Знаменитый французский певцец, композитор и музыкант Джо Дассен (1938 — 1980) очень рано ушел из жизни — он умер от обширного инфаркта, не дожив до сорока двух лет.
Но даже спустя более 30 лет после смерти его песни популярны у любителей музыки и периодически встречаются в плей-листах радиостанций.
В литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» прошел вечер — комплимент «Жил — был Джо Дассен…». Активисты клуба чуть ближе прикоснулись к биографии легендарного исполнителя, к воспоминаниям о нем его матери Беатрис Лонер-Дассен и сына Жюльена, других его близких и знакомых…
Посмотрели видеоролик с записью последнего концерта, который состоялся в 1979 году в парижском в зале «Олимпия». Послушали всем известные песни («Елисейские поля», «Бабье лето», «Если бы тебя не было», «За тебя») и узнали много нового о человеке, который был не просто певцом. По мнению музыковедов, Джо Дассен, как Эдит Пиаф, Жак Брель, Жорж Брассенс и Клод Франсуа, стал общественным феноменом.
Итак…
Американские и русские корни
Всего в репертуаре Дассена за тринадцать лет его головокружительной карьеры скопилось свыше трехсот песен, причем чуть ли не каждая становилась настоящим хитом.
И хотя мировая слава пришла к певцу тогда, когда он жил во Франции, до конца своих дней он считал себя американцем. Но, как неизменно подчеркивал, «со стопроцентно французским сердцем». Он даже пел с легким американским акцентом, что, по мнению многих, придавало его исполнительской манере особую оригинальность, еще больший шарм.
Американский акцент Дассена — из Нью-Йорка, ведь Джо родился в этом городе, в одном из его северных округов, Бронксе. Именно туда в поисках лучшей доли эмигрировал в свое время дед Джо по отцовской линии Самюэль. Впрочем, переезд за океан богатства ему не принес: Самюэль как был в Одессе бедным парикмахером, так и в Америке им остался.
Какова была настоящая фамилия деда Дассена до его приезда в США, уже неизвестно. Дассеном он стал из-за неразберихи при пересечении границы в порту Нью-Йорка. Когда офицер пограничной службы США поинтересовался фамилией вновь прибывшего из России иммигранта, Самюэль, не поняв вопроса, ответил, что, мол, он из Одессы. Пограничник, тоже что-то не разобрав, решил, что фамилия иммигранта… Дассен.
Сам Джо Дассен всегда с большой теплотой относился к России, даже пел на русском языке. А когда эту любопытную историю узнал его младший сын Жюльен, внук Самюэля, он воскликнул: «Странно ли, что мое сердце всегда тянулось в Россию! Я чувствую, мои корни там!»
Приехать в Москву легендарному певцу довелось только однажды, да и то лишь на несколько часов. В июле 1979 года Джо Дассена пригласили на открытие гостиницы «Космос», которую строили французы. После официальной церемонии состоялся концерт. В его первой части выступила Алла Пугачева, во второй — Джо Дассен. Французский певец был очарован русской певицей и сказал: «Если бы не «железный занавес», она наверняка сделала бы блестящую карьеру на Западе!»
Уезжая, Джо Дассен поклялся, что обязательно приедет в Москву на гастроли через год. Но через год Джо не стало…
Обещание отца спустя тридцать лет выполнит его сын Жюльен, музыкант и исполнитель: в России состоится уникальное музыкальное шоу «Жил-был Джо Дассен…» Это шоу, в котором звучит около тридцати песен Дассена, с аншлагом прошло во всех городах Франции, а потом было показано в Москве.
— Это потрясающий почти двухчасовой спектакль. Во время шоу я не только пою, но и общаюсь с отцом с помощью современных технологий, — вспоминает Жюльен.
Мог стать кем угодно….
Музыкой Джо Дассен увлекся еще в школьные годы, хотя он никогда не думал о карьере певца. Просто пел да немного бренчал на гитаре для себя и друзей. Он вообще мог стать в жизни кем угодно — и журналистом, и этнологом, и социологом, и антропологом, и врачом…
К шестнадцати годам, например, талантливый юноша свободно говорил на трех языках.
Джо получил очень хорошее образование, обучаясь в дорогих и престижных учебных заведениях сначала в Штатах, а затем и в Европе — в Швейцарии и после — во Франции. Именно во Франции его родители обосновались в 50-е годы 20 века после вынужденного отъезда из Америки. Бежать из Соединенных Штатов их вынудила разворачивавшаяся там тогда истерическая «охота на ведьм». Отца Джо — известного кинорежиссера Жюля Дассена, работавшего в Голливуде, стали третировать, подозревая в связях с коммунистами.
Переезд в Европу вскоре разрушил семью. Отец Джо увлекся знаменитой греческой актрисой Мелиной Меркури. Джо сильно переживал развод родителей и, чтобы заглушить боль, уехал учиться обратно в Штаты. Там в то время среди молодежи уже вовсю бушевала «элвисмания» — певец Элвис Пресли стал настоящим идолом миллионов. Но Джо Дассена эта страсть совсем не тронула. После развода родителей он находился в совсем ином душевном состоянии.
Когда все американские студенты на вечеринках танцевали под энергичный рок-н-ролл, Джо вместе со своими приятелями-единомышленниками пел лирические американские и французские фольклорные песни. Причем, под обычную, а не входящую тогда в моду электрическую, гитару…
Мариз Массьера, или «Если бы тебя не было…»
Это знание фольклора вскоре очень поможет Джо очаровать одну француженку по имени Мариз Массьера. Он познакомится с ней 13 декабря 1963 года в Париже на премьере фильма Стэнли Крамера «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир». То будет любовь с первого взгляда.
Во время встреч с девушкой Дассен часто пел ей свои нежные фольклорные композиции. И однажды, сидя у себя дома, специально для нее записал свои любимые песни на магнитофонную кассету.
Мариз пребывала в таком восторге, что, не сказав Джо, отдала подаренную ей кассету подруге. А та работала в одной музыкальной компании, которая записывала и распространяла пластинки разных исполнителей. Эксперты компании сразу оценили необычно мягкий, бархатный голос Джо Дассена и тут же предложили ему заключить контракт. Однако Джо сказал «нет», объяснив, что не собирается становиться певцом.
Мариз с великим трудом удалось уговорить любимого. И через пару месяцев у Джо Дассена вышел первый альбом. С тех пор его записи начинают все чаще и чаще крутить по радио. Вскоре одна за другой появляются песни, которые мгновенно завоевывают сердца людей по всему свету, — «Елисейские Поля», «Булочка с шоколадом», «Если бы тебя не было», «Бабье лето»…
Имиджевыми знаками Дассена на концертах и телесъёмках становятся традиционный белый костюм, пышная густая шевелюра, которую он отращивает по совету своего продюсера Жака Пле, доверительная обволакивающая улыбка, пленяющая зрителей и, в особенности, зрительниц, благожелательный и умиротворяющий образ гармоничного, состоятельного и успешного человека.
Два года спустя после знакомства Джо и Мариз поженились. Но их брак, так радостно начавшийся, продлился только семь лет. Причиной расставания стала смерть сына — Джошуа. Он появился на свет почти на три месяца раньше положенного срока и через пять дней умер.
Официально, однако, Джо и Мариз оформили развод лишь в мае 1977 года. К тому времени у каждого из них уже была своя жизнь.
Кристин Дельво, или «За тебя…»
Дассен повстречал фотографа Кристин Дельво и женился на ней в январе 1978 года. В этом браке у певца родились двое детей — Джонатан и Жюльен. Сразу после рождения младшего сына Дассен подал заявление на развод. Суд, приняв во внимание пристрастие Кристин к алкоголю и лёгким наркотикам (во что она вовлекала и Джо), оставил Дассену право опеки над обоими сыновьями.
— Мамы тоже уже давно нет в живых, — вспоминает Жюльен. — Хотя они прожили вместе лишь два года, это, по ее словам, было самое счастливое время. Именно ей отец посвятил свою песню «За тебя…». Мама много рассказывала нам с братом об отце.
Например, как в первый же день знакомства она сразу отшила его, сказав не приставать. Отец ничего и не хотел, он просто решил успокоить понравившуюся ему незнакомую девушку, которая плакала навзрыд: как выяснилось позже, она только что поссорилась со своим парнем.
Спустя какое-то время они случайно встретились вновь и после уже не расставались. Рассказывала мама и о том, как отец любил в свободное время готовить и играть в гольф. Футбол, столь популярный среди французов, он, к слову, терпеть не мог. Когда его друг Клод Лемель, автор слов большинства песен отца, пригласил его на какой-то матч, папа не сумел даже досидеть до конца игры.
В одежде отец обожал белый цвет и предпочитал на публике появляться либо в белой рубашке, либо в белом костюме… Сегодня многое из его гардероба хранится в доме моего брата Джонатана. Он композитор.
В отличие от меня Джонатан женат, растит дочь Жанну. Живет брат с семьей в ста километрах от Парижа.
39-летний певец и актер Жюльен Дассен очень похож на своего отца. Он так же обаятельно улыбается, так же жестикулирует и в разговоре частенько использует словечки, которые так любил произносить его отец…
Дом, в котором живет Жюльен Дассен, находится в самом престижном районе Парижа. Из окон его квартиры на шестом этаже видны Триумфальная арка и Елисейские Поля, песня о которых в свое время сделала его отца известным на весь мир.
В одной из комнат Жюльен постарался воссоздать кабинет отца. Там стоит стол. Именно тот стол, что принадлежал его отцу: на нем видны следы от непотушенных сигарет, которые Дассен курил одну за другой во время работы…
Никаких споров между братьями из-за наследия отца никогда не возникало. Все авторские права принадлежат им обоим поровну, и любое решение они всегда принимают только сообща.
«Что скажет отец?»
Внезапную смерть отца Жюльен объясняет так:
— У отца были серьезные проблемы с сердцем: врачи еще в детстве обнаружили у него в сердце шумы. Плюс, конечно, изматывали его и те колоссальные нагрузки, которым он подвергал себя.
Отец был перфекционистом всегда и во всем. Хотя он не писал ни музыку, ни слова для песен, которые исполнял, но без конца доводил их до совершенства, постоянно вносил правки в текст. Он говорил: «Все, что я делаю, — это девяносто процентов тяжелого труда, десять — вдохновения и немного везения».
В 2014 году, вспоминая о Дассене в интервью российскому телевидению, 69-летний Клод Лемель отмечал его тягу к комфорту, роскошным отелям и изысканным винам, дорогим ресторанам, гольфу, теннису.
Излюбленными местами отдыха Дассена был горнолыжный курорт Куршевель, морские курорты, в последние годы — Таити. Этот уровень жизни требовал от певца огромных расходов, что заставляло его работать на износ.
По словам Лемеля, привычка Дассена курить тоже была признаком постоянного стресса. От курения он отказался лишь в последний месяц своей жизни, после перенесённого инфаркта, да и то не полностью. Были периоды, вспоминал Лемель, когда Дассен много выпивал, — всё это вместе с проблемами в семье подорвало его здоровье.
— В последние годы жизни отец работал, кажется, вообще без сна, давал более двухсот концертов в год! — рассказывал сын Жюльен. — Медики не раз советовали ему остановиться, но он их никогда не слушал… И вот в августе 1980 года отец наконец-то решил взять длительную паузу — отдохнуть пару недель с семьей на Таити, где у нас был свой дом…
Трагедия случилось 20 августа во время обеда. Все произошло мгновенно. Папа что-то весело рассказывал и вдруг резко замолчал. Один из друзей отца — врач, сидевший за столом, — пытался сделать ему массаж, но было уже бесполезно. Позже выяснилось — обширный инфаркт…
Жюльен в тот момент находился на руках у своей бабушки. Ему было всего полгода. И все, что он знает сегодня об отце, ему рассказали люди, хорошо знавшие Джо Дассена.
— Я очень долго искал образ отца, собирал его буквально по крупицам, и в результате сложил его, словно мозаику, в своем сердце, — признается Жюльен. — Могу сказать лишь одно: отец всегда рядом со мной. В детстве я представлял, какие колыбельные он мог бы мне спеть, как улыбался бы, когда я впервые начал приударять за девчонками, как переживал бы из-за всяких моих бунтарских выходок… И по сей день, что бы я ни делал, я постоянно думаю: «Что скажет отец?»
Только имя. Больше ничего…
Похоронили певца не во Франции, чьим символом он, по сути, стал, а далеко за океаном, в Соединенных Штатах, в Калифорнии, на еврейском кладбище. Именно там у клана Дассенов находится семейное захоронение. На сером могильном камне выбито лишь имя «Джозеф Айра Дассен» и годы его жизни. Больше ничего.
Дассен и в жизни был чрезвычайно скромным, даже застенчивым человеком.
Кроме музыки, его действительно мало что по-настоящему занимало. У него не было ни яхт, ни дворцов. Он не коллекционировал ни антиквариат, ни предметы искусства, ни автомобили. Он никогда ничего не делал ради денег. Деньги его интересовали лишь постольку, поскольку давали свободу.
— Захотелось мне, допустим, слетать на пару дней в Сенегал половить марлинов — я, будучи финансово независимым человеком, могу купить билет и улететь туда! — так певец объяснял свою позицию.
Чаще, впрочем, он тратил деньги не на это, а на творчество, на создание новых песен, на музыкантов, которых хотел видеть в своем коллективе.
Джо Дассен презирал снобизм и за пределами сцены был совершенно непубличным человеком. Вот почему осталось так мало кадров кинохроники, запечатлевших его частную жизнь. Но еще живы люди, которые общались с ним лично.
Моник Ле Марси как-то проговорилась в кругу друзей о том, что давно уже не получает ко дню своих именин корзину спелой вишни: её родители умерли и некому больше её посылать. Это огорчало Моник до слёз. Джо присутствовал при этом разговоре, но Ле Марси вовсе не думала, что он запомнил его. Каково же было её удивление, когда точно в день своих именин она получила в подарок целую корзину засахаренной вишни. Свежую послать не рискнули, из боязни, что она может испортиться. На карточке стояло: «От Джо». Моник получала такой подарок с тех пор неизменно, каждый год, вплоть до самой смерти Дассена.
Мать певца Беатрис Лонер-Дассен, ныне покойная, рассказывала:
— Мой сын обожал делать подарки. Последним, что он мне подарил, было кольцо с бриллиантом. Его работа оставляла ему не так много свободного времени, но он не поленился соорудить сложную конструкцию из шести книг Агаты Кристи, которую я обожаю, засунув кольцо в футляре в середину этой конструкции. Сначала я подумала, что он подарил мне книги, а он радовался, как маленький, когда я обнаружила спрятанное кольцо.
После того, как во Франции узнали о смерти певца, на радиостанциях зазвучали песни Дассена. Во всех французских и множестве других мировых газет появились самые трогательные некрологи, лишь советская газета «Правда» ограничилась кратким информационным сообщением на полосе международной политики.
Потрясённая публика принялась раскупать его записи. В сентябре CBS выпустила сразу несколько сборников, посвящённых памяти Джо, в том числе и коллекцию из трёх дисков, эта традиция продолжается и в XXI веке. В 1990 году появился первый лазерный сборник. Всего с записями Дассена было выпущено более 6 миллионов дисков.
А Жак Пле и Мариз Массьера написали о Дассене книгу.
Читайте: Секрет Сидни Шелдона
Литература:
1. Кухаинидзе С. Жюльен Дассен: «Образ отца собирал по кусочкам»/Серго Кухаинидзе//Караван историй.- 2011. — №3.
2. ru.wikipedia.org/wiki/
Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК Библиотеки Тольятти; e-mail: rossinskiye@gmail.com