Елена Матренова (фамилия подсудимой изменена) членом палаты адвокатов Самарской области стала ровно 18 лет назад. Согласитесь, это солидный профессиональный стаж. И вдруг – покушение на мошенничество. Почему произошла такая метаморфоза? Захотелось, извините за сленг, в легкую срубить деньжат?
Сама Елена в кулуарах, то есть без протокола, ответила как в романах Достоевского:
– Бес попутал!
С чего все началось? Мужчина восточной внешности узнал, что его знакомых задержали за совершение разбоя. И они якобы указали на него как подельника.
Он попросил свою знакомую быстро найти хорошего адвоката. Та пришла к Матреновой и поделилась имеющейся информацией. Елена попросила кое-что уточнить, а потом авторитетно заявила:
– У меня есть знакомые сотрудники спецслужб, они оказывали содействие в сопровождении уголовных дел, которыми я занималась как адвокат. Чтобы было все хорошо, им надо передать миллион рублей. Эти офицеры знают, где находится подозреваемый, и готовы его задержать. Потом будет арест. И перспектива для него плохая – 12 лет колонии строгого режима. Так что думайте быстрее и решайте, как вам поступить.
Позже Матренова призналась, что прекрасно понимала ситуацию:
– Таких знакомых сотрудников у меня нет. И они не занимаются такими уголовными делами, как грабеж или разбой, это прямая подследственность МВД. Если подозреваемый добровольно придет в отдел полиции, напишет явку с повинной, будет сотрудничать со следствием, то в отношении него, скорее всего, изберут меру пресечения, не связанную с заключением под стражу…
Встреч было несколько: в коллегии адвокатов, которую Елена возглавляла, и… в магазине косметики. На каждой из них Матренова давала «новую» информацию: то сотрудники спецслужб требуют, чтобы подозреваемый сдал наводчика, то мужчине надо срочно сменить место жительства, то еще что-нибудь. Звучало пугающе, но это как бы заслоняло нюансы передачи миллиона, переключало внимание с денег на детали начавшегося расследования. И подчеркивало «информированность» адвоката.
Тогда Матренова не знала, что ее разговоры уже фиксируются. Как опытный адвокат, она решила подстраховаться и составила два соглашения: на 50 тысяч рублей (ее гонорар за работу) и на миллион (тоже за оказание услуг защитника). Правда, про второе соглашение она тут же сказала, что это фикция, сделано для прикрытия, официально документ не будет проведен.
Первую сумму адвокат потребовала, чтобы перевели на карточку. Кстати, банковский счет дала не свой, а сожителя. Пятьдесят тысяч ей тут же перевели. Затем настала очередь миллиона. Двести пятитысячных купюр подруга подозреваемого ей принесла в офис. Уточнила, можно ли рассчитывать на положительный исход дела, подписала какую-то бумагу и под благовидным предлогом вышла из кабинета.
И тут появились сотрудники спецслужб. Настоящие, не придуманные. Они обратили внимание, что пачка денег лежала на столе адвоката. Только в ходе обыска Матренова поняла, что ей принесли «куклу», где настоящими были только две купюры, остальные – муляжи с надписью «не является платежным средством». Но каждая купюра, подлинная и муляжная, была предварительно зафиксирована. В рамках оперативного эксперимента.
Надо ли говорить, разговор адвоката и проинструктированного свидетеля тоже записывался. Поэтому когда Матренова в суде стала говорить, что миллион – не предполагаемая взятка, а ее повышенный гонорар, эти показания легко опровергались. Вызвало улыбку и утверждение обвиняемой, что все ее разговоры о тесных связях в спецслужбе – просто… недобросовестная реклама адвоката.
Она даже призналась в допущенной оплошности. По существующим правилам адвокат обязан заключить соглашение с человеком, чьи интересы он представляет. У подруги восточного мужчины не было доверенности представлять его интересы. Значит, заключенное адвокатом с ней соглашение формально является нарушением и влечет дисциплинарную ответственность.
Вину она признала только частично, получив в качестве наказания два года принудительных работ с удержанием 10 процентов зарплаты в доход государства. Да, Матренова лишена статуса адвоката, до оглашения приговора была уже самозанятой.
Вот так за несколько дней она потеряла практически все: должность, престижную работу, потенциальных клиентов и, возможно, уважение коллег. И разве в этом виноват мифический бес?
Сергей Русов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 44 (1530) 15.11.24
Номер свидетельства ПИ № 7-2362 от 30.10.2003