Евгений Лансере родился в семье, внесшей неоценимый вклад в развитие русского искусства

    императрица елизавета петровна

    Давайте вместе с читателями библиотеки «Фолиант» проведем свой небольшой заочный арт-челлендж и откроем для себя новое имя. Чуть больше прикоснемся к жизни и творчеству художника…

    Евгений Лансере (1875-1946) — российский и советский художник, известный книжный график, академик Императорской Академии художеств, народный художник РСФСР, лауреат Сталинской премии второй степени.

    Дом Бенуа у Николы Морского

    Родился Евгений Лансере 4 сентября 1875 г. в Павловске в семье, внесшей неоценимый вклад в развитие русского искусства. Он — сын известного скульптора Евгения Александровича Лансере, брат архитектора Николая Лансере. Его дед по матери, Николай Бенуа, был академиком архитектуры.

    Архитектором был его дядя, другой дядя, младший из братьев матери, Александр Бенуа, также был известным русским художником. Вместе с Сергеем Дягилевым и Дмитрием Философовым он стоял у основания объединения «Мир искусства». Это объединение оказало большое влияние на формирование художественных вкусов своего времени.

    Детство Лансере прошло на Украине, в небольшом имении отца Нескучное, где родилась его младшая сестра, впоследствии также известная художница — Зинаида Серебрякова. После смерти мужа мать вместе с детьми переехала в Петербург, в дом отца — известный в художественных кругах «Дом Бенуа у Николы Морского».

    Художественные способности у Лансере проявились рано, поэтому в выборе профессии сомнений не было.

    В 1892 году, оставив гимназию, семнадцатилетним юношей он поступил в школу «Общества поощрения художеств», где провел около четырех лет (1892-1895). В те же годы он стал постоянным участником кружка, из которого впоследствии возник «Мир искусства». Ранний период творчества Лансере, в силу родственных и дружеских связей, был тесно связан с этим объединением.

    Под влиянием Александра Бенуа и его друзей Евгений Лансере отказался от поступления в Академию художеств и отправился учиться в Париж. Занятия во Франции продолжились до 1898 года.

    «Виньеточное» творчество

    Вскоре Лансере прославился как книжный график. Его работа в этой области началась с оформления книги Е. Балабановой «Легенды о старинных замках Бретани» (СПб, 1899). Художник взялся за выполнение своего первого крупного заказа в 1898 году, посетив перед этим Бретань. В этом же году он выставил свои иллюстрации к бретонским легендам и сказкам на выставке русских и финляндских художников. Выставку организовал Сергей Дягилев.

    Будучи за границей, Лансере не участвовал в подготовке первых номеров журнала «Мир искусства», зато со второй половины 1899 г. он — в числе его постоянных сотрудников. Именно на страницах «Мира искусства» началась многолетняя «виньеточная деятельность» художника, распространившаяся позднее и на журналы «Художественные сокровища России», «Золотое руно», «Детский отдых» и на множество других изданий.

    Оформление десятков изданий — книг, альманахов, журналов; экслибрисы, почтовые и издательские марки, художественные открытки — это те области, в которых художник принимал активное участие.

    Работая над книжной графикой, Лансере считал, что именно декоративное оформление, а не иллюстрация определяет художественный образ книги. Заставки и концовки казались ему более ответственной и сложной задачей, чем иллюстрирование в тексте какого-нибудь эпизода. Стилистическое и декоративно-графическое единство книги — вот что стало для Лансере принципом работы оформителя.

    Первым среди русских художников Евгений Лансере стал выполнять постраничный макет оформления книги. Это нововведение вошло впоследствии в практику всех мастеров книжной графики.

    Важным этапом на пути к этому высокому достижению художника была длительная (с 1904 по 1912 годы) работа над оформлением книги А. Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны». Для «Царского Села» Лансере создал несколько заставок-иллюстраций с развитым сюжетным началом.

    «Хаджи-Мурат» Л. Толстого с иллюстрациями Лансере стал лучшим предреволюционным изданием художника. В издании 1916 года были обширные купюры — царская цензура не пропустила толстовский текст, содержащий разоблачительную характеристику Николая I. Не был напечатан и портрет царя- Лансере трактовал его сатирически. Полностью издание увидело свет только в 1918 году.

    В этот период Лансере много работает с натуры. Пишет пейзажи и путевые этюды, делает портретные зарисовки.

    В 1902 году художник совершил поездку по Дальнему Востоку, посетив Маньчжурию и Японию. После начала русско-японской войны, в феврале 1904 года, Лансере получает заказ на художественные открытки с видами Порт-Артура и Маньчжурии.

    Издание журнала, работа в театре и прикладное искусство

    Революционные события 1905-1906 годов стали рубежными не только в развитии творчества Лансере, но и в процессе становления его личности. С этих пор он выступает как независимый и зрелый мастер с собственным, вполне сложившимся отношением к искусству и жизни.

    В то время художник участвовал в издании сатирического журнала «Зритель» (1905), сотрудничал в «Жупеле», который издавался при участии М. Горького. После запрещения журнала Лансере взял на себя издание преемника «Жупела» — журнала «Адская почта», для которого выполнил свои лучшие сатирические рисунки.

    С работой в театре Лансере впервые соприкоснулся в самом начале 1900-х годов. Он сделал эскиз декорации последнего акта балета «Сильвия» (1901) и панно для «Святилища Патрика» (1911) в постановке Старинного театра.

    Первых достижений в области театральной живописи художник добился в 1907 году. Он вместе с А. Бенуа оформил пьесу Н. Евреинова «Уличный театр». После 1911 года работа Лансере в театре прервалась на сравнительно долгий срок. Причиной тому стали исторические события, изменившие судьбы России и весь круг деятельности художника.

    Заняв в 1912 году пост заведующего художественной частью гранильных фабрик, фарфорового и стекольного заводов ведения «Кабинета его величества», Лансере не только контролирует качество продукции, но и сам предлагает несколько эскизов и проектов художественных изделий.

    Разносторонняя художественная деятельность Лансере получает признание и в 1912 году он удостаивается звания академика, в 1916 году его избирают действительным членом Академии художеств.

    Последний предреволюционный год Лансере проводит в деревне: пишет пейзажи, обдумывает возможность иллюстрирования «Казаков» Л. Толстого. Весть о свержении самодержавия художник встречает с воодушевлением. Однако приехать в Петроград не удается, материальные и бытовые трудности вынуждают художника с семьей искать пристанища у друзей, на Кавказе.

    Преподавание

    Три года художник прожил в Дагестане, где преподавал рисование в гимназии. В 1920 году он перебрался в Тбилиси: трудился рисовальщиком в Музее этнографии, выезжал в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом. С 1922 до 1934 года Лансере — профессор Тбилисской академии художеств.

    С 1933 года, с переездом в Москву, начинается новый этап его деятельности, связанный отчасти с театром, но более всего с монументальной живописью. Он придумывает плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы «Москва», зала Большого театра, панно для станции метро «Комсомольская» и другие вещи.

    Война помешала осуществлению всего намеченного. Вернуться к работе над росписью вестибюля Казанского вокзала мастер смог только весной 1945 года. Но довести до конца ее так и не смог. 12 октября 1946 года, на 72-м году жизни, Евгений Лансере скончался.

    Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail: rossinskiye@gmail.com