Добро пожаловать в СССР

С прилавков исчезнет ряд товаров бытовой химии, в числе которых «Персил», «Палмолив» и «Фэйри». Финансовый аналитик Дмитрий Цибизов: «Мы можем лишиться всего, что производится в Европе и США».

25 августа роспотребнадзор ошарашил общественность новым заявлением. Оказывается, в стиральных порошках и моющих средствах ряда известных производителей найдены нарушения нормативных требований по санитарно-химическим и токсикологическим показателям безопасности. Отныне с реализации снимаются партии продуктов, не соответствующие установленным требованиям. Скоро с прилавков исчезнут товары, принадлежащие компаниям, многие из которых хорошо известны нашим соотечественникам еще со времен 90-х: ООО «Хенкель Рус», ОАО «Невская косметика», ЗАО «ЕСП-Контракт ГмБХ», Procter & Gamble, Werner & Mertz GmbH, Colgate-Palmolive и The Clorox Company. Говоря конкретнее, под прицел роспотребнадзора попали кондиционер для белья «Вернель Весенняя свежесть», стиральный порошок «Персил Эксперт Сенсетив», детский стиральный порошок «Пемос». Помимо этого, с продаж снимаются средство для мытья посуды «Фэйри Платинум», жидкое мыло «Палмолив Натурэль», средста для чистки и ухода за полом Emsal и «Luxus Professional. Чистый пол. Паркет», а также стиральные порошки «Лотос», «Ушастый нянь» и универсальное антибактериальное чистящее средство «Формула 409». В общем, целый перечень товаров, которые сегодня активно покупают жители региона. Какая муха укусила руководство роспотребнадзора, можно догадаться. Впрочем, перед тем, как делать выводы, не мешает разобраться в ситуации — а вдруг и впрямь в бытовой химии что-то перехимичили?..

Свой или чужой?

Есть ли в постановлении роспотребнадзора политическая подоплека? Даже если и есть, представители ведомства никогда этого не подтвердят. Вполне возможно, что продукция вышеперечисленных производителей и правда не соответствует токсикологическим показателям безопасности — просто раньше смотрели не так пристально… Однако, у представителей компаний такое утверждение вызывает искреннее недоумение. Так, накануне в разговоре с представителями СМИ руководитель отдела корпоративных коммуникаций Henkel Наталья Овакимян отметила, что ситуация вызвала у компании «крайнюю озабоченность».

– Ни один продукт не выходит в продажу без регистрации и без предварительного тестирования, включая токсикологическую безопасность, которая является приоритетным показателем для контроля, – рассказала Наталья.

Получается, товары предварительно проходят проверку роспотребнадзора, который через некоторое время находит несоответствие установленным нормам?
Недоумевают и в компании ЗАО «ЕСП-Контракт ГмБХ», которой принадлежит бренд Luxus Professional. «Самарским известиям» удалось пообщаться с представителем этой фирмы.

– У роспотребнадзора появились претензии к чистящему средству «Чистый пол. Паркет», – сказали в пресс-службе компании. – Была проведена экспертиза товара, в ходе которой нарушений не выявлено. Теперь мы ждем, пока надзорное ведомство исключит нас из этого списка.

Luxus Professional считается немецким брендом, не говоря уже о компаниях Henkel (Германия), Procter & Gamble (Чехия), Colgate-Palmolive (Турция) и Werner & Mertz GmbH (Германия). Тут невольно задумаешься, причем тут «Невская косметика», которая родом из Санкт-Петербурга? Оказывается, компания владеет предприятием «Винницабытхим» на Украине. 15 июня ведомство запретило поставки моющих средств производства «Лотос» и «Ушастый нянь». Прочитаешь — и все становится на свои места.

Распродают со скидкой

В компании X5 Retail Group, которая является владельцем торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», нас уверили, что в магазинах «Пятерочка» с продажи снят ряд наименований, а в «Перекрестке» и «Карусели» такая работа будет проведена в ближайшее время. При этом на наши вопросы администрация ответила весьма лаконично: компания убытков не понесет, а не соответствующая нормам продукция возвращается поставщику.

Вот только, как мы выяснили, де-факто дела обстоят не совсем так: в ближайшей «Пятерочке» моющие средства не только не убирают с прилавков, но и выставляют новые партии товара, да еще и со скидкой. Видимо, убытки компании все-таки грозят, иначе стали бы они распродавать товары с такой скоростью.

На удивление спокойны и представители Metro Cash&Carry. В магазинах их продукция представлена всего в пяти артикулах и уже снята с реализации. Товары находятся на ответственном хранении до принятия соответствующего решения: о возврате или утилизации.

– Доля указанных в распоряжении роспотребнадзора наименований продукции не является существенной. Мы не ожидаем роста цен в связи с распоряжением роспотребнадзора, – сказала нам руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям компании Оксана Токарева.

По словам Марии Курносовой, директора по внешним коммуникациям компании «Ашан Россия», в торговой сети «Ашан» тоже все чудесно: указанные 13 наименований были изъяты из оборота торговой сети на всей территории России. Доля названных средств в объеме продаж сегмента незначительна. Остается догадываться, как обстоят дела на практике. Главное, чтобы не так же, как с недавно уничтоженными латвийскими шпротами.

На сайте ведомства сообщается, что исследования бытовой химии и моющих средств других производителей продолжаются. В каких продуктах найдут нарушения завтра — никто не знает.

Комментарии

Алексей Захаров, председатель самарской городской общественной организации «Правозащитник»:

– Если часть продукции действительно не соответствует нормативным требованиям по санитарно-химическим и токсикологическим показателям безопасности, то ее нужно изымать. Закон един для всех. Не важно, какие это компании – иностранные или российские – продукция должна быть безопасной. Если она не наносит вреда, то можно предположить, что есть политическая подоплека. А если есть результаты экспертизы, на основании которых роспотребнадзор заявляет о том, что продукция небезопасна, то тогда ей не место на наших прилавках. Хочется верить, что государство заботится о здоровье граждан. Я считаю, что снятие с реализации такой продукции – повод провести независимою экспертизу и определить, несут ли опасность данные моющие средства для здоровья населения. Мне сложно оценить конкурентоспособность российских товаров в этой сфере, но от большего ассортимента всегда выигрывает потребитель. Ему важно, чтобы был выбор.

Дмитрий Цибизов, генеральный директор ДСТС «Финанс Консалтинг»:

– Я думаю, что ритейлерские сети не понесут реальных убытков, потому что моющие средства будут востребованы, даже если их заменят российскими аналогами. Ритейлеры в любом случае найдут способ не нанести себе ущерб — быстренько продать остатки, например.

Российская экономика в целом тоже сильно не пострадает, потому что люди в любом случае будут покупать порошок. Особенно, если отечественного производителя станут поддерживать, стимулируя увеличение объема производства. Его должно быть достаточно для покрытия дефицита, который может образоваться из-за нехватки моющих средств.
«Хенкель-Рус» — дочерняя компания «Хенкель». Да, убыток будут нести главные компании в Германии, но в большей степени это негативно отразится на людях, которые трудоустроены в этой сфере, как в дистрибьюторских отделах, так и на производстве. Скорее всего, их ждет сокращение.

Больше пострадают потребители, потому что они привыкли к определенным маркам. Им придется перестраиваться, но в этом процессе нет ничего критичного.
Если посмотреть, как развивается санкционная война, мы можем лишиться всего, что производится в Европе и США. Но сейчас у всего есть азиатские аналоги. Скорее всего, мы увидим смену торговых марок, просто надо будет потратить какое-то время на исследование новых зубных паст и моющих средств.

девушка в ванной

фото: Самарские известия

Мария Шестерикова, Екатерина Имукова, “Самарские известия”