До сих пор у меня нет ни квартиры, ни денег, которые я за нее внес

Новости Тольятти augustnews.ru

Неудачным оказался минувший год для руководителя фирмы «Сентябрь-два» Юрия Б. – его дважды судили за один и тот же, по сути, строительный объект возле речного вокзала в Комсомольском районе Тольятти.

Почему дважды? Возбуждались два уголовных дела по мошенничеству в крупном размере. Дело, касающееся парковочных мест, было переквалифицировано, и за коммерческий подкуп подсудимый получил год условно. Кроме того, он теперь обязан возместить причиненный имущественный вред по гражданским искам 21 дольщика, это примерно 9 миллионов рублей.

Первый процесс закончился осенью, «Вольный город» достаточно подробно рассказал о нем 19 октября 2018 года. Второй процесс завершился незадолго до новогодних праздников и стоит того, чтобы сообщить некоторые детали. Просто ситуация, в которой оказался застройщик по своей и чужой вине, шире рамок уголовного дела.

Слово участникам процесса. Потерпевший Игорь Краснов (данные изменены):

– У меня не было жилья, потому что свою квартиру отдал дочери, которая занималась коммерцией и в условиях экономического кризиса кому-то сильно задолжала. Я узнал, что на пересечении улиц Коммунистической и Матросова строит хороший дом Юрий Б. – знакомый моего зятя. Мы были на объекте, там Юрий мне показал однокомнатную квартиру на пятом этаже. Она мне понравилась, хотя стоила 2 250 000 рублей.

В тот же день мы заключили договор. И я внес 890 тысяч, а потом ежемесячно перечислял по 50 000 рублей, иногда больше. Словом, свою часть договора выполнил полностью. И только потом от сотрудников полиции узнал, что моя квартира находится в залоге у банка и принадлежит фирме «Базис». Оказалось, что так было и до заключения договора, но никто из сотрудников «Сентябрь-два» мне об этом не сказал. Если бы я все знал, то не стал бы вступать в долевое строительство.

Юрий признал, что квартира имеет обременение, не раз обещал решить вопрос с залогом или выделить жилье в другом месте. К сожалению, до сих пор у меня нет ни квартиры, ни денег, которые я за нее внес…

Необходимо уточнить момент, озвученный потерпевшим: в фирмах «Базис» и «Сентябрь-два» были разные директора, но учредитель один – Юрий Б. И еще – в недостроенном доме есть квартира, принадлежащая лично Юрию Павловичу.

Зачем нужны были две фирмы? «Сентябрь-два», как застройщик, имел кредитные линии в банке. Чтобы их открыть, требовался солидный залог. У «Сентября» таким залогом была строительная техника: краны, самосвалы, буксиры. Жилье закладывать фирма не могла – по действующему законодательству у застройщика нет такого предмета залога. Поэтому заключался договор с фирмой «Базис», через которую и закладывали в банке квартиры строящегося элитного дома.

Кредиты «Фиа-банка» застройщику нужны были для пополнения оборотных средств. А это зарплата рабочих, приобретение материалов, оплата арендованных транспорта, офиса и так далее.

Сначала схема действовала четко: если на какую-то квартиру находился покупатель, ее по договору переуступки опять возвращали застройщику, то есть фирме «Сентябрь-два». Но через некоторое время сумма долгов и процентов по кредитным линиям в банке перекрыла планируемую сумму от продажи заложенного жилья, и стало невозможно выводить квартиры из-под залога. Дальше – хуже: у «Фиа-банка» отозвали лицензию, а «Базис» объявил себя банкротом. Соответственно, все заложенные квартиры ушли в конкурсную массу.

По словам сотрудников этих фирм, ситуация пошатнулась, когда банк в одностороннем порядке поднял проценты по кредитам: было – от 12,9 до 15,9, стало – от 21 и выше. «Фиа-банк» это не спасло, а строители, у которых банально закончились деньги, не смогли завершить объект.

Один из директоров «Базиса» в суде рассказал, что на руководящей должности продержался около четырех месяцев и уволился по собственному желанию. Почему? Во-первых, какой он директор, если все решения принимал Юрий. Во-вторых, фактическая стоимость используемых дорогостоящих материалов не давала рентабельности, не соответствовала заниженной, по его мнению, цене квадратных метров. Нужно было или брать другие стройматериалы, или повышать стоимость квартир, но владелец отказывался это делать.

Встал, естественно, вопрос о готовности объекта к сдаче в эксплуатацию. Прозвучало, что степень готовности составляет более 80 процентов. Дом полностью построен, приобретены три лифта, подведено отопление, выполнены внутренняя электропроводка, водоснабжение, отвод канализации, ливневки. Осталось произвести наружную гидроизоляцию парковки, монтаж и запуск лифтов, благоустройство и силовое подключение дома.

Только одна потерпевшая требовала самого сурового наказания для подсудимого («Посадите его на 10 лет»), остальные просили, наоборот, строго не наказывать, чтобы у Юрия была возможность достроить дом.

Тем более, конкурсный управляющий фирмы «Сентябрь-два» Наиля О. заявила, что сейчас ведутся переговоры с реальным инвестором из Самары. Кроме того, не все дольщики выполнили договорные обязательства, задолжав примерно 18 миллионов рублей.

– Сотрудники полиции обращались ко мне с просьбой провести финансовый анализ предприятия. По его итогам я пришла к выводу, что на дату введения процедуры банкротства «Сентябрь-два» вполне мог восстановить свою платежеспособность, но сильно повлияла ситуация с рухнувшим «Фиа-банком». В этих условиях фирме оказалось выгоднее войти в процедуру банкротства, чтобы остановить начисление банковских неустоек, – подчеркнула Наиля.

А что обо всем этом думает сам Юрий Б.? Он рассказал, что земельный участок с разрешением на строительство многоквартирного дома и частичной проектно-сметной документацией приобрел у «Тольяттистройзаказчика» за 37 миллионов рублей. Для этого взял кредит в банке – 80 миллионов. Рассчитался с фирмой, а на оставшиеся средства начал стройку.

На собственные средства он возвел несколько этажей и только после этого стал заключать договоры о долевом участии. Поскольку сразу достаточное количество дольщиков найти не удалось, пришлось брать кредиты в «Фиа-банке» под залог 120 жилых помещений. В настоящее время не выведены из-под залога всего 15 квартир.

– В 2017 году сотрудники полиции начали обзванивать дольщиков, предлагая им писать официальные заявления. Им стали говорить, что у меня есть дома и гостиницы в Абхазии, а здесь, в Тольятти – квартиры, офисы. И чтобы это имущество арестовать, надо возбуждать уголовное дело. Но из пятнадцати незарегистрированных дольщиков восемь отказались писать заявления, они просто обратились в арбитражный суд, потому что понимали – у меня не было умысла кого-нибудь обманывать. Я никуда не скрывался, не отключал сотовый телефон и не уклонялся от встреч, – пояснил подсудимый.

Учитывая все нюансы, адвокат Юрия Б. предложила переквалифицировать действия застройщика на более мягкую статью и …освободить от уголовной ответственности, поскольку в этом случае истек бы срок давности. Сначала государственный обвинитель из прокуратуры Комсомольского района не согласился с такой постановкой вопроса, потом и суд признал доводы защитника несостоятельными. В итоге за совершение мошенничества Юрий Багателия получил три года и три месяца условно. Вполне справедливый приговор, если подсудимый сдержит свое слово и поможет достроить элитный дом.

Сергей Русов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 2 (1233) 18.01.19
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362

фото: ligamasterov.com