Эдит Пиаф, открывшая миру понимание того, зачем нужна любовь

    эдит пиаф и ее муж

    Эдит Пиаф (1915 -1963), легендарная «маленькая певица» 20 века, обладала уникальным голосом и неподражаемым грассированием. Она добилась любви не только взыскательной публики Франции, но и всего мира. При этом брала не яркой внешностью, а проникновенным исполнением песен, и эти песни стали теперь частью золотого музыкального фонда.

    Чуть ближе прикоснемся к биографии французского «воробышка», почитаем литературу об Эдит Пиаф, послушаем песни в ее исполнении, посмотрим документальные и художественные фильмы, ей посвященные. Тем самым, немного больше узнаем о женщине, пережившей смерть единственного ребёнка, две автокатастрофы, тяжелейшие операции, исход которых врачи не осмеливались прогнозировать… А еще две мировые войны, приступы безумия и белой горячки, попытку самоубийства, три комы…Все это — лишь малая часть ужасов, выпавших на долю женщины, ставшей легендой.

    Прошло почти 60 лет со дня смерти Пиаф, а вопросов по-прежнему много. Почему в детстве маленькая Эдит вместо учебы выступала на уличных подмостках? Что стало с ее дочерью, которую будущая звезда родила в 17 лет? Была ли Пиаф виновна в смерти Луи Лепле, владельца ночного клуба, и почему ее обвиняли в сотрудничестве с фашистами?

    Какие отношения связывали Эдит Пиаф с известным на весь мир боксёром Марселем Серданом, и что означает ее псевдоним? Какую роль в жизни певицы сыграли поэт Раймон Ассо, композитор Маргерит Монно и известный французский режиссёр Жан Кокто? Как получилось, что певица попала в наркотическую зависимость, от которой пришлось лечиться? Отчего умерла, не дожив и до 50-ти лет? И почему ее тело перевозили в Париж в условиях строгой секретности?

    Итак.

    Детство без матери

    Эдит Джованна Гассьон родилась в разгар Первой мировой войны, в Париже, 19 декабря 1915 года, в семье уличных артистов: мать пела, а отец был акробатом. Когда девочка родилась, отец находился на фронте. Луи дали только два дня, чтобы повидаться с малышкой. Позже, уже вернувшись с фронта, он узнал, что жена отдала дочь своим родителям, а сама сбежала — решила строить карьеру певицы.

    Бабушка девочки по материнской линии сильно пила. Чтобы быстрее успокоить младенца, она подмешивала в молоко вино. Ребёнка не мыли, кормили объедками и даже не заметили, что у девочки развилась катаракта, глаза гноились, и она ослепла. Отец забрал дочку себе. Казалось, что Эдит останется слепой на всю жизнь. И тогда Луи отвез девочку к своей матери в Нормандию.

    Бабушка Эдит (по отцовской линии) содержала бордель. Тем не менее именно здесь Эдит получила и уход, и любовь всего коллектива заведения. Девочку отмыли и, наконец, обнаружили, что она слепа. Бабушка не жалела денег на лечение внучки, однако ничего не помогало. Тогда все обитательницы дома терпимости стали горячо молиться о выздоровлении малышки, и чудо свершилось — к Эдит вернулось зрение!

    Когда пришло время, девочку отправили в школу, но там над ней издевались ученики, а их родители были очень недовольны тем, что рядом с их детьми находится живущая в непристойном месте Эдит. В итоге, девочке пришлось оставить учёбу, и бабушка отправила девятилетнюю внучку к отцу в Париж.

    Эдит всегда сопровождала отца во время его гастролей. Ночевали они либо на улице, либо в дешёвых общежитиях. Вскоре отец обратил внимание на то, что его дочь неплохо поёт. В результате, во время уличных выступлений Луи показывал акробатические номера, Эдит исполняла незатейливые композиции, а разжалобившиеся прохожие давали ей и ее отцу больше денег.

    Впоследствии свои ранние годы Пиаф часто описывала в песнях, вспоминая их как время бедности и лишений. Так прошло пять лет. Луи часто менял женщин, и как-то очередная его пассия стала требовать у Эдит заработанные деньги. Поругавшись с ней, будущая звезда решила, что вполне может содержать себя самостоятельно, и в 14 лет ушла из дома.

    Поначалу она работала в молочной лавке, но вскоре ей это надоело, и девушка вернулась к уличному ремеслу. Со сводной сестрой по отцу Симоной они зарабатывали три сотни франков — этого хватало на комнатушку в жуткой гостинице, консервы и вино.

    В это же время в жизни будущей Пиаф начинают появляться мужчины. Она влюблялась и тут же бросала своих возлюбленных. Вскоре на певицу обратил внимание Луи Дюпон, подрабатывающий развозом продуктов. О красивых ухаживаниях или трогательной истории любви сведений не сохранилось. Единственное, что известно, — вскоре после начала отношений они стали жить вместе. А в 16 лет Эдит узнала, что ждёт ребёнка. Было решено рожать. В 17 лет Пиаф стала матерью. Девочку назвали Марсель.

    У Эдит не было времени нянчить ребёнка: владелец кабаре «Жуан-ле-Пен» предложил ей работу. Она согласилась выступать у него, и некоторое время пела там. Вид ребёнка с яркой помадой на губах и нелепой причёской поначалу отпугивал, но зрителей привлекал голос Эдит.

    Луи пытался привязать Эдит к себе, требовал оставить работу, она отказалась. Последовало расставание. Однажды Дюпон буквально выкрал малышку, чтобы повлиять на решение гражданской супруги и вынудить её отказаться от выступлений.

    Завершилась история трагически. Малышка подхватила свирепствующую в ту пору в Европе «испанку». В 30-х в Париже было множество случаев заболевания, скончалось огромное количество людей. Пиаф нашла дочь вместе с Дюпоном в одной из французских больниц. Вскоре, ухаживая, заразилась и сама. Через некоторое время двухлетняя Марсель умерла, и Эдит едва наскребла денег, чтобы ее похоронить.

    «Пиаф» — значит «воробышек»

    Судьба певицы изменилась в 1935 году. Двадцатилетняя Эдит всё так же пела на улице. В один из вечеров она стояла неподалеку от Триумфальной арки в туфлях на босу ногу, в пальто с чужого плеча и напевала что-то себе под нос, ожидая, что кто-нибудь кинет ей монетку.

    И вдруг к ней подошёл дорого одетый мужчина.

    — Сумасшедшая, если поёшь в такую погоду! — усмехнувшись, сказал он.

    — Но мне же надо хоть что-то есть, — парировала Эдит.

    На клочке бумаги мужчина написал адрес и пригласил девушку прийти по нему на следующий день. Это был Луи Лепле, владелец кабаре «Жернис», находившегося на Елисейских полях.

    Такой роскоши, как в этом кабаре, Эдит никогда не видела. Она два часа пела на сцене все песни, которые знала, после чего Лепле сказал:

    -Тебе нужен псевдоним. Подойдёт Пиаф. «Пиаф» — значит «воробышек».

    Псевдоним девушке, действительно, очень подходил: она имела худощавое телосложение, а ее рост был всего полтора метра. Лепле предложил девушке контракт. Меняя одежду и поведение подопечной, он не особо церемонился, например, легко мог дать подзатыльник. Но жёсткие уроки дали результат: засияла звезда, которая своим голосом будет сводить с ума весь мир.

    Поклонники появились буквально после первого выступления. Последовало выступление на радио. Слушатели завалили радиостанцию письмами, где требовали «малышку Пиаф».

    Казалось, вот они — слава, счастье, деньги. Но… В 1936 году Лепле был убит парижскими бандитами. Когда его нашли, подозрение пало на «протеже» — Пиаф. Её допрашивали в полиции. СМИ не заставили себя долго ждать — началась травля в газетах, а поклонники срывали концерты. «Убийца» — далеко не самое страшное слово, которое пришлось услышать Пиаф.

    В том же 1936-м певицу взял под свое крыло известный тогда поэт Раймон Ассо. Он писал тексты специально для неё. Вскоре к этому тандему присоединилась композитор Маргерит Монно. В 1938 году покровители добились выступления Эдит в самом знаменитом тогда мюзик-холле — АВС. На следующее утро газеты написали долгожданное: «Вчера на сцене АВС во Франции родилась великая певица».

    Во время Второй мировой войны Эдит ушла от Ассо и стала работать с Жаном Кокто, известным французским режиссёром. Во время нацистской оккупации Пиаф выступала в парижских ночных клубах, куда приходили и немцы тоже. Её даже пригласили дать концерт в Берлине.

    После войны звучали обвинения в адрес Пиаф в том, что она якобы сотрудничала с фашистами. Однако эти обвинения подтверждения не нашли. Наоборот, было много свидетельств о том, что Пиаф выступала перед французскими пленными солдатами, а несколько человек даже бежали из плена благодаря ей.

    Марсель седан

    После войны на Пиаф обрушилась грандиозная слава. Лучшие залы мира распахивали для неё двери.

    В 1947 году она познакомилась с известным на весь мир боксёром Марселем Серданом. Вскоре появились слухи о том, что она встречается с женатым спортсменом. Чтобы отделаться от внимания журналистов, Марсель согласился на пресс-конференцию. Не дожидаясь вопросов, он заявил, что Эдит — его любовница, и любовница только потому, что он женат. В любом другом случае Пиаф стала бы его женой. После этой пресс-конференции газетчики потеряли всякий интерес к паре. Была ли Эдит любовницей, не была ли — это перестало их интересовать.

    В 1949 году у Пиаф проходили гастроли в Нью-Йорке. Марсель вылетел к ней на самолете. Самолёт разбился над Атлантическим океаном около Азорских островов. Эдит казалось, что жизнь ее рухнула. После смерти боксёра режиссёр Клод Лелуш снял фильм «Эдит и Марсель».

    «До вас мне не удавалось вылечить никого!»

    В 1952 году Эдит попала в две автокатастрофы подряд. У неё были переломаны руки и рёбра. Чтобы она не умерла от болевого шока, врачам пришлось колоть морфий. Позже уколы делали, чтобы просто заглушить боль. Так певица попала в наркотическую зависимость, от которой пришлось лечиться. За время зависимости у неё, как писали французские СМИ, было три наркотические комы. Кроме того, она якобы пыталась покончить с собой.

    — Вы моя первая победа, до вас мне не удавалось вылечить до конца никого. У вас колоссальная сила воли! – сказал ей доктор.

    Лечение заняло около четырёх лет. В 1956-м Эдит излечилась окончательно.

    Бескорыстная страсть

    Лечение, гастроли, гастроли, лечение — эти вещи шли в её жизни параллельно. К началу 60-х певица стала звездой мирового уровня. А здоровье ее все ухудшалось. Да и было ли оно? Цирроз печени, проблемы с памятью…. В 1961-м Пиаф поставили страшный диагноз — рак печени, оно она не прервала концерты. В 1962-м состоялось её легендарное выступление на Эйфелевой башне.

    Книгу с названием «Зачем нужна любовь?» Эдит Пиаф писала для другого любимого человека — своего последнего мужа Тео. Он был младше ее на 20 лет. Пиаф придумала ему псевдоним — «Сарапо», что по-гречески означает: «Я люблю тебя».

    Ради Тео она боролась со смертельной болезнью, ради него выходила на сцену, превозмогая невыносимую боль, и пела, пела, пела, завершая каждый концерт хитом . А Париж не хотел верить, что такое возможно — бескорыстная страсть молодого красавца-грека к умирающей от рака, скрюченной артритом, некрасивой женщине, в 40 лет выглядевшей на все 60. За глаза его обзывали альфонсом, женившемся на великой певице ради ее славы и денег. Но ему было все равно, он не замечал оскорблений — у него была Эдит.

    Когда ей было плохо — он часами отвлекал ее смешными рассказами и прикрывал от вездесущих камер; когда ей было больно — носил на руках, прижимая к груди. Он, как мог, пытался защитить своего «воробышка», отвоевать для нее у смерти хоть день, хоть час… И отвоевал почти год, за который она успела закончить эту книгу.

    Эдит Пиаф умерла от рака печени на своей вилле в Провансе 10 октября 1963 года в возрасте 47 лет. Её тело транспортировали в условиях секретности: певица хотела, чтобы поклонники думали, что она умерла в Париже.

    И лишь после похорон потрясенная публика убедилась в том, о чем Тео знал с самого начала: никаких «несметных богатств» Пиаф не имела. Она никогда не умела копить деньги и умерла, оставив мужу лишь многомиллионные долги, светлую память о великом чувстве, какое бывает раз в жизни, свой незабываемый голос и эту рукопись.

    Книгу «Зачем нужна любовь?» невозможно читать без слез. Это пронзительная исповедь счастливой женщины, открывшей миру понимание того, зачем нужна любовь.

    Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com

    Литература:

    Ее труды:

    1. Пиаф Э. Эдит Пиаф. Жизнь, рассказанная ею самой. Зачем нужна любовь?/Эдит Пиаф/Перев. Н. Павлищева.- М: «Яуза», 2012. — (Серия: «Уникальная автобиография женщины-эпохи»)

    О ней:

    1. Берто С. Эдит Пиаф/Симона Берто.- Москва: «Искусство»,1991.- 320 стр. (Воспоминания Момоны — подруги юности Эдит Пиаф).
    2. Пиаф // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017
    3. Шаповалова А. Похороны дочери, попытки суицида и другие личные трагедии Эдит Пиаф/ Алена Шаповалова//Интернет: life.ru/p/1159346