении.
– Тем более, – поддержал коллегу Василий Кормишин, – что ориентировались изначально и на работу сводного оркестра, с перспективой на большой состав.
– А сводный оркестр – это эксперимент?
– Вообще, музыка хорошо звучит, когда в оркестре 50-60 человек. Особенно это справедливо в отношении наших народных инструментов.
– Существуют ведь разные составы, – пояснила директор учреждения, – и в симфоническом оркестре тоже: малый, большой, струнный. Наш русский оркестр тольяттинской филармонии – скорее малый состав. А сегодня, получается, играет большой состав.
– Рассказывая об этом проекте, можно каждое предложение начинать со слова «впервые», – продолжила Лидия Семенова. – Впервые у нас на сцене звучал унисон домр в исполнении 15 человек. Впервые звучал унисон балалаек. В малом составе оркестра это невозможно. Наша сессия – по сути творческая лаборатория, ребята становятся очень жадными до музыки, многие успевали играть в нескольких ансамблях.
Обратите внимание на балалаечника Сергея Антонова. Он же и дирижер-стажер. Учится в Петрозаводске, параллельно с исполнением музыки на балалайке еще занимается на оперно-симфоническом. Другой дирижер-стажер – Алмаз Зарипов, лауреат всероссийского конкурса дирижеров, третий – Юрий Мухин. То есть мы не просто приглашаем молодых дирижеров поработать с оркестром, а даем дирижерскую практику оркестровым музыкантам…
Открытием сессии стали молодые исполнители Сергей Антонов, Алиса Манахова-Седова и Анна Игнатова, с которыми оркестр филармонии планирует сотрудничать в дальнейшем. Первого Михаил Тоцкий назвал гордостью своего края.
Лидия Валентиновна отметила, как феномен таких вот сессий, особую, передающуюся от молодых исполнителей задорную энергию, музыканты играют с удовольствием, и это видно из зрительного зала. При этом за каждую композицию зал благодарил оглушительными аплодисментами.
Череда сессий трех молодежных оркестров продолжится на сцене тольяттинской филармонии до конца августа. Следите за афишей, на некоторые концерты вход для зрителей свободный, ведь начинающим музыкантам нужны практика и ответная энергетика зала.
Поддержку проекту оказали также министерство культуры Самарской области и администрация города. Генеральным партнером филармонии уже много лет подряд остается ПАО «Тольяттиазот». Заместитель генерального директора градообразующего предприятия Юлия Петренко перед началом гала-концерта обратилась ко всем его участникам, организаторам и зрителям:
– Мы сегодня присутствуем на знаковом событии. Двадцать лет к нам приезжает молодежный симфонический оркестр, и впервые собрался русский оркестр. Надеюсь, это будет началом доброй традиции. Не только потому, что Тольятти стал уже местом долгожданной летней встречи для всех молодых музыкантов Поволжья, но еще и потому, что наш город и эти наши летние сессии стали настоящей путевкой в жизнь для многих звезд международной сцены!
Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»