Мы уже рассказывали о проекте новой маршрутной сети городского пассажирского транспорта, которая должна заработать в Тольятти с 1 января 2015 года. Напомним, из 120 действующих маршрутов общественного транспорта чиновники предложили оставить на ходу только 84 регулярных рейса, в том числе 69 автобусных и 15 троллейбусных. Таким образом, городские власти надеются сделать более качественной работу востребованных маршрутов, а также ликвидировать нерентабельные рейсы, снизив убытки муниципальных предприятий-перевозчиков.
Среди маршрутов, которые, по задумке чиновников, должны исчезнуть с улиц города в новом году, троллейбус № 1, курсирующий от завода «Тольяттинский трансформатор» на улице Индустриальной до памятника Татищеву в зоне отдыха. Как ранее сообщали, судьбой этого троллейбусного рейса обеспокоились жители микрорайона Портовый, потребовавшие не лишать их единственной ветки электротранспорта. По словам поселковых активистов, троллейбус № 1 — это не просто исторически сложившийся экологически чистый маршрут, но и чуть ли не единственный вид общественного транспорта, на котором льготники Портпоселка могут добраться до Центрального района. Есть, конечно, автобус № 11, следующий на улицу Новозаводскую с яхт-клуба «Химик». Но его замену на 91-й автобусный маршрут с обновленной более протяженной схемой движения жители поселка опротестовывать не стали. Зато за троллейбусную «единичку» вступились всем миром, собрав около 250 подписей в защиту «электрического» рейса.
Корреспондент, выслушав доводы сторон, взялся проверить, насколько в действительности востребован среди пассажиров троллейбус № 1. Для этого в понедельник утром мы проехали несколько «кругов» от остановки «Троллейбусное депо» на улице Мира до памятника Татищеву в зеленой зоне и обратно.
Увлекательным путешествие в пустом салоне, конечно, не назовешь. Но определенные выводы из поездки сделать получилось.
Итак, на часах около 7 часов 45 минут, и мы первыми садимся в новенькую оранжевую машину, подъехавшую точно по расписанию на первую остановку по улице Мира. Пока едем до остановки «Улица Карбышева», интересуемся у кондуктора, много ли пассажиров экипаж обслужил с начала рабочего дня. Приветливая женщина рассказала, что в первый рейс их машина отправилась в 5 часов 30 минут, и за два полных круга в утренний час пик в салоне проехало около сотни тольяттинцев. Однако основная масса пассажиров добиралась в основном из одного конца улицы Мира в другой, еще несколько человек — до центрального автовокзала, и лишь единицы направлялись в микрорайон Портовый либо выезжали из него.
Тем временем на остановке «Улица Карбышева» в троллейбус вошла женщина, и мы поехали дальше. Машина миновала две остановки, и только на «Горсаде» в салон вошла еще одна пассажирка. «Неужели даже в утренние часы по будням троллейбус № 1 не пользуется спросом?» — интересуемся мы. «Видите, прямо перед нами идет троллейбусный маршрут № 7, он-то и собрал всех пассажиров, ведь едут-то в основном до конца улицы Мира, а не дальше», — объясняет кондуктор. «Выходит, по улице Мира «единица» и «семерка» дублируют друг друга?» — спрашиваем мы. «Выходит, так», — соглашается собеседница. Пока мы разговариваем, пассажирка с остановки «Улица Карбышева» выходит на остановке «Улица Жилина», здесь же в салон входит еще одна женщина, и фактически пустой троллейбус идет дальше. Еще три человека подсели на «Светлане», затем одна женщина вышла на автовокзале, и до Портпоселка «единичка» повезла всего четверых, не считая корреспондента и кондуктора.
-Часто ли ездите на троллейбусе № 1? — спрашиваем у своей пожилой попутчицы.
— Постоянно, когда нужно ехать на работу или возвращаться домой, — отвечает женщина.
— А почему на маршрутках не ездите?
— Так там платить нужно, а здесь я пользуюсь льготами и езжу по социальной карте бесплатно.
Мы рассказываем о том, что городские власти хотят сделать так, чтобы с нового года и маршрутки принимали социальные карточки и возили льготников бесплатно. Женщина задумывается, но приходит к выводу, что на троллейбусе ей все-таки нравится больше. Во-первых, потому что привыкла. Во-вторых, потому что с сумками удобно входить. Зато другая пассажирка призналась: «Если бы в маршрутках принимали проездные, про троллейбус бы и думать забыла! Скорее бы, что ли, это нововведение ввели. Все-таки, микроавтобус и едет пошустрее, и ждать его подолгу не приходится, да и зимой теплее, чем в холодном салоне троллейбуса».
Пока едем до Портпоселка, навстречу проходит еще одна «единичка». На часах 8 часов 15 минут. В салоне два человека — кондуктор и пассажир. Зато на поселковой остановке по направлению в Центральный район замечаем нескольких человек. Неужели обратно поедут с нами? Куда там! Возвращаемся минут через пять-семь — все пассажиры уже уехали. Вероятно, на маршрутках, вереницей проехавших навстречу. Обратно в Центральный район возвращались вдвоем с кондуктором. На автовокзале снова встретили «единичку». И опять — пустой салон и скучающий кондуктор. А к нам первые пассажиры зашли только на «Светлане». Потом подсели еще несколько человек, но все равно — не больше десятка в общей сложности. И такая картина на всех трех машинах, которые работали в понедельник по троллейбусу № 1. «Давно пора закрывать этот маршрут, надоело воздух возить да пробки в зоне отдыха создавать», — подвел неутешительный итог один из водителей.
Действительно, после схода граждан в Портпоселке руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии Павел Баннов поручил администрации МП «Тольяттинское троллейбусное управление» подсчитать, сколько пассажиров ездят на «единичке» из Центрального района в Портпоселок и обратно. Как рассказал директор ТТУ Евгений Растегаев, исследование проводилось в течение недели, а полученный срез показал: на перегоне от автовокзала до поселка Портового в среднем за один рейс проезжают только три человека. При этом какой-то троллейбус доставляет в Портпоселок по пять-шесть человек за поездку, а другой «путешествует» с пустым салоном. Прибыли от этого, разумеется, никакой. О чем свидетельствуют и самые свежие цифры, показавшие: за первые шесть месяцев 2014 года троллейбус № 1 принес ТТУ убытки в размере 4,6 млн руб. По словам Евгения Растегаева, часть этой суммы, а именно 2,7 млн руб., предприятию компенсировал городской бюджет в виде субсидии. Тем не менее чистый убыток от «единички» по итогам полугодия все равно остался, пусть и сократился до 1,9 млн руб. В этой связи позиция чиновников, постановивших закрыть нерентабельный маршрут, выглядит вполне убедительной.
информация «ПС»