Доброта – не напоказ, а от сердца

Новости Тольятти augustnews.ru

Возможно, потому, что нынешнее поколение прошло через горнило лихих 90-х, может быть, мы недосмотрели, но из современного лексикона как-то незаметно выпали прежде очень свойственные нашему народу понятия: сострадание, сочувствие, сердоболие. Последнее вообще многим непонятно, поскольку нужно поделиться частицей этого чуткого органа. И когда видишь примеры милосердия и доброты, трудно пробивавшиеся наружу, словно зеленый росток сквозь черную толщу асфальта, искренне радуешься. Значит, не все потеряно.

Известный российский историк Василий Ключевский говорил, что добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может его не делать. Сегодняшний рассказ о таких людях.

О короткой, но такой непростой жизненной истории вполне обычной семнадцатилетней девушки Алеси – учащейся одного из тольяттинских колледжей, я узнала от Любови Сульдимировой. А вот она, напротив, – личность в городе достаточно известная и уважаемая. Гидростроевцы помнят ее по многолетней работе в системе КГС, как именитого инженера-строителя. И даже теперь, когда Любовь Ивановна на заслуженном отдыхе, не сидится ей без дела. Много лет при библиотеке «Веста» она возглавляет литературный клуб «Радоль». Немного пишет и сама. И все это при своей многочисленной семье. Не поверите, эта деловая женщина, учась и работая, родила и воспитала шестерых детей. Теперь окружена кучей внучат.

– Сначала в нашем доме ее бабушка появилась. Я всех соседей знаю, а тут – новое лицо. Невысокого роста, очень худенькая, женщина производила впечатление какой-то одинокости и незащищенности. Пройдет, бывало, мимо, словно перышко пролетит. Лишь холодком обреченности от нее повеет, и при этом  – ни с кем ни словечка, – рассказывает Любовь Ивановна.

Ну, понятное дело, такой небезразличный и отзывчивый человек, как наша Сульдимирова, не могла не напроситься на общение. Чувствовала Любовь Ивановна, что нужна новой жиличке ее помощь.

– Я бы, наверное, и дольше удобного случая ждала, если бы не увидела с заинтересовавшей меня женщиной другую – молодую, точнее сказать юную, девчушку. Стала примечать за ними. Во-первых, обнаружила, что и девушка здесь же поселилась. А потом (мне ли не понять!) заметила, что эта совсем еще девочка беременна. Но мужчины-то рядом нет, – уже более взволнованным голосом продолжала моя знакомая.

Новые соседки долго не шли на контакт: на приветствие и обычные бытовые фразы не реагировали. Решила тогда Любовь Ивановна действовать через квартирную хозяйку. С ней они, почитай, с заселения дома знакомы. Придумали незначительный повод, вроде текущего крана, да и нагрянули, якобы по жалобе соседей снизу. Нашей общественнице (она член домкома) только бы в квартиру попасть. Разговорились, на чай осталась. Потом уже сами те женщины разоткровенничались. Видно, край пришел, а посоветоваться не с кем, поскольку приехали они в наш город из небольшой деревеньки, что в Оренбургской области.

Жизнь их – бабушки и внучки – смело можно разделить на «до» и «после». Совсем молодым по глупости погиб сын этой женщины. А ведь только жизнь с молодой женой налаживаться стала: домик построили, дочурка Алеся родилась. Приглядывать за ней мать мужа из соседней деревни приехала. А тут – все под откос! Без кормильца жили трудно. Какая в деревне работа для женщин? С трудом устроилась лишь молодая – мать Алеси. Как-то перебивались, понадеялись, что лучше станет, когда в доме появился мужчина. Только не бабушке с внучкой. Не сложились у них отношения с новым мужем Алесиной матери. Уже и дождаться не могли, когда девочка 9 классов окончит, чтобы в город податься, да не в ближайший – Оренбург, а подальше.

– Училась Алеся в школе, похоже, неплохо. Поступила в колледж без проблем. Ну а тут – тоже вполне обыденно – и симпатия обнаружилась. Стал вокруг скромной деревенской девчонки местный парнишка круги вить. Он только с виду взрослым казался. Как выяснилось, ухажер Алеси еще моложе ее – всего шестнадцать лет. Похоже, юные годы не помешали первокурсникам дальше, чем положено, в своих отношениях зайти. Короче говоря, забеременела Алеся, – огорченно вздыхает рассказчица.

Бабушка Алеси позже призналась, что предупреждала внучку о последствиях, да, видать, бесполезно. Нрав у внучки упрямый, и не авторитет ей тихая, не видевшая ничего хорошего в своей жизни деревенская женщина. Так-то оно так, да только когда девушка поняла, что беременность – уже свершившийся факт, именно к своей «бестолковой и несовременной» бабке за помощью бросилась. А к кому еще? Юный отец будущего ребенка сразу, как говорится, в кусты. Да еще пригрозил: к его родителям не соваться.
Мать Алеси к тому времени уже свое новое счастье ковала. А чтобы его удержать, одного за другим двоих детей от бездельника-мужа родила. Тот не работает – сама по-прежнему крутится. Ей ли до проблем старшей дочки?!

Вот тогда и появилась в доме Сульдимировой никому не известная женщина. Сняла однокомнатную квартирку. Когда животик юной учащейся стал заметен, Алесе пришлось из общежития, где она до того жила, уйти и поселиться с бабушкой. На занятия тоже в ее новом положении не пойдешь. А беззаботно отдыхать перед родами, как и положено будущей маме, не пришлось, так как становиться в свои годы матерью Алеся совершенно не собиралась.

– Даже не уговаривайте. Не нужен мне этот ребенок. Ладно, время упустила для аборта, но теперь точно в роддоме оставлю. Мы что, на бабкину пенсию втроем жить станем? Он-то, молодец, сделал свое дело и слинял, – с каким-то нескрываемым злом выкрикивала тогда эта будущая мама, сама почти ребенок. – Мы здесь приезжие, никого не знаем. Вы местная, подскажите, как все лучше устроить?

Видимо, в Алесе говорила обида за несостоявшуюся первую любовь, обманутые чувства. Были ведь горячие признания, искренние, как ей казалось, обещания быть вместе. А теперь ей, еще практически не успевшей повзрослеть, приходиться одной решать вполне взрослые проблемы. Почему-то она никак не хотела брать в расчет бабушку. Не надеялась Алеся и на мать – той свое бы разгрести!

– Вы знаете, я всю ночь после того первого разговора не спала. Конечно, тут нужна помощь: трудно молоденькой девочке в чужом городе без родни и знакомых. А мы все на что? – упрямо заявила Любовь Ивановна.

Видимо, уже тогда она имела в виду не только себя, но и обычных добрых людей, которые непременно найдутся. И они нашлись. Сульдимирова перво-наперво рассказала о проблеме соседки членам своего читательского клуба «Радоль». Откликнулись многие, каждый помогает как может.

– Приносили, да и сейчас приносят разные детские вещички. Некоторые денежками помогли. Многого не ждала, ведь в наш литклуб в основном пенсионеры ходят. Однако настоящими спонсорами (не люблю этого слова) для Алеси стали супруги Наталья и Алексей, по-настоящему искренние и добрые люди. Даже не захотели называть свою фамилию. Сказали, что не для славы делают, а по зову сердца, – подчеркнула Любовь Ивановна.

29 февраля Алесю с ее первенцем из родильного дома встречала целая делегация. В назначенный час к клинике подкатила белоснежная иномарка. Мамаши-роженицы из своих окон видели, как из нее вышли молодая супружеская пара, еще двое их друзей и, конечно же, бабушка Алеси. Все с цветами и подарками для молодой мамы и крепыша Сашки. Родился он на три с половиной килограмма. Сделали снимок на память и поспешили восвояси.

– А мы именинников торжества дома дожидались. Не остались в стороне и родители Натальи, Митичкины – Валентина Лукинична и Николай Васильевич, они ходят в наш клуб. Услышав от меня печальную историю незнакомой им девушки, на семейном совете решили: надо помочь. Когда я зашла в прежде убогую комнатку, глазам не поверила, – довольно улыбается Любовь Ивановна.

Было от чего. Казалось, само солнце заглянуло сюда, чтобы встретить своего нового жильца. В уголке свежеотремонтированной комнаты стояла уютная кроватка, на столе – солидная стопка детских вещей и пеленок. Словно нетерпеливо ожидая своего «ездока», сверкала совсем недешевая коляска, а пока в ней по-хозяйски расположился большой мохнатый мишка.

– Скоро нашему крестнику Сашке месяц исполнится. Часто вижу его, красиво запеленутого, гуляющего во дворе то с Алесей, то с прабабушкой. Настроение у всех троих хорошее. Глядя, как молодая мама воркует с малышом, даже не верится, что такой материнской идиллии могло и не быть. Спасибо Наталье с Алексеем и всему их семейству, – радостно добавила Любовь Ивановна.

Все верно, если еще добавить роль самой Сульдимировой и всех остальных, кто сумел поделиться добротой.

Всемирно известный писатель Марк Твен однажды сказал: «Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой». Соседи частенько видят, как Алесю с ребенком навещают ее теперешние новые друзья. Недавно Наталья с Алексеем привезли еще кучу вещей для маленького. Говорят, неравнодушные люди тоже хотят помочь. Не скрылся от соседских глаз и вовсе примечательный факт: на пороге квартиры как-то появился и отец ребенка. Судя по тому, что маленького Сашу в его ежевечернем моционе сопровождают сразу оба родителя, в этой семье все будет хорошо. Вот и ладушки!

Людмила Горбунова,
специально для «Вольного города», №11 (1088) 25.03.2016

фото: news.am