«Если что-то и будет, то только для работников АВТОВАЗа»

Не так много вопросов,  интересных широкой массе читателей, обсуждалось на очередном заседании городской думы. Выделим из них один, касающийся едва ли не главной из нынешних бед Тольятти, – безработицы. На учете в городском центре занятости состоит почти 8 тысяч человек, однако все понимают, что реальная цифра гораздо больше.

Как уже неоднократно сообщалось, российское правительство выделит Тольятти миллиарды рублей на мероприятия, связанные с празднованием 50-летия выпуска первого автомобиля на ВАЗе. С одной стороны, хорошо, однако многие задаются вопросом, а не лучше ли было направить деньги на создание новых рабочих мест или хотя бы организацию временного трудоустройства людей, не по своей вине оказавшихся в сложной ситуации? Судя по тому, что было заявлено на заседании городской думы, федеральные чиновники по этому поводу пока хранят молчание, видимо, думая, что придание Тольятти статуса территории опережающего развития решит все имеющиеся проблемы.

– Вакансий всего 3 240, так что диспропорция на рынке труда серьезная, – отметила заместитель руководителя городского центра занятости Татьяна Меркулова. – Половина из состоящих у нас на учете – это женщины, примерно 25 процентов – люди, сокращенные с предприятий города, 15,4 процента – молодежь в возрасте до 30 лет.

По словам докладчицы, 546 сотрудников АВТОВАЗа находятся в простое по вине администрации, а еще 27 городских предприятий сегодня работают в режиме неполной занятости. Среди них ТЗТО (завод технологического оснащения), где 846 человек заняты неполную рабочую неделю, «ВАЗинтерсервис» (515), «Детальстройконструкция» (388) и другие. Скоро к ним присоединятся еще несколько, среди которых  «Тольяттипластик» (110 человек). Кроме того, в марте–апреле планируется высвобождение 778 человек (на предприятиях «Лада-Инструмент» и «СИБУР»), а в мае–июне – 841 (АВТОВАЗ и «СИБУР-Транс»).

– Мы пытались разрулить ситуацию, – продолжила Меркулова. – Отправили много писем, запросов, но не смогли привлечь работодателей к заключению договоров по временной занятости. Понимаем, что многие предприятия находятся в плачевном состоянии, так что замкнутый круг получается. Среди тех, с которыми все-таки удалось договориться – «КуйбышевАзот» (на 20 человек) и парк развлечений.
Как и предполагалось, тема вызвала большой интерес у народных избранников, которые, дождавшись окончания доклада, стали задавать вопросы.

– Я тут слышал, что на ТоАЗе будут сокращения. Это правда? – прозвучал первый из уст Борислава Гринблата.

– У нас такой информации нет, – ответила Меркулова.

– Значит, недостоверная информация, – вслух резюмировал депутат.

Спикер Дмитрий Микель поинтересовался, есть ли какой-то прогноз по безработице на середину или конец года. Однако представительница центра занятости не стала заглядывать дальше апреля–мая. Слишком уж всё неопределенно.

– Получаете ли вы от государства деньги по программе занятости? – спросил депутат Николай Остудин.

– В прошлом году была программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, финансируемая из федерального и областного бюджетов. В этом ее пока нет, а что будет дальше – мы не знаем. Есть государственная программа, утвержденная областным правительством, где прописан ряд мероприятий, направленных на поддержку безработных граждан. Но еще раз подчеркну: главная проблема в том, что не удалось договориться с предприятиями по поводу временной занятости безработных.

– А почему не удалось договориться? Условия для предприятий невыгодные?

– Временная занятость включает в себя организацию общественных работ, трудоустройство инвалидов и выпускников. Работодатель выплачивает зарплату в размере минимальной оплаты труда (7 500 рублей), а мы – дополнительно – 1 700 рублей в качестве материальной поддержки. Нам необходимо освоить выделенные на эти цели из областного бюджета миллион 732 тысячи рублей, так что не знаю, где будем искать работодателей…

– А программа сохранения рабочих мест обсуждается?

– Если что-то и будет, то только для работников АВТОВАЗа.

Далее слово взял депутат Дмитрий Шевелев, который, видимо, хорошо изучил вопрос:

– Рассматривается два варианта выделения субсидий. Первый – непосредственно Волжскому автозаводу, чтобы не сокращал рабочие места, а второй – предприятиям, которые новые места создадут и примут на них работников АВТОВАЗа. К единому мнению пока не пришли. Думаю, что на заводе серьезно заинтересованы в сохранении персонала.

– И тем не менее уже объявлено о сокращении 740 сотрудников, – вновь вступил в разговор Николай Остудин. – В основном такая необходимость возникла из-за того, что пенсионеры не увольняются. Есть специальная программа, предусматривающая выплату им пособий, но они всё равно не увольняются, потому что содержат детей и внуков.

Планировалось по этой программе вывести с предприятия 5 тысяч человек, а по факту получилось меньше тысячи. Вот и вынужден АВТОВАЗ пойти на это сокращение, тем более что со стороны правительства России, к сожалению, нет решения о поддержке. А если так, то ситуация будет только усугубляться. АВТОВАЗ хоть и вышел на полную рабочую неделю, но программа выпуска-то не увеличена. «Весту» хотят в Европе продавать, но в тоже время эту модель сильно критикуют, так что сложно ждать серьезного роста продаж. Вот здесь перечислялись названия предприятий – ТЗТО, «Детальстройконструкция» и так далее. Они ведь зависят от АВТОВАЗа и не могут, в свою очередь, увеличить программы выпуска продукции. Проблема ведь не только в количестве безработных, но и в снижении реальных доходов у тех, кто работу не потерял.

– Ситуация усугубляется тем, что в ближайшие дни производство «Калины» переводится на односменный режим работы, – добавил Валентин Шендяпин.
В итоге депутаты решили отправить обращение в областное правительство, чтобы поспособствовали сохранению рабочих мест, а также увеличили размер субсидии (с нынешних 1 700 рублей) и сняли повышенную нагрузку с предприятий, готовых создавать временные рабочие места. Кто-то сразу вспомнил, что когда условия были 50 на 50 (то есть половину денег на зарплаты перечисляло государство), предприятия участвовали в этом с гораздо большей готовностью. Принять обращение планируется на следующем заседании.

Комментарий пресс-службы ООО «СИБУР Тольятти»:

Изменения в организационной структуре «СИБУР Тольятти» с высвобождением небольшой части сотрудников проводятся в связи с мероприятиями по повышению эффективности производства, с соблюдением всех норм законодательств.

В марте-апреле предприятие планировало высвободить 50 человек, о чем уведомило Центр занятости г.Тольятти, однако часть из них – 9 человек – уже трудоустроена на предприятии в качестве подменного персонала, 1 работник переведен в рамках холдинга в «СИБУР-Транс», 1 человек уволен в связи с достижением пенсионного возраста, 3 человека ушли по соглашению сторон с выплатой положенных по трудовому законодательству компенсаций. Еще 2 человека в марте будут трудоустроены в «СИБУР Тольятти». Также в настоящий момент идет проработка действующих на предприятии вакансий с целью трудоустройства работников.

«СИБУР-Транс» в мае завершает вывод грузчиков на аутсорсинг. Все 100 штатных единиц будут переведены в стороннюю организацию, которая будет оказывать услуги для «СИБУР Тольятти».

Читайте также: Почему же я уехала из Тольятти

автор: Андрей Липов, газета «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 8 (1136) 03.03.17
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362

рабочий сидит на полу в цеху

фото: allday.in.ua

фото: из открытых источников