Есть ли жизнь в Тольятти после 22 часов

Есть ли жизнь в Тольятти после двадцати двух часов, спросите вы меня.

И я честно отвечу: нет! Нету этой жизни после двадцати двух. Я теперь, в дни театрального фестиваля в «Дилижансе», об этом точно знаю.

В это суровое вечернее время город берет меня в заложники и заставляет оставаться дома на приколе: ни уехать, ни приехать из одного района города в другой в это время уже просто нереально. А вернуться после вечернего спектакля «Премьеры одной репетиции» безлошадным театралам можно только на такси. Дождь ли на улице, гром ли на небесах, ждут ли тебя дома малые дети, вставать ли завтра рано на работу — это для руководителей транспортного цеха города совершенно не важно. Важно однажды попасть в переплет и уже никогда не повторять собственной ошибки: после двадцати двух без личного авто на улицу носа не казать!

Даже в недавний День города люди недоуменно торчали на автобусных остановках, наивно мечтая доехать до дома хотя бы на перекладных. Перекладные иногда случались: иные доезжали до удобного им места по пути следования и весело объявляли нежданную конечную остановку: «А теперь, дорогие жители, ехайте, пожалуйста, сами. Или идите… Уж лучше идите! Потому что я один на всем белом свете такой добрый, и никто вас больше ни в какую газельку не подберет. И никто вас до дома не довезет. Все газельки уже спят. Дяденькам— газелистам в это время работать — без интересу!»

На пустынной автобусной остановке после двадцати двух приходится думать о вечном. А еще вспоминать, что наш общественный транспорт совсем даже и не общественный, а коммерческий. И после десяти часов вечера уехать из театра или вернуться домой от друзей на нелюбимой, но такой желанной в это время суток газели просто невозможно. И никакого форс-мажора в транспортных компаниях как будто бы не было.

Просто транспортникам невыгодно выезжать на маршруты по вечерам: пассажиров мало, пятаками казну не наполнишь. Им все равно, доберусь я до дома или нет. Только и мне все равно: выгодно им везти меня или не выгодно, если последний(!) автобус в аэропорт отправляется с автовокзала в восемь часов вечера, когда большинство чартеров вылетает из Курумоча в три-четыре-пять часов ночи.

Злые языки намекают на сильное таксистское лобби: настоявшиеся на автобусных остановках пассажиры, потеряв веру в человечность «транспортсодержащих», начинают открывать кошельки и проверять, хватит ли у них мелочи на вечернее такси. А вечерние тарифы таксопарков, между прочим, выше дневных и колеблются от 170 до 200 с лишним рублей между двумя районами города. Конечно, цены эти — не заоблачные, но это несущественно для семейного бюджета, если такой случай застал тебя на остановке однажды или дважды. А если ты вычеркиваешь из своего расписания хороший кинофильм, вечерних гостей или любимый театральный фестиваль, если каждый вечер такси становится твоим единственным транспортным средством, как быть тогда?

Театр, кстати, тоже очень заметно теряет в зрителях. Доехать из Нового города до Центрального района или тем паче до Шлюзового — вопрос неразрешимый. Или все-таки разрешимый?

Дилетантских вариантов решения как минимум два: заставить коммерсантов уважать своих зловредных горожан, которые так и норовят выйти из дома в невыгодное для водителей время, и обязать транспортные компании, у которых есть договоры с муниципальной властью, выделять минимальный по объему дежурный транспортный десант в вечернее время, в которое жизнь пока еще никто не отменял. Или обзавестись своим муниципальным дежурным отрядом на колесах.

Что эффективнее? Об этом порой полезно подумать на автобусной остановке. После двадцати двух, разумеется.

Наталья Харитонова, газета «Площадь Свободы»

Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь Свободы»
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 63 — 00766 от 21.07.2015

Автозаводский район

фото: Вадим Кондратьев