Фанат железного дна

111 новости тольятти

Тольяттинец Александр Ёлкин — один из лучших в мире специалистов по затонувшим судам Черного моря.

фото: Площадь СВОБОДЫ

Во всяком случае, в этом году должен выйти его второй «Атлас затонувших судов Черного, Азовского морей», который, судя по заявкам, будет востребован не только в России, Болгарии, Турции, но даже в Австралии. Оно и понятно: атлас содержит описание около 700 затонувших объектов, 200 из которых Александр Ёлкин обследовал сам. Кроме атласов в активе Александра Ёлкина есть книга «Черноморские катастрофы». Тысячи дайверов ныряют у нас в стране, но систематизировать информацию, собранную при погружениях, в книгу удается далеко не каждому. Ведь это сотни названий самых разных судов, координаты их гибели, а главное – истории жизни затонувших кораблей. Иногда маленькие, неказистые суденышки имели такую судьбу, которая большому кораблю даже и не снилась…

Музей в… речном танке

 

Вообще-то Александр Владимирович трудится помощником генерального директора Судоремонтного завода, а в свободное от работы время организует экспедиции тольяттинских дайверов на Черноморское побережье.

Первая экспедиция состоялась почти 20 лет назад в 1997 году. Отнюдь не античные парусники с замшелыми амфорами интересовали наших дайверов, а «железное дно» – то есть суда, затонувшие во время войн: Первой Мировой, гражданской, Великой Отечественной. Ребята поднимали со дна пушки, навигационные приборы, детали самолетов. Многие артефакты пополнили музеи Краснодара, Керчи, небольшая экспозиция есть и в Тольяттинском парковом комплексе истории техники имени Сахарова.

«Речные танки Сталинграда» — мега-проект, который Александр Ёлкин завершил в прошлом году. Накануне 70-летия Победы был построен бронекатер БК-73, действующая копия судна времен Великой Отечественной Войны. Это единственный в мире бронекатер на ходу! Экипаж уникального судна прошел по маршруту: Тольятти — Самара — Сызрань — Балаково — Вольск — Саратов — Камышин — Волгоград. По сути, бронекатер стал настоящим плавающим музеем. Внутри судна находится экспозиция с экспонатами 1940-х годов, поднятых с затонувших кораблей и катеров. Чтобы их увидеть и сфотографировать, люди в упомянутых городах выстраивались в очередь. Организаторы зарегистрировали более 4,5 тысячи посещений.

Экипаж бронекатера состоял из 12 человек, проживающих в Самаре, Казани, Тольятти. Они жили, как моряки волжской военной флотилии времен войны. У каждого была должность: пулеметчики-матросы, мичманы, командир корабля, каждый занимался своим делом, был прикреплен к определенному виду вооружения.

Как рассказал Александр Владимирович, экипаж бронекатера был одет в форму образца 1941-го года. Администрация Самары помогла энтузиастам, так как обмундирование стоило недешево: один комплект – порядка 26-27 тысяч рублей, каждому полагалась штормовка, теплая одежда, шлем и так далее.

Реакция на бронекатер на всем пути его следования, естественно, была самой восторженной. В каждом из городов плавающий музей находился не более двух-трех часов, из желающих попасть на борт выстраивались гигантские очереди. Не каждый день история оживает прямо на твоих глазах! Деды плакали, бабушки причитали, благодарность зрителей была безгранична.

Эксперт с детства

Свой фанатичный интерес к военной истории, дайвингу именно в Черном море Александр Ёлкин объясняет простым фактом биографии — он родился в Крыму. А потом приезжал туда на летние каникулы. Первую экспедицию организовал чуть ли не в 10 лет. Отец обратил его внимание на какую-то штуку, торчащую из ближайшего озера. Смотри, мол, это штурмовик ИЛ-2 времен Отечественной войны. На следующий день Александр с другом двинули к погибшему самолету. Шли и… плакали, потому что ноги разбили до крови, а вода в озере была соленая.

Став постарше, ребята уходили уже километров за десять от дома, целый день ныряли, обследовали разные подводные объекты, собирали и жарили мидий. Золотое детство! Любой нормальный советский пионер мечтал о таких приключениях. К интересному, активному отдыху, получается, Александр Ёлкин пристрастился с детства, как, впрочем, и к открытиям. Он не любитель достопримечательностей, на которые приезжают посмотреть миллионы. Эйфелеву башню, например, увидел — да, красиво, но для Александра важен эффект первооткрывателя. Под водой столько неизвестного — и люди узнают (или вспомнят) про него именно от тебя! Турки, румыны, украинцы, болгары находят на дне объекты, обращаются к Александру Владимировичу как к эксперту: «Определите, что за судно». У него очень большая библиотека, опыт, связи. В течение дня может проконсультировать людей, вероятность ошибки — тридцать процентов.

Крым наш

Сейчас у собеседника возникла очередная идея. Группа энтузиастов-дайверов клуба начали подготовку к восстановлению в Крыму, около Керченского моста, своей базы. Это заброшенная батарея 29 БИС, оборонявшая Керчь в начале войны. История батареи такова: во время обороны красноармейцы израсходовали весь боезапас, получили приказ командования на отход. Чтобы немцам ничего не досталось, материальная часть и все вспомогательные объекты батареи были уничтожены. Бойцы вышли из окружения, переправились на Тамань. Главное – во время Отечественной войны на батарее никто не погиб.

Проект восстановления батареи для Александра Ёлкина символичен, именно в шести километрах от 29 БИС он родился. Прекрасно помнит, что вплоть до 80-х годов на батарее сохранилась даже кое-какая мебель военного времени. Потом сооружение стали пилить на металлолом, остался только бетон. Территория имеет площадь 25 гектаров. Жалко, если исторические стены исчезнут со временем! Возникла идея строительства историко-культурно-досугового центра. Организаторы каждый год планируют проводить там фестивали реконструкции, дайвинга, установить палаточный лагерь.

Идея восстановления батареи дорогостоящая, долговременная. Планируются четыре артиллерийских блока, один – как во время войны. Для этого пушку 1937 года выпуска весом 100 тонн привезут из Владивостока. Второй блок – выставка Вермахта периода оккупации. Третий блок будет посвящен поисковому движению Крыма. Четвертый – кухня фронтовой пищи.

Батарея находится рядом с Керченским мостом, место очень значимое и красивое. Поэтому, по мнению Александра Ёлкина, проект должен заинтересовать правительство Крыма. Он надеется на поддержку государства, поскольку идея масштабная и глобальная. Сейчас работают архитекторы и сметчики, с северного флота ребята собираются доставить образцы вооружения, специалисты Министерства обороны обещали помочь, как и администрация Крыма. Главное – предоставить проект.

Резюме:

В 1992 году состоялось первое погружение Александра Ёлкина с аквалангом. 1997-й год – первая экспедиция в Крым.

В 2004-й году вышел первый «Атлас затонувших судов Черного, Азовского морей».

Справка:
Судьба восстановленного бронекатера БКА-73 такова. Летом 1941 года он был спущен на воду. 7 января 1942 г. БКА-73 вошел в состав Волжской флотилии. Участвовал в обороне Сталинграда. С 30 апреля по 18 августа 1942 г. входил в состав Онежского отряда кораблей. 2 октября 1943 г. вошел в состав Азовской флотилии Черноморского флота. Участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции (31 октября — 11 декабря 1943 г.). Погиб бронекатер 2 ноября 1943 г. от прямых попаданий авиабомб. На судне погибло 19 моряков, в том числе командир катера, старший лейтенант И.П. Запорожец, а также около 40 десантников. Спаслось только 2 моряка.

Ольга Пимантьева, Площадь СВОБОДЫ