Добровольно или нет: Порядки ценовой зоны Тольятти

дым из труб в тольятти
Фото: Панорама Самарской области

Власти города продолжают обсуждать, каким образом муниципалитет будет через Устав регулировать отношения с Единой теплоснабжающей организацией после того, как начнет действовать ценовая зона и тарифы для населения рванут вверх. Сумма предполагаемых инвестиций составляет несколько годовых бюджетов местного муниципалитета.

Напомним, что в сентябре этого года администрация Тольятти направила, а председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал документы о переходе Тольятти в ценовую зону теплоснабжения, в которой меняется порядок формирования тарифов Единой теплоснабжающей организацией (ЕТО). О том, как должен происходить переход муниципалитетов на этот способ оплаты и что взамен должны энергетики, заместитель министра энергетики РФ Юрий Маневич подробно писал в «Реальном времени», статья есть в открытом доступе.

В ней несколько раз подчеркивается, что переход является добровольным для населения, инвестиции со стороны ЕТО в модернизацию тепловых сетей – обязательными, а рост тарифов – по возможности минимальным. В Тольятти все три условия исполнили, мягко говоря, с натяжкой. При бывшем главе Тольятти Сергее Анташеве протесты против принятия этой схемы на публичных слушаниях были массовыми, при новом главе Николае Ренце они перешли в латентную фазу, а о вступлении в ценовую зону все узнали, когда дело было сделано.

Теперь активистам, выступавшим против ценовой зоны, остается только делать вид, что очередная драка за тариф не проиграна и поправки, которые вносятся в Устав с целью уточнения полномочий муниципалитета по контролю за ЕТО, имеют какое-то значение. Если отбросить эмоции и посмотреть на процесс со стороны, то станет ясно, что контроль за тем, как ЕТО будет тратить средства, полученные в ценовой зоне, никакой общественности никто не отдаст. Окончательно переход в ценовую зону произойдет 1 марта, на новые тарифы – с 1 июля 2022 года.

Пока все шумно обсуждали формы контроля над ЕТО, никому не пришла в голову мысль поинтересоваться, а есть ли у «Т Плюс» какая-либо инвестиционная программа вообще? Где ее можно увидеть, как на ее содержание можно влиять? Главный интересант продолжает отмалчиваться. Между тем, по данным финансового блока администрации, общий объем предполагаемых инвестиций планируется в размере 46 миллиардов рублей, (см. комментарии). Любопытно, что только 25 из них пойдут на муниципальные и бесхозные объекты.

«Так как город отнесен к ценовым зонам теплоснабжения, положение о муниципальном контроле будет вызывать определенные вопросы, – уточняют аналитики думы. – Сейчас структура и состав положения имеют наиболее общий вид. Отсутствуют показатели эффективности и результативности деятельности по муниципальному контролю за инвестиционными программами ЕТО. Мы предлагаем администрации до 1 февраля разработать и представить данные показатели для утверждения в думе».

Действительно, вопросов много. Во-первых, упомянутые 46 миллиардов инвестиций – это деньги, которые ЕТО планирует получить из кармана тольяттинцев? Если да, то программа модернизации теплосетей будет стоить столько же? Похоже, что в Тольятти намечается очередной «беспрецедентный» проект. Примерно столько же – 50 миллиардов рублей – городу обещали подарить на юбилей АВТОВАЗа. Странно, что «Т Плюс» не спешит рассказать на каждом углу, сколько будет проложено труб и построено линейных объектов.

Внутридумская общественность тоже ведет себя как-то странно. Общественная палата, как выяснилось со слов председателя Тольяттинской городской думы Николая Остудина, эту тему даже не обсуждала. Хотя вопрос с ростом тарифов на тепло в 2022 году коснется каждого тольяттинца и в некоторых случаях он будет очень неприятным. Не вполне понятен и формат, в котором проходила дискуссия на круглых столах думы по поводу Устава.

Обычно у таких встреч есть хотя бы формальная цель – дать рекомендации, составить обращение в вышестоящие органы. На этот раз функционеры нашего представительного органа не стали портить бумагу и никаких резолюций против сути происходящего – принудительного перевода Тольятти в ценовую зону – составлено не было. Общественность, озабоченная формулировками в Уставе, или этого не заметила, или сделала вид, что не заметила. Аналогично ведут себя и депутаты.

Ведущую роль во всех делах, связанных с регулированием отношений в ценовой зоне, по всей видимости, будет играть первый заместитель главы города Вадим Ерин, ранее возглавлявший департамент городского хозяйства. К новостям о ценовой зоне подоспела реакция прокуратуры на то, как администрация работает с обращениями граждан. Всего выявили нарушения по 34 обращениям, хотя оживленными отношения горожан с администрацией не назовешь. Ерина оштрафовали на 15 тысяч рублей.

Вместе с Уставом, прописывающим общие положения отношений между городом и ЕТО, в думу внесли проект «Об утверждении Положения о муниципальном контроле за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения в городском округе Тольятти Самарской области». Проект сам по себе предполагает обсуждение и доработку.

Вместо этого профильная комиссия думы бегло рассмотрела политическую составляющую вопроса (см. комментарии) и рекомендовала проект на думу, где за положение и проголосовали. В пакете думских документов не было даже заключения юридического и аналитического отделов на такой важный нормативный акт. Торопясь к другим темам, депутаты только успели заметить, что критерии, по которым можно будет судить, контролирует администрация инвестиционные программы ЕТО или нет, в положении отсутствуют.

Комментарии

Вадим Ерин, первый заместитель главы г. о. Тольятти:

– Мы поступательно двигаемся к ценовой зоне. В августе этого года председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление об отнесении Тольятти к ценовой зоне, поэтому в рамках действующего законодательства у нас придут инвестиции в систему теплоснабжения. Общий объем инвестиций планируется в размере 46 миллиардов рублей, из них почти 25 миллиардов рублей пойдет на реконструкцию муниципальных и бесхозных теплосетей в соответствии с долгосрочной программой. На основании этого и в рамках действующего законодательства мы обязаны осуществлять муниципальный контроль за исполнением ЕТО обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения.

Григорий Гильгулин, заместитель главы г. о. Тольятти по финансам, экономике и развитию:

– Предполагаемый рост тарифов по теплу с учетом того, что мы в следующем году должны войти в ценовую зону, с 1 января 2022 года составит ноль рублей. Рост тарифов предусмотрен в течение 2022 года на 3,8%. Это так называемое предельно допустимое значение. Отклонение от этого значения составляет 2%. Таким образом, предельный чек для граждан может составить 5,8%. В целом и с учетом фактора перехода в ценовую зону рост тарифов по теплу в Автозаводском районе составит 6,37%, в Центральном и Комсомольском – 7,12%. Если в гигакалориях, то в Автозаводском районе во втором полугодии разница будет составлять 1764 рубля против действующих 1658 за гигакалорию. А в Центральном и Комсомольском районе – 1651 против действующих 1542 рублей.

Евгений Архангельский, депутат ТГД от ЛДПР:

– Мы понимаем, что данный вопрос будет излишне политизирован. Я предлагаю администрации при формировании плана проверок пригласить главных общественников для их обсуждения. В том числе с привлечением депутатов Самарской Губернской Думы. Юристы просят разработать критерии, по которым будет оцениваться эффективность и неэффективность. В рамках подготовки данных документов нужно придумать форму, чтобы этих лиц туда пригласить. Чтобы они могли сообщить о своих претензиях в отношении ценовой зоны, чтобы не обвинялись ни администрация, ни дума в кулуарных разговорах.

Ирина Смирнова, газета «Панорама Самарской области»
Оригинал статьи опубликован в газете «Панорама Самарской области» № 28 (1034) от 29 ноября 2021 года