Давно ли вы перебирали книжки в своем книжном шкафу? Если всё же возьметесь наводить в нем порядок, то, возможно, натолкнетесь на детские рисунки – свои или своих детей. И найдете портрет, написанный шариковой ручкой. Вы улыбнетесь, поцелуете эти чудесные детские каракули и решите, что внеплановая уборка того стоила.
Однако есть дети-художники, которые своими рисунками оставили яркий след не только в истории своей семьи, но и в истории российской живописи. Вот о них и шла речь в модельной библиотеке «Фолиант» в лекции профессора Сергея Быкова «Феномен рисования в детском возрасте».
Лариса Хафизова
– История повторяется по своим неведомым законам, – считает профессор. – И каждый момент исторического процесса неповторим и уникален. Вот, например, альбом и каталог работ юной художницы Ларисы Хафизовой из нашего города. Невольно замираешь, когда рассматриваешь ее рисунки. Живая душа ребенка жаждала и радости, и самовыражения.
Лариса Хафизова родилась в Тольятти в 1976 году. Она пришла в этот мир с тяжелейшим и неизлечимым недугом. Творчество стало своеобразной терапией, помогающей видеть мир через призму созидания и любви, а не обреченности отчаяния.
С 13 лет Лариса училась у педагога Валерия Колесова. В 1994 году в городе прошла ее первая персональная выставка «Девочка рисует вальс». В 1995-м персональные выставки были организованы в Ульяновске, Казани, Москве и даже в Париже.
Большим событием для Ларисы стало общение с Константином Райкиным, особенно оценка ее творчества. Увидев работы, он сказал так:
– Эти рисунки так устремлены к гармонии, так изысканны, элегантны, обладают таким законченным чувством линии, что уже дают право говорить об авторе как о молодом мастере. Особенно это касается иллюстраций к «Сирано де Бержераку» Эдмона Ростана.
В то время театр «Сатирикон» ставил одноименный спектакль. Ларису пригласили в Москву, и она поехала (с ее недугом!) на спектакли. Поездка буквально продлила девочке жизнь. Рядом были друзья, наставник Валерий Колесов, любящие свою дочь родители, меценаты.
– Творческие подъемы юной художницы поразительны и необъяснимы, – отмечает искусствовед. – Она осваивает все виды графического рисунка, легко и неожиданно меняет приемы, технику, применяя тушь, вишневый сок, акварель, пробует возможности угля, пастели. В ее стилистике есть нечто абсолютно притягательное. Живая трепетность и искренность сквозят в каждой линии.
Колумнист «Вольного города» Сергей Дьячков, духовный наставник Ларисы, тепло отзывался о ее творчестве:
– Она любит парные композиции: влюбленные, дамы-кавалеры, соперники, мать и дитя, друзья. Ее героини танцуют везде. Они счастливы, их невозможно остановить, как невозможно заставить не рисовать автора этих рисунков.
А сама Лариса говорила о себе так:
– Когда я рисую, то перед глазами будто разворачивается какое-то событие. Я наблюдаю за жизнью придуманных мною героев, слышу, о чем они ведут разговор… Мои мысли ушли к людям…
Замечательно, что создан школьный мемориальный музей Нади Рушевой, радует, что о Саше Путре сняли пять документальных фильмов.
– Музей Ларисы Хафизовой ждет своего часа в Тольятти, – завершает свой рассказ искусствовед. – Первые шаги на этом пути сделаны. Проведены выставки и встречи, посвященные ее творчеству. Написаны статьи, снят документальный фильм на ТВ ВАЗа. Память о ней остается. Лариса и ее творчество по праву могут считаться одним из символов нашего города. Пролетела звездочка, засияла и… погасла, а свет ее таланта всё идет и освещает нашу жизнь.
Светлана Россинская, главный библиотекарь «Фолианта»
Газета «Вольный город Тольятти»