Детский кардиолог: Что должно встревожить маму

Новости Тольятти augustnews.ru

Кардиолог Ольга Бухарева уверена, что о здоровье сердца надо заботиться с раннего детства.

Маленькие пациенты с сердечно-сосудистыми патологиями и их родители уже не первый год встречаются в Амбулаторно-поликлиническом комплексе № 2 на ул. Чайкиной, 32 Тольяттинской городской поликлиники №4 Комсомольского района с кандидатом медицинских наук, детским врачом, главным внештатным специалистом по детской кардиологии в Самарской области Ольгой Бухаревой. Несколько раз в год она проводит консультативный прием малышей.

С ней и с заведующей АПК №2 Татьяной Петровой мы и говорим сегодня про дела сердечные.

Родом из детства

— Ольга Николаевна, детская кардиология выделена из общей кардиологии в отдельное направление. Наверное, это совсем неслучайно?

— Конечно, нет. В детскую кардиологию входят еще и врожденные пороки сердца, чего нет во взрослой. Сейчас развивается очень важное направление, которым занимаются все кардиологи вне этого деления, — это профилактика кардиоваскулярных заболеваний.

— Проще говоря…

— Иначе говоря, сердечно-сосудистых болезней. Это как раз те самые гипертоническая и ишемическая болезни сердца, которые распространены во взрослом возрасте. И это то, что идет из детства. Ведь атеросклеротические процессы закладываются у нас еще в детстве.

— Хочется сделать все отрицающие жесты на свете сразу: неужели и гипертония — тоже болезнь детства? С какого возраста она возможна?

— Во-первых, существуют разные гипертонии. Есть предвестник этого заболевания в детском возрасте — это вегетососудистая дистония. Это состояние, которое мы не можем ни в какую группу заболеваний точно определить, в котором очень много совершенно разных симптомов. Это могут быть и головные боли, повышение и снижение артериального давления, и абдоминальные боли, и плохое самочувствие ребенка, и нарушение его психологического состояния. Все эти факторы в совокупности потом, конечно, закономерно выливаются в какую-то соматику. А на этом, детском, этапе это все еще можно каким-то образом регулировать.

Шесть-семь на тысячу

— Ольга Николаевна, есть ли какая-то статистика на этот счет? Можно ли говорить, какова доля врожденных и приобретенных сердечных заболеваний у детей? Какие факторы способствуют возникновению сердечных болезней в детском возрасте и о каком самом юном возрасте может идти тут речь?

— В плане врожденных пороков сердца статистика приблизительно такова: шесть-семь на тысячу новорожденных детей. И наша кардиохирургия вплотную занимается детством с 2005 года, когда в Самаре открылся Центр хирургического лечения врожденных пороков сердца. С того момента у нас нормализовалась ситуация в плане диагностического обследования, перинатальной кардиологии, лечения каких-то последствий врожденных пороков сердца. Ситуация выровнялась, и мы сейчас находимся на общемировом уровне.

— И это только за счет профилактики и диагностики?

— Профилактика-то какая может быть при врожденных пороках сердца? Там до пятидесяти процентов правит генетика. Остальное — инфекции, возможно, стрессовые ситуации у родителей — это общие условия, которые, конечно, могут способствовать развитию пороков развития, в том числе и сердца ребенка.

Здесь очень большую роль играет перинатальная диагностика: и куда ребенка отправят, и где он родится, и как его потом выходят медики… С учетом всего этого и еще того, что у нас при кардиоцентре есть свой роддом, сокращаются все сроки от диагностики до лечения: маршрутизация выстроена так, что ребенок, если в этом есть необходимость, сразу попадает на операционный стол.

— То есть болезни маленького сердечка есть возможность точно диагностировать, предвидеть их последствия еще в утробе матери?

— Да, конечно. И в случае необходимости проводится консилиум, в результате которого мама получает заключение, что ей нужно будет рожать именно здесь, в родильном отделении при кардиоцентре. И там ребенок сразу после родов отправится в реанимацию для дальнейшего обследования перед операцией.

— Тольяттинки с проблемами у плода тоже рожают в вашем кардиороддоме?

— Конечно. У нас сейчас налажена серьезная работа с близлежащими регионами. У нас проходят роды и лечение мам и малышей из Ульяновска, Казахстана, Оренбургской области. Обследование наших российских детей, которые не живут в Самарском регионе, осуществляется за счет ОМС, а операции проводятся в рамках высокотехнологичной медицинской помощи.

— Какой процент детей из тех, кого мамочки родили в вашем роддоме при кардиоцентре, попадают на операцию?

— Из тех, кого перинатально диагностировали, практически все. Больше девяноста процентов, конечно.

Ожидаем таких деток

Татьяна Петрова, заведующая АПК № 2 Тольяттинской городской поликлиники № 4:

— У нас в поликлинике очень хороший грамотный кардиолог, и она правильно работает с рекомендациями областного кардиоцентра. Состояние совсем маленьких детей мы стараемся сразу отследить. Да, мы таких деток, конечно, просто сразу ожидаем. Потому что медицина шагнула вперед, и сейчас делаются скрининги на первых месяцах жизни, осуществляется наблюдение плода во время беременности, и таким образом мы уже сразу знаем, что ребенок развивается с пороком сердца. И в зависимости от того, с какой тяжестью будет развиваться этот порок сердца, мы направляем мамочек рожать в кардиоцентр. Сразу их берем под наблюдение.

Отчего болит сердечко?

— Ольга Николаевна, а что чаще всего служит причиной возникновения сердечно-сосудистого заболевания ребенка в возрасте от года?

— У новорожденных детей уже могут быть нарушения ритма сердца, миокардиты и перикардиты. И в плане этих заболеваний причиной могут быть разные воспалительные процессы. Против здорового сердца может работать хронически персистирующая инфекция, которая в крови находится постоянно. Такие инфекции часто для большинства людей являются просто фоном. Например, практически у всех бывает герпетическая инфекция. Просто в силу снижения иммунитета кто-то начинает ею сильно болеть, а у кого-то это выражается как редкие проявления герпетических высыпаний и все.

И вот когда ребенок приходит после какой-то инфекции и родители жалуются на утомляемость, выявляются нарушения ритма, мы, конечно, начинаем лечить последствия этого заболевания, а потом назначаем уже и какие-то специфические препараты, если это необходимо.

Благодаря скрининговому обследованию на наследственные болезни мы имеем возможность вовремя назначить ребенку ферменты, которые задерживают процесс развития этих заболеваний. Тяжесть заболевания часто проявляется прогрессирующей сердечной недостаточностью у этих детей и, к сожалению, это может привести к дилатационной кардиомиопатии. И если эта патология возникла в результате воспалительного процесса, на который мы воздействуем, это одно, а если она наследственная, то отсутствие терапии может привести к летальному исходу.

Что должно встревожить маму?

— Ольга Николаевна, на что должны обратить внимание родители в таком важном для малыша возрасте?

— На первом году жизни мама обязательно должна наблюдать и оценивать, как ребенок кушает, как он себя ведет. Внимательная мама заметит, насколько он активен, синеет или не синеет его кожа, есть у ребенка одышка или нет, срыгивает он после кормления или нет. Родители должны знать, какова прибавка веса малыша. И на практике родители обычно приходят к кардиологу с вопросами о том, что их маленький ребенок как-то не так дышит. Смотрим. Обследуем. И действительно выявляется какая-то патология.

Татьяна Петрова:

— Есть у нас такой приказ №1346. По нему в возрасте одного месяца мы должны провести каждому ребенку УЗИ сердца. Там практически все видно. Видны все пороки, которые у ребенка могут быть. Это важно, потому что иногда пороки протекают бессимптомно. Ребеночек может и в весе прибавлять, но иметь проблему с сердцем. Деткам до года мы обязательно делаем ЭКГ, и если по какой-то причине он ЭХО не прошел в возрасте одного месяца, мы очень стараемся, чтобы к году у нас не было детей, которые не прошли это обследование. Мы стараемся проводить эти обследования своевременно.

Нагружать все больше нас…

— Ольга Николаевна, ребенок с больным сердцем идет в детский сад, а потом и в школу. Нужно ли как-то ограничивать его физическую или интеллектуальную нагрузку?

— Все зависит от степени нарушения кровообращения. Ведь именно для того, чтобы достигнуть обычного нормального качества жизни, малышей и оперируют с пороками сердца. Дети с хроническими заболеваниями в какие-то моменты, конечно, ограничиваются физически полностью, но чаще всего они ограничиваются от занятий физкультурой со сдачей нормативов. А в плане дополнительной нагрузки — это сами родители очень много нагружают сейчас своих детей. Уж лучше бы они немножко чередовали нагрузку умственную с физической. А то ведь почти у каждого ребенка в расписании есть художественная, музыкальная школа, какие-нибудь кружки и студии, плюс очень большая нагрузка в плане учебного процесса. Это неправильно.

Татьяна Петрова:

— К тому же у нас утрачена культура питания. Все эти пиццы, чипсы, которыми кормится ребенок, создают все тот же фон. Это немаловажно для здоровья.

— Вроде бы мамы сегодня так много читают в Интернете про здоровье своих малышей, что они должны были бы знать, как и чем кормить детей, чтобы они росли здоровыми людьми. Выросло поколение грамотных родителей…

— Нет, поверьте, многие об этом не знают.

Наталья Харитонова, «Площадь Свободы»
mail-ps@mail.ru

Детский кардиолог Бухарева Ольга Николаевна, фото: «Площадь Свободы»