Мы решили пообщаться с известным ветераном АВТОВАЗа Юрием Целиковым.
– Максим Соколов обратился к дилерам с просьбой не завышать цены и помнить, что завод и продавцы являются одной семьей. А к тем, кто не хочет этого понимать, обещал принять жесткие меры, вплоть до уменьшения отгрузки машин и полного разрыва отношений.
Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу конфликта. Это пиар-ход завода с целью показать заботу о покупателях?
– Конфликты руководства АВТОВАЗа с дилерами были всегда, но они не выносились на публичное обсуждение. Без сомнения, обращение Максима Соколова к дилерам с угрозой принять жесткие меры к нарушителям этики корпоративного поведения и ценовой политики связано с текущей ситуацией на авторынке России. Сегодня доля иномарок резко сокращается, кроме автомобилей из Китая. Если дилеры начинают завышать цены на вазовскую продукцию, то автоматически открывается дорога к увеличению продаж конкурента из Поднебесной.
Глупо отрицать, что в стране появились дилеры (особенно в южных регионах и Московской области), стремящиеся хорошо навариться в этот смутный период повышенного спроса на вазовские автомобили.
– Вы сказали, что конфликты были и раньше. Как удавалось находить компромисс?
– В период, когда приходилось руководить международной ассоциацией дилеров (туда, помимо российских фирм, входили представители бывших республик СССР), мы находили взаимоприемлемые решения по вопросам скидок и отсрочек по платежам за поставляемые в дилерскую сеть автомобили.
Самым памятным был период с осени 1995 года по декабрь 1996-го, когда «АВТОЦЕНТРУ – ТОЛЬЯТТИ – ВАЗ» было доверено начать эпопею наполнения «живыми» деньгами кассу завода, чтобы снять проблему задержанной на три месяца зарплаты вазовцам. Тогда довелось придумать так называемый кодекс чести дилера.
Под давлением Александра Зибарева тогдашний гендиректор завода Алексей Николаев сделал автоцентру 30-процентную скидку на автомобили, и понеслось… С марта 1996 года при работе без выходных и праздничных дней удалось за три месяца снять проблему задолженности по зарплате на ВАЗе.
К сожалению, пришедшие на завод французы практически перекрыли все возможности к дискуссиям.
– Правильно ли в данной ситуации угрожать дилерам, демонстрируя силу руководства АВТОВАЗа? Или надо искать компромисс иным способом?
– Не берусь судить о правильности таких заявлений Максима Соколова, но, видимо, есть желание исключительно добра всему дилерскому сообществу. Иной способ решения проблемы заключается в том, чтобы вернуться к восстановлению открытого периода взаимоотношений завода и дилеров: меньше диктата и нравоучений, а больше возможностей для обсуждения.
К сожалению, последняя дилерская конференция, проходившая в Сочи, продолжила французскую политику инструкционного содержания. Вместо того, чтобы устроить дискуссию по проблемам рыночного спроса и координации действий в ценовой политике, дилерам не позволили высказаться.
Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 27 (1462) 14.07.23