Доктор исторических наук Евгений Бурдин, преподающий в ульяновском госпедуниверситете, в прошлом году уже побывал в Тольятти с презентацией своей книги «Герои Волжской вольницы». Поэтому на нынешнюю встречу и презентацию очередной книги историка в библиотеку имени Татищева пришло очень много увлеченных краеведением тольяттинцев.
Всего у Евгения Анатольевича более 250 научно-популярных публикаций и более 25 книг. Своим вдохновителем и учителем Бурдин считает известного писателя Алексея Иванова, творящего в жанре нон-фикшн. В буквальном переводе с английского это означает «невымысел», то есть в произведениях нет вымышленных событий и персонажей. Но написано увлекательно.
Алексей Иванов посещает описываемые места, чтобы быть максимально достоверным. Бывал и на Волге перед написанием своей книги «Речфлот», которую Евгений Бурдин в очередной раз порекомендовал к прочтению. Кстати, она вышла только в прошлом году, а интерес к нашим краям ее автору привил скромно умолчавший об этом профессор.
Первая книга Евгения Бурдина «Волжская Атлантида: трагедия великой реки» вышла еще в 2005 году. И спустя два десятилетия на суд читателя представлено красочное иллюстрированное издание «Удивительные клады Волги», о котором Иванов оставил такой, можно сказать, восторженный отклик:
– Дети мечтают о кладах, и книга Евгения Бурдина возвращает нам, взрослым, волшебное ощущение, что наш мир полон чудес и открытий. Берега Волги оказываются не менее богаты спрятанными сокровищами, чем берега Карибского моря. Но книга имеет еще один неявный смысл: сама история Поволжья, которой мы так мало интересовались, – тоже пока не найденный нами клад…
Повторяя методику Иванова, Бурдин поднимался на Молодецкий курган перед написанием книги о волжских разбойниках. Он считает эту гору одним из символов Волжской цивилизации – «феномена, не имеющего равных в мире». Собственно, ввел это понятие, как и понятие «речная культура», в научно-популярный обиход профессор Бурдин.
Культура эта, конечно, в упадке сейчас. Так, по словам Евгения Анатольевича, речное судоходство сегодня в 10 раз менее интенсивно, чем в царские времена. Впрочем, нужно же учитывать еще, сколько асфальтовых дорог и автотранспорта было при царях…
Важной составляющей речной культуры является и рыболовство, а символом Волги – белуга. Бурдин напомнил, что самая большая рыба поймана в Тетюшах в 1921 году, сохранилась уникальная фотография, отталкиваясь от которой, татарстанские краеведы получили от государства 18-миллионный грант и создали очень современный музей истории рыболовства, фасад которого украшает памятник «волжской акуле», скопированный с той старинной фотографии.
Была в этом музее, в полном восторге от него и от самого этого удивительно тихого и опрятного городка на волжском берегу.
– Я обменивался с этим новым музеем материалами об истории рыболовства, важной части нашей речной культуры, – отметил Бурдин.
Наш местный краевед Аркадий Эстрин добавил:
– В 1926 году возле Подстепок тоже поймали крупную белугу, правда, поменьше, чем в Тетюшах…
– Действительно, белужонок, или малек белуги, весит около 300 килограммов, тетюшская «акула» весила почти тонну!
Перейдя к основной теме встречи, Бурдин поведал, что интерес к кладам зародился у него, разумеется, в детстве, когда гостил у бабушки и дедушки в Спасском районе Татарстана. Спасск повторил судьбу двух наших городов: с 1935-го по 1991 год назывался Куйбышевом, в 50-е годы попал в зону затопления. Уже перенесенным был переименован в Болгар, в честь столицы средневекового государства Волжской Булгарии, чьи восстановленные руины сегодня являются историко-археологическим музеем-заповедником, одним из трех объектов ЮНЕСКО в Татарстане.
На территории заповедника создан музей болгарской цивилизации, где можно увидеть кое-что из обнаруженных здесь кладов. Хотя главные сокровища, разумеется, не здесь. Их еще в советские времена забрали в Эрмитаж.
Одна из 14 глав книги профессора Бурдина так и называется: «Спасская жемчужина». В ней приведены фотографии из Эрмитажа – серебряные и золотые изделия домонгольского периода, украшения, монеты, филантерий – драгоценая коробочка для Корана. Всего 18 артефактов международного значения. Стоило труда для издания книги договориться с одним из главных музеев страны о фотосессии.
– Впрочем, еще труднее договариваться с нашим ульяновским краеведческим музеем, – уточнил автор книги.
Кстати, клад обнаружил в 1869 году простой крестьянин. Разумеется, передал его государству, за что получил вознаграждение в сумме 320 рублей.
– За эти деньги можно было купить в то время три избы, – пояснил Евгений Анатольевич.
Каждая из 14 глав книги названа в соответствии с описываемым в ней кладом. Причем, как отметил рецензент Иванов, описывается ценная находка как бы с трех точек зрения: того, кто ее закопал, того, кто нашел, и профессионала – историка.
От себя хочу добавить, что на территории болгарского музея-заповедника до сих пор находят клады, может, попроще и победнее, но… Словоохотливая продавщица сувениров мне рассказала там такую историю.
Прямо среди полувосстановленных руин сохранились жилые, более чем столетние домики. Их обитателей принудительно не выселяют, хотя предлагают взамен комфортабельное жилье за пределами заповедника. Многие живут и радуются: кто-то кафе у себя при домике открыл, магазинчик или частный музей. А кто-то просто выращивает клубнику и помидоры, предлагая урожай многочисленным туристам.
И вот не так давно на месте все-таки покинутого старожилами и снесенного домика обнаружили клад серебра. Правда это или вымысел, не знаю, но почему бы и нет?!
А вот в том самом современном музее, по словам Бурдина, происходят мистические вещи:
– То эскалатор сам включается, то вода из кранов начинает капать, а то колокольный звон слышен…
Впрочем, в каком из музеев подобное не рассказывают? В самарском доме-музее Ленина периодически чувствуют запах пирожков с капустой, которые обожал молодой Ильич, кстати, большой гурман. Даже в нашем краеведческом рассказывают, что якобы видели некую даму в белом. Что уж говорить о музее болгарской цивилизации, построенном недавно, но в таком месте.
Я вот не очень верю в мистику, но признаюсь – здесь действительно то самое место силы. Но только в теплое время года, зимой тут очень холодно, ветрено и много снега.
Евгений Бурдин планирует как-нибудь провести ночь в этом удивительном музее, но не один. Свидетели нужны для более достоверной фиксации мистики, если таковая случится.
В увлекательном рассказе Бурдина фигурировали сокровища Волчьего острова – одного из множества оставшихся на месте затопленного Спасска, и казна Тохтамыша, найденная между Тетюшами и Буинском, весом в 40 килограммов из 25 тысяч серебряных монет:
– Самый большой клад периода Золотой Орды, его стоимость равнялась цене 36 тонн баранины!
Клад этот, увы, разделен и хранится ныне в двух музеях Казани. Найден он во время дорожно-строительных работ в 1986 году. Интересна интерпретация историка: почему именно клад Тохтамыша, почему найден именно там?
Евгений Бурдин провел параллель между битвой Тимура и Тохтамыша в районе реки Кондурчи в 1391 году и Куликовской битвой, произошедшей на десятилетие раньше в месте слияния Непрядвы и Дона. Оба эти сражения сыграли решающую роль в падении Золотой Орды, оба овеяны мифами:
– Трудно поверить, что в той и другой битвах участвовали 400 тысяч воинов, в те времена не могло быть столь массовых сражений.
Куликовская битва изучена и подробно описана историками, Бурдин назвал ее даже Куликовским побоищем:
– После короткой схватки московские дружины просто гнали полчища кочевников, о чем свидетельствуют многочисленные артефакты…
А вот место сражения Тимура с Тохтамышем до сих пор точно не известно, хотя вроде бы и грант выделен на археологические изыскания в Красноярском районе нашей области.
– Куликовская битва для наших историков имеет большую значимость, так как хорошо укладывается в имперскую идеологию. А битва Тимура и Тохтамыша – как бы внутренняя разборка двух золотоордынских правителей. Но ведь это происходило на территории, где мы сейчас живем, и должно быть значимо для нас.
Действительно, история ведь – наука и не должна быть на службе идеологии, не правда ли?!
Без политической подоплеки, полагаю, подана информация и о золоте российской империи. Его в грозовом 1918 году большевики «перекладывали» из одного «золотого кармана» страны в другой, то есть перевозили из Казани в Самару. И где-то под Чердаклами, по легенде, спрятана часть этого потерянного золота. Или нет? Ведь где клады, там и легенды.
Одна из глав книги называется «Разинские клады». Про эти клады, пожалуй, больше всего легенд и сказаний сложено, но ведь не найдено ни одного! Зато это хороший повод еще раз рассказать о волжской вольнице, о «бессмертном атамане» и даже о реальных скелетах волжских разбойников Быкова и Чайкина, ныне хранящихся в анатомическом музее казанского медуниверситета. Правда, они – не современники Разина, их уже в первой половине девятнадцатого века изловили и запороли до смерти…
Интересно узнать и про тех, кто находил клады. Счастливчики… Или нет? Клад Волчьего острова – один из старейших из описанных, хотя, собственно, не совсем клад, скорее вещевой погребальный комплекс тюркского вождя времен именьковской культуры, седьмой век нашей эры. Его сейчас можно увидеть в музее болгарской цивилизации. Он был найден в 1983 году, и сдавший его государству получил 800 рублей. По тем временам вполне приличные деньги.
– К сожалению, – констатировал историк, – в наше время этот клад достался бы черным копателям…
Государство с трудом изыскивает возможность заниматься археологическими раскопками, а самостоятельные изыскания граждан, разумеется, не приветствуются. Но если откроете известный сайт частных продаж, уверяю вас, обязательно найдете что-нибудь по теме и по приличной цене.
Еще раз вернемся к разинским кладам и вспомним анекдотичную историю из 90-х. Гостивший в селе Жигули мужчина, наслушавшись о сокровищах атамана, отправился на гору Лепешка, она же Усинский курган.
Есть легенда о двух ведрах золота, закопанных там Разиным и оснащенных специальным ломиком, который при сдвигании должен превратить сокровища в черепки и уголья. Копал, рассказывают, весь сезон, так как поверхность горы большая и плоская, где искать, точно не известно. В итоге рьяного кладоискателя остановили сотрудники национального парка и оштрафовали…
Единственный на Самарской луке клад, «кармалинское диво», был обнаружен ученым-историком из Самары Алексеем Богачевым на вполне законных основаниях. Он относится тоже к именьковской культуре и значим для науки:
– Клад хранится в Самарском областном краеведческом музее, в нем, помимо украшений, серебряной шейной гривны, много иранских серебряных дирхемов. Это может говорить о том, с каких ранних пор на Волге развивалась международная торговля. Хотя в те времена монеты здесь в основном использовались для украшения, а не для товарообмена…
– И что, кроме находки у Кармалов, на Самарской Луке никаких кладов не найдено?! – с некоторым разочарованием спросили из зала.
Тут же послышались упоминания о находках возле Морквашей и Курумоча. На что автор развел руками и ответил:
– Разумеется, кладов больше, но и книга моя не резиновая, и я не обо всех собрал информацию. Возможно, наберется со временем материал для очередного тома…
Да уж, ведь черные копатели не всё откопали, надеемся. И об очередной своей книге в завершение встречи сообщил Евгений Бурдин. Она создается при активном участии всерьез заинтересовавшегося волжской цивилизацией коллеги историка, писателя Алексея Иванова. Но он из скромности отказался даже записаться в соавторы. Книга будет называться «Сарынь на кичку!», и ясно, какой теме станет посвящена – всё тем волжским разбойникам.
Надежда Бикулова, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 5 (1541) 07.02.25