Не надо нам тут мозги пудрить!

обсуждают план города
фото: Вольный город Тольятти

Достаточно эмоциональным получилось публичное обсуждение поправок в генеральный план города, проходившее в администрации Автозаводского района. Большинство присутствующих мало что поняли из услышанного (в основном отстаивали личные интересы), но зато получили возможность поругать чиновников и продемонстрировать степень недоверия к местной власти.

Скучный доклад

– Основные моменты связаны с присоединением особой экономической зоны, – сказал руководитель управления архитектуры и градостроительства мэрии Аркадий Шишкин. – Это изменило границы города по всему периметру, его площадь. Внесены корректировки в транспортную схему, санитарно-защитные зоны. Они существенные. Нельзя сказать, что это то же самое, что было.

Перед началом дебатов присутствующие послушали заместителя директора института «ТеррНИИгражданпроект» (именно эта самарская организация разработала поправки) Илью Власова, правда говорил он тихо и часто использовал фразы, малопонятные простым гражданам. В целом доклад получился неинтересным, однако собравшиеся проявили терпение и не стали перебивать выступавшего.

– Цель изменений – определение функционального назначения отдельных территорий, корректировка транспортной и социальной инфраструктуры с учетом обеспечения интересов граждан, – сказал он.

– Можете простым языком выражаться? – не выдержал один из присутствовавших. – Например, на сколько гектаров увеличились или уменьшились рекреационные зоны, территория городских лесов и так далее.

– Изменения произошли в части… – сказал докладчик и замолчал, напомнив не выучившего урок школьника.

Пролистав несколько десятков страниц, он наконец-то нашел какие-то цифры:

– Площадь лесов составляет 7984 гектара. В период до 2037 года планируется увеличить ее до 8230.

– А вы вообще в Тольятти выезжали перед тем, как вносили корректировки? – спросила депутат городской думы Ольга Сотникова. – Я просто вижу множество нестыковок. К примеру, в 14-м квартале отсутствует рекреационная зона (хотя по факту там сквер), а в микрорайоне «Калина» вы обозначаете улицу семьи Деревских, которой по факту не существует. Кроме того, в Комсомольском районе на улице Громовой стоит незаконная шашлычная, которую вы этими поправками пытаетесь узаконить, меняя лесную зону на общественно-деловую (показывает этот кусочек на карте, – прим. авт.).

– Выезжали, – не слишком уверенно ответил Власов. – Мы действовали в рамках технического задания.

В парке Победы будет цирк?

– А почему у вас присутствует дорога через лес, связывающая Автозаводский и Центральный районы? – прозвучал следующий вопрос. – Жители ведь еще в 2018 году однозначно высказались против ее строительства…

– Дорога у нас не предусмотрена. Там просто существующие сети показаны и водозабор.

– Да вот же, посмотрите на транспортную схему. Она там у вас обозначается как планируемая к строительству дорога местного значения.

Власов ничего не ответил и даже к схеме подходить не стал. В это время еще один из присутствовавших в зале депутатов озвучил, что, согласно предлагаемым изменениям, на территории, где расположены парк Победы и сквер в честь 50-летия АВТОВАЗа, планируется строить… цирк:

– Очень интересно получается, хотя многие горожане сам этот сквер цирком называют.

Комментариев разработчика и чиновников мэрии не последовало, как и в случаях с лесной дорогой и шашлычной.

Участники разделились на три группы, каждая из которых пыталась отстоять свою точку зрения. Первая – это жители Подстепок и Приморского, которым не дает покоя ситуация с реконструкцией дороги, соединяющей их населенные пункты с городом. Вторая – предприниматели, имеющие участки за Московским проспектом, на которых размещены склады и производственные объекты. А третья – люди, купившие квартиры (в основном недешевые) в 14а квартале и теперь переживающие, что под их окнами сделают дорогу, по которой автомобилисты будут объезжать пробки.

Жилье возле заводов

Постепенно народ начал активизироваться, обозначая волнующие его проблемы. Первым выступил собственник земли на северо-западе района, взволнованный перспективой ее лишиться:

– За Московским проспектом расположена действующая станция техобслуживания, а за ней шесть участков, которые нам принадлежат. Два из них заняты складами, а разработчик жилую зону ставит. Вы там вообще были? Почти 100 гектаров полностью заняты производственными площадками, а вы собираетесь там дома строить? Еще улицу Патриотическую нарисовали, которая проходит по частным земельным участкам прямо через строения. Это что вообще такое, а?

Тут выяснилось, что среди собственников расположенных там участков есть строительная компания, которая, видимо, и заинтересована в том, чтобы занять землю многоэтажками.

В то же время один из участников напомнил, что в Самаре есть Куйбышевский район, где возводятся жилые дома вблизи нефтеперерабатывающего завода. Запахи, естественно, малоприятные:

– Дали людям ключи от квартир, а потом начались скандалы, жалобы, что жить там невозможно! Получается, что и мы хотим пойти по такому же пути, придвигая жилые дома к промышленным предприятиям. И вообще непонятно, нужно ли планировать столь масштабную застройку за Московским проспектом с учетом того, что люди продолжают уезжать из города?

– Специалистами просчитана перспектива роста или убыли населения, – ответил Аркадий Шишкин. – В зависимости от демографической ситуации принимается решение о том, сколько нужно строить жилья, детских садов и так далее. Есть оптимистический путь развития, реальный и пессимистический. Сегодня мы скатываемся к последнему, но это не значит, что жилье возводить не нужно, тем более что норматив площади квартир на одного человека постепенно увеличивается. До 2037 года нам надо построить порядка 8 миллионов квадратных метров, если я не путаю.

Вспомнили про утюг

Обстановка накалялась. Выступающие предприниматели нервничали и позволяли себе немного покрикивать на сидящих за столом чиновников и стоявшего рядом с ними Власова:

– Не надо нам тут мозги пудрить! Там частная собственность!

– Ничего страшного, что частная. В соответствии с генеральным планом предусмотрено изъятие участков, – ответил Шишкин, немного напугав предпринимателей.

– Как это изъятие? Как в 90-е годы, что ли? – спросил один из них, вызвав в зале смех и аплодисменты.

– А в 90-е как изымали? С утюгом? – прозвучал чей-то хихикающий голос.

– В соответствии с законодательством изъятие происходит! – ответил Шишкин.

– Это что же получается, имея землю, я ее не имею?

– А вы ее используйте по назначению. Какая там зона? Производственная? Ну вот…

– Что вот? Вы там жилую застройку планируете.

– Ну, это же в перспективе. Когда строительство подойдет – будет изыматься.

– Для кого вы строить собираетесь? Вот у меня в организации люди работают, пытаются себе на жилье накопить. А я должен буду из-за ваших планов их уволить. Они, естественно, уедут в Москву или Нижний Новгород…

– Да нет у нас задачи никого выгнать. Наоборот, хотим привлечь сюда людей.

Диалог чиновника с предпринимателями продолжался еще минут пять. Они открыто демонстрировали недовольство и требовали компенсацию.

– Раз нас не уважаете – возвращайте деньги за купленные участки!

– Я ветеран Вооруженных сил СССР и России, – сказал следующий выступающий. – Это так, чтобы все понимали, кого я защищал и к чему мы в итоге пришли. Знаете, что сейчас творится на перекрестке Московского проспекта и Приморского бульвара, рядом с которым я живу? Огромное количество машин в пробках стоит…

Господин Анташев нам три года какие-то улучшения обещал – не дождались. Так может быть, все-таки начнете мнения людей учитывать, а не выполнять желания тех, у кого денег много? Санитарная зона ВАЗа у нас до улицы Свердлова доходила, захватывая половину второго квартала. А потом кто-то росчерком пера взял и всё изменил. Не много ли вы вообще хотите? Может, будете хотеть то, что люди хотят?

– Спасибо большое! – ответил невозмутимый Шишкин. – Мы для того и собираемся, чтобы услышать замечания.

Час просидели и ничего не поняли

Активиста Михаила Чемоданова мы запомнили по прошлым публичным слушаниям, на которых обсуждалось расширение дороги, ведущей из Тольятти в Приморский и Подстепки. Пытался он и на этот раз указать чиновникам на недоработки, однако быстро успокоился, видимо, поняв, что среди присутствующих нет людей, уполномоченных решать такие вопросы.

Тему, впрочем, и без него нашлось кому поднять.

– Как жителям добираться до города и возвращаться домой? – спросила женщина, представившаяся Анастасией Лапшиной.

– Территория Ставропольского района в данной работе не представлена, – ответил представитель «ТеррНИИгражданпроекта».

– Но ведь эта дорога в компетенции города. Как мы будем по ней ездить, когда компания «Агропарк» откроет свой рынок?

На большинство из заданных вопросов Илья Власов не смог ответить либо использовал дежурные фразы, вряд ли способные кого-то удовлетворить. Иногда он вообще не понимал, о чем идет речь, и чиновники мэрии что-то ему подсказывали.

– Мы тут целый час просидели и ничего не поняли, – заявил один из жителей Подстепок. – Ни на один вопрос ответа не услышали. Скажите честно, транспортная проблема нашего села сегодня будет обсуждаться или нет?

– Не будет, – ответил Шишкин.

– А зачем нас сюда приглашали?

– Кто вас приглашал?

Расстроившийся селянин не стал вступать в дискуссию, но перед тем как покинуть зал, стал раздавать присутствующим какие-то листовки.

Дорога, которой нет

Следом в дело вступили жители 14а квартала, обеспокоенные тем, что между их домами и лесом (там сейчас тропинка, по ней многие прогуливаются перед сном и по выходным) появится автомобильная дорога – продолжение бульвара Здоровья, который сейчас доходит до бывшей шашлычной «Марий Эл»:

– Там уже пробки ужасные, а «Лада-Дом» продолжает строительство, хотя ездить негде, школа и детсад отсутствуют. Даже сквер отдыха организовать возможности нет.

Наверняка жители знали о существующих проблемах до покупки квартир, но решили рискнуть (возле леса все-таки) в надежде, что с годами станет гораздо комфортнее. Пока не стало…

– Требуем ответа по поводу дороги! Нас здесь много! – кричали люди, делая очередной шаг от культурного обсуждения к балагану. – Вы своим молчанием подтверждаете, что она появится?

– Это внутриквартальный проезд, и в генплане он не отображается, – сказал Власов.

Представительница «Лада-Дома» заверила, что компания не планирует строительство дороги, однако не смогла гарантировать, что городские власти не захотят когда-нибудь реализовать эту задумку. Никто, естественно, после таких слов не успокоился.

– Вы к нам относитесь, как к быдлу! – заявила одна из участниц, возглавляющая товарищество собственников жилья. – Люди пришли в надежде получить помощь, однако стоящие у власти забывают, зачем они там находятся. Вы как никто должны стоять за город. Видите же, что перед вами неравнодушные граждане, которые предпочли не уехать из Тольятти, а жить здесь, растить детей. А вы просто отмахиваетесь, потому что заранее знаете, какую отписку надо написать и куда нас послать. В Москве и Петербурге администрация не дает застройщику сдать в эксплуатацию жилой квартал, если в нем нет школы и детского сада! Это правильный подход!

Был среди присутствующих и один депутат губернской думы, который заверил, что школа в 14а квартале скоро начнет строиться. Это, впрочем, не повлияло на решение присутствующих отвергнуть предлагаемые изменения в генеральный план. Из полусотни зарегистрировавшихся лишь один человек проголосовал «за» и еще семеро воздержались. Нужно делать выводы.

Илья Просекин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 24 (1357) 25.06.21