Экология в живописи – идеи ста авторов художественных работ на новом вернисаже в Тольятти

выставка в тольятти
фото: «Площадь СВОБОДЫ»

Открытие выставки экологического искусства в Музее актуального реализма вновь дало повод подумать об экологии чувств и отношения с миром и собственным домом, с речкой, на берегу которой стоит твоя деревня, или с промышленным монстром, который способен уничтожить то, что так трепетно и остро умеет любить художник. Выставка стала результатом пятого по счету всероссийского конкурса, который музей однажды сформулировал как «Жанр в развитии», каждый раз предлагая новый конкретный жанровый подход.

На этот раз директор музея Ирина Яновская и ее коллеги решили дать волю экологическим взглядам художников разных городов и поколений. В итоге на вернисаж приехали полотна, фотографии, работы в жанре прикладного и цифрового искусства.

– Работа, которую мы проводили с весны этого года, – рассказала Ирина, – была очень сложной. Потому что провести конкурс во всероссийском масштабе в наше время совсем нелегко. Мы делали это самостоятельно, как музей. Конкурс впервые был учрежден в 2016 году. Сегодня он проходит в пятый раз, и нам помогает некий наработанный опыт. Более чем 200 авторов претендовали на участие в этой выставке и, разумеется, на победу в конкурсе. Более 600 работ представляли художественную Россию в 2019 году. Художникам был предложен синтетический жанр, который включает в себя и пейзаж, и натюрморт, и работы мифологического содержания, и жанр бытового произведения. Мы рады, что в конкурсе приняли участие не только графики и живописцы, но и фотографы, и цифровое искусство. Это очень разнообразит нашу выставку. В итоге зрителям представлено около 150 работ и около 100 авторов.

Сто имен

Интересно, что, принимая работы, экспертный совет путем закрытого голосования, притом не зная имен авторов и городов, в которых живут художники, отбирал самые значимые и интересные. В жюри работали учредитель Музея актуального реализма, почетный академик Академии художеств Виталий Вавилин, вице-президент академии Константин Худяков, пропагандист актуального в искусстве Светлана Кузнецова и тольяттинка, директор музея Ирина Яновская. В результате музей представил очень широкую географию – от Сибири и Урала до двух столиц России. Среди ста участников – 18 живописцев и фотографов из Тольятти и 6 из Самары.

Земля – ковчег

Интересно, что открывает выставку керамический «Ковчег» победительницы нынешнего конкурса, самарчанки Ирины Елизаровой. Ее керамический образ – у самого входа в зал, в скромном уголке, который, может быть, заметишь не сразу. Потому к ковчегу землячки зритель возвращался вновь и вновь.

«По бескрайнему, темному, холодному пространству Вселенной плывет маленькая планета под названием Земля, – начинает свое короткое эссе теперь уже признанная участница итоговой выставки Ирина Елизарова. – Все мы, наши эмоции и впечатления, наши чувства и мысли, традиции и желания – все существует в этом ковчеге. А часто ли мы задумываемся об этом корабле в бескрайнем пространстве…»

Планета, созданная Ириной, – небольшие керамические фигурки, выполненные в разных фактурах, но несущие общую нагрузку: мы все на этом крохотном кораблике – хрупкие носители сегодняшнего в завтрашнее.

Светлая работа «Исчезающий мир», и как всегда особенный свет, Алексея Зуева. Три крохотные человеческие фигурки в холодных роскошествах снежной зимы и мудрый совет молодого человека из промышленного города на Волге: природу очень легко любить – просто не нужно ничего в ней портить.

В работе «Заброшенный» испортить успели. Это острое понимание темы и всех экологических бед нашего урбанистического мира от Елены Хорошиловой. Анастасия Кичигина и ее «Обычное утро» – еще один простой сюжет. «Человек и мегаполис» – работа художника Ирины Слуцкой.

Антиутопия

Удивительных «Рыб» разводит на своих полотнах тольяттинский художник Виктор Минеев. Они привлекают взгляд и, конечно же, запоминаются. А петербуржец Игорь Клюшкин привез в Тольятти свою «Киберсобаку». Это своего рода антиутопия, это его воспоминания о будущем, в котором когда-нибудь хвостатые и четырехлапые будут, возможно, выглядеть именно так.

Эстетика природы и экология жизни – целый раздел, отданный музеем москвичке Людмиле Зильберштейн.

Вне конкурса

Вне конкурса представлены работы двух самарских художников – Полины Горецкой и Николая Лукашука. Не будь главным условием зрительского голосования за лучшую работу выставки выбирать только из конкурсных работ, я бы проголосовала за «Ночного сторожа» Полины. Впрочем, чтобы выбрать свою, обязательно сходите на выставку. Есть на что посмотреть.

Марта Тонова, «Площадь СВОБОДЫ», mail-ps@mail.ru
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»

выставка в тольятти
фото: «Площадь СВОБОДЫ»