Извечный на Руси вопрос: пить или не пить? – кажется, даже не стоял для тольяттинцев 30 лет назад. Похоже, употребляли все, что горит. Такое заключение можно сделать из публикации «Площади СВОБОДЫ» от 27 февраля 1993 года «Выпить или умереть». В ней врач-реаниматолог и специалисты СЭС предостерегают горожан от экспериментов со спиртосодержащими жидкостями.
Эпоха талонов на водку только-только закончилась, зато в город хлынул поток сомнительного алкоголя и суррогатов не то что со всей страны. Со всего мира. Заведующая отделом гигиены питания городского центра эпидемического надзора Анна Малофеева рассказывает, что поддельную водку и виноликеры изымали из продажи не сотнями, а тысячами бутылок. И это лишь то, что удалось обнаружить.
«В Жигулевске обнаружили коньяк с запахом ацетона, который сотрудники СЭС уничтожили. Так же поступили с «Русской» водкой, пахнущей нефтепродуктами. А МП «Изабелла» не удалось продать 140 тысяч водки с ужасным содержанием альдегидов, – пишет «Площадь СВОБОДЫ». – Водка из Пятигорска была так разбавлена водой, что даже концентрация особо опасных веществ в ней пришла в норму». «И еще – не покупайте у бабушек. Их никто не контролирует», – дает совет Анна Михайловна.
И если сегодня каждый случай отравления поддельным алкоголем – это скандал едва ли не федерального масштаба, то три десятилетия назад смерть от «паленки» была привычна и обыденна.
Заведующий реанимационным отделением МО ВАЗа Виктор Скиданов нервы читателей не жалеет и наглядно показывает, чем порой заканчивается пристрастие к употреблению странных алкоголесодержащих жидкостей.
«Я был в Питере на семинаре по токсикологии. И нам рассказали про одну баскетбольную команду, которая возвращалась домой с зарубежных соревнований. Тренер держал игроков в ежовых рукавицах и парни, желая отпраздновать победу, купили «для жен» множество флаконов хорошей туалетной воды. Ее и начали пить по дороге. Почти все они погибли, лишь самые умеренные отделались потерей зрения», – рассказывает доктор.
Дело в том, что основой для иностранных парфюмерных изысков является метиловый спирт, который пахнет как безвредный этиловый, но практически смертелен для человека.
Хотя в разговоре выяснилось, что если именно метиловую отраву запить этиловым спиртом, то шанс на выживание повышается. Это показывает врачебный опыт доктора Скиданова, в практике которого была история, когда в одной пьющей компании выживал тот, кто «отполировал» поддельную метиловую водку качественной.
Чего только не пили в те времена, «лишь бы градус был». Особенно впечатляет потребление жидкости для очистки стекол ярко голубого цвета, от которой кожа, слезы и другие телесные жидкости приобретали небесный цвет. И не только бомжи и алкаши. Дрянь в себя лили порой вполне добропорядочные граждане. Вспомнил Виктор Дмитриевич и о «чемеричных» дедушках, которые втихаря «тырили» у своих бабушек настойки на чемерице от клопов и клещей. В итоге потравились не только насекомые, но и дедушки.
На что только не шли любители выпить, чтобы раздобыть алкоголь. Оказывается, умельцы добывали его даже из клея БФ и соли с помощью сверлильного станка. Называли получившийся напиток, от которого холодно в животе и гадко во рту, нежно – Борисом Федоровичем. А студенты одного из техникумов «химичили» с одеколоном «Лесной», бросая туда свежий яичный белок. В итоге в емкости плавала гадкая свернувшаяся субстанция странного цвета. Ее выкидывали, а прозрачную жидкость с дурманящим запахом пили, без оглядки на свое здоровье.
А еще считалось, что если в любой алкоголь добавить пару капель своей крови, и она не свернется, то можно пить без опаски – не помрешь и не ослепнешь. Однако реаниматолог Скиданов уверен, что этот метод проверки безопасности напитков совсем не работает.
Кстати
Всемирная организация здравоохранения в 90-х годах считала безопасным употребление до 8 литров чистого алкоголя в год. Такая статистика выглядела смешной для россиян, поскольку каждый житель нашей страны в среднем употреблял в этот период не меньше 20 литров.
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»