Еще один проект, который разочаровал автолюбителей

затор в жигулевском море

В начале июня мы писали о том, что подъезды к развязке М5 недостроены и денег на завершение этих работ в бюджете области нет, а пробки на въезде в город есть и вызывают массовое недовольство горожан. Спустя месяц ситуация усугубилась тем, что на развязке М5 расплавился асфальт. Проезда через город без пробок этим летом не видать.

Развязка закончилась

В последнее время пробки на М5 образовываются и на въезде в город через мост, и на въезде под ним. На мосту часами стоят большегрузы и транспорт, пересекающий его со стороны Тольятти. Ситуация напоминает те годы, когда строительство развязки, разгружающей ГЭС, было в проекте. Тогда считалось нормальным стоять около часа, чтобы въехать в Тольятти, и столько же, чтобы выехать. Теперь, когда развязка построена, возникает вопрос: что она разгружает?

Пока не достроен мост в районе села Климовка, город остается логистическим тупиком. Из других городов в него попадают через ГЭС и Комсомольский район. Даже при сниженной пропускной способности, которая наблюдалась из-за отсутствия достроенных подъездных путей к развязке, транспортный поток через мост на М5 заметно разгружал движение. Дорога от Жигулевска до Автозаводского района преодолевалась в среднем за 30-35 минут.

Теперь, когда мост оказался в ситуации приближающихся ремонтных работ, ждать свободного перемещения междугороднего транспорта, дачников и всех, кто курсирует между Сызранью, Самарой, Ульяновском и Тольятти, не приходится. В десятых числах июня на ГЭС местами стали перекладывать дорожное полотно заплаточным способом, но на самом мосту колея от жары и движения большегрузов по раскаленному асфальту оставила небезопасный для движения след.

«Сейчас обсуждается вопрос с ремонтом полотна на мосту, и лучше пусть работы начнутся этим летом, так как есть информация, что подрядчик близок к банкротству, а оставлять мост в таком виде нельзя», – говорит источник «Панорамы Тольятти», знакомый с ситуацией. Звучит разумно, но картина, которую показывает 2ГИС, явно говорит о том, что даже действующий режим ограничения, когда транспорт движется по реверсивной полосе, ситуацию не спасает. Движение через Тольятти стало проблемой аккурат к завершению работ на развязке.

транспортная развязка на М-5

«Ласточка» замерла

Не успел город как следует обрадоваться скоростному поезду «Ласточка», которые с помпой запустили этим летом, как Федеральное агентство новостей сообщило, что их могут отменить после 31 августа. Ранее СМИ писали, что появление «Ласточек» связано с проектом агломерации, в которую входят Самара и Тольятти. Оказалось, что эти поезда РЖД запустило в тестовом режиме.

Дальнейшая судьба «Ласточек» в Самарской области будет зависеть от правительства региона, пишут спустя месяц различные СМИ. Согласно законодательству, пригородные поездки должны финансироваться из бюджета области. Пока РЖД тестирует «Ласточки» за свой счет. Если регион будет готов компенсировать расходы железнодорожников, поезда начнут ходить на постоянной основе.

Источники не сообщают, сколько именно нужно денег, чтобы содержать «Ласточки», и какую транспортную проблему Тольятти или агломерации они решают. Вместе с запуском поездов РЖД объявило: «Ласточки» будут курсировать по маршруту Самара – Жигулевское море (Тольятти) ежедневно 6 раз в день, отправляясь и прибывая на конечные пункты по зеркальному расписанию. Время поезда в пути – 1 час 25 минут. Остановки для посадки и высадки пассажиров предусмотрены на станциях: Стахановская, Пятилетка, Средневолжская и Ягодная».

Глядя на этот маршрут и цену билетов (358 рублей в обе стороны), рядовой пассажир вряд ли разобрался, куда и зачем ему ехать с помощью этого вида транспорта. Если он как-то связан с агломерацией, а это глобальный логистический проект, то почему в траектории, по которой он движется, нет аэропорта Курумоч? Если «Ласточки» решат субсидировать, то неплохо было бы понять, как они будут связаны с логистикой Тольятти и, в частности, с привычными маршрутами своих пассажиров. Пока разница между ними и обычными электричками просматривается с трудом.

Итого: в городе стартовало несколько крупных проектов, ни один из которых не решил насущные вопросы перемещения по городу. Напротив, стройки пока только усиливают напряжение. Еще один проект, который разочаровал автолюбителей, – это улица Офицерская, а конкретнее – решение построить перекресток между ней, Южным шоссе и Обводной дорогой. Похоже, и там будет образовываться пробка, а это еще один ключевой подъезд к городу.

поезд ласточка

Крест на «Клеверном листе»

В начале 2000-х мэрия Тольятти собиралась строить в этом месте развязку, которую тогда называли «Клеверный лист». СМИ называли эту развязку оружием против пробок. Схема планировки пересечения в виде клеверного листа была призвана обеспечить полную и безопасную развязку движения без регулирования по всем направлениям. Проект курировал департамент ЖКХ мэрии.

«Проблема пробок в губернии известна каждому автолюбителю. Особенно жителям Самары и Тольятти. В автомобильной столице нашли способ спасти город от заторов. Пробок на Южном шоссе Тольятти должно стать меньше к 2009 году. Потому что через 2,5 года предполагается сдача в эксплуатацию автомобильной развязки в двух уровнях на пересечении Обводной дороги и Южного шоссе, улиц Автостроителей и Офицерской», – писал в то время местный сайт.

На проект и подготовку подъездных путей были потрачены бюджетные средства, в том числе на перенос инженерных систем рядом с перекрестком Южное шоссе – Обводная дорога. Общую стоимость в разные периоды оценивали по-разному, считалось, что это около 600 миллионов рублей по тем деньгам. Развязка должна была улучшить пропускную способность улиц, уменьшить время на передвижение и перевозку грузов, обеспечить безопасность движения и сократить эксплуатационные расходы на транспорт.

Все это осталось в прошлом. Теперь мы видим, что в этом месте будет располагаться перекресток. Не нужно быть экспертом в логистике, чтобы понять: это очередная предпосылка к тому, что и здесь мы увидим пробку. Многострадальную историю логистики автомобильной столицы, которую проектировали с большими улицами и площадями под развитие автомобилестроения, завершает ситуация с дорогой на Приморский и Подстепки.

В поселках живут сотни семей. Чтобы утром отвезти ребенка в школу, а потом добраться до работы, иногда требуется выезжать за три часа. Это продолжается уже больше 10 лет. Существующий проект реконструкции подразумевает расширение дороги с двух до четырех полос и развязку на пересечении шоссе и проспекта.

В этом году из областного и местного бюджета планируется изыскать средства на начало строительно-монтажных работ. Проект курирует губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. Это дает надежду на то, что он завершится к 2022 году и развязка, о которой идет речь, не превратится в очередной перекресток, как это произошло с «Клеверным листом».

P.S На сегодняшний момент стало известно, что в Тольятти до 12 августа закроют движение по М-5 из-за аварийно-восстановительных работ.

На участке строительства транспортной развязки на 974-м километре федеральной трассы М-5 «Урал» в Тольятти движение автомобилей со стороны Самары и Москвы с 15 июля будет перенаправлено по одному путепроводу. Второй будет закрыт до 12 августа в связи с проведением аварийно-восстановительных работ.

В настоящий момент в рамках гарантийных обязательств подрядной организацией АО «Волгомост» разрабатывается порядок ликвидации выявленных нарушений ровности покрытия и пластичных деформаций, вызванных установившимися с середины мая текущего года аномально высокими температурами окружающей среды.

Ситуация осложнена возросшей интенсивностью движения транзитных транспортных средств, а также возникновением заторовых ситуаций вблизи поста ГИБДД «Рубеж», где регулирование движения осуществляется с использованием реверсивной полосы. Такая схема действовала и до начала строительства транспортной развязки, что, несомненно, сказывается на образовании пробок в период возрастающей интенсивности.

Для ликвидации и недопущения развития негативной ситуации ФКУ «Поволжуправтодор» рассматривается вариант введения временных ограничений движения для всех видов транспортных средств при наступлении неблагоприятных погодных условий (температура наружного воздуха превышает +32).

Ирина Смирнова, газета «Панорама Самарской области», 12 июля 2021 года