Десять из тридцати

Тольяттинский государственный университет, Поволжский государственный университет сервиса, Волжский университет имени Татищева, Институт восточной культуры и школа 93 накануне Дня народного единства собрали в своих аудиториях смельчаков, которые решились проверить свои знания в области этнографии и понять, что они знают о народной культуре и традициях своей огромной страны.

Умные каникулы

И если студенческие занятия в этот день шли своим чередом, то ноябрьские школьные каникулы лишь на пару часов уступили время ребятам, которые пришли в школу в дни отдыха.

Диктант проходит в России уже во второй раз. В этом году к нам присоединились Азербайджан, Армения, Молдова, Южная Осетия, Абхазия, и он приобрел статус международного. Федеральное агентство по делам национальностей Российской Федерации, вузы и средние учебные заведения страны одновременно тестировали уровень этнографической грамотности на 24000 площадках. Задача интересная, но непростая — раскрутить новый образовательный проект и дать возможность новичку достичь востребованности тотального диктанта, который из года в год становится популярнее. Диктанту в стиле этно, конечно, намного труднее. Как оценить собственные знания о народах, проживающих в России? Должно ли в народе после диктанта возникнуть повальное внимание к этнографии как науке, занимающей важное место в гармонизации межэтнических отношений? Можно ли считать пакет вопросов единственно справедливым мерилом этнографической грамотности?

Десять из тридцати

Диктант в школе № 93 открыл и провел председатель Единого совета молодежи по международным вопросам в Тольятти, заместитель председателя Мордовского культурного центра Евгений Тюргашкин. Женя заметно волновался. «Конечно, у ребят и учителей перед этим серьезным экзаменом немало вопросов. Проведена большая административная работа. Но сегодня бланки диктанта — в руках школьников. Из взрослых — только педагоги школы. Хотя для будничного дня пришло много желающих попробовать свои силы. У остальных есть возможность написать диктант, не выходя из офиса, получив вопросы в онлайн-режиме», — рассказывал нам Евгений.

Академический час вместил в себя тридцать вопросов, десять из которых были подготовлены по региональному принципу, а остальные были одинаковым федеральным пакетом для всех участников диктанта России и зарубежья. Задавали загадки, которые ребята, возможно, разгадают спустя время. К примеру, в региональном пакете им пришлось ответить на вопрос, у кого позаимствованы карманы, сшитые из кусочков ткани, носимые сбоку на поясе русскими женщинами Самарского края. Участникам нужно было лишь дать самый верный вариант ответа, выбирая между традиционными костюмами чувашей, мордвы, татар. Другой вопрос — и еще одна этнозагадка: от чего пошло традиционное прозвище «пермяки — соленые уши»?

Кто старейший?

Самым сложным для школьников оказался вопрос про национальность старейшего жителя России, которому в этом году исполнился 121 год. Угадать ингуша в Аппазе Илиеве просто по имени, разумеется, непросто даже специалисту-этнографу или филологу. А вот запомнить его мудрый завет молодым точно необходимо. Долгожитель сказал в одном из своих интервью, что россияне должны жить по справедливости, тогда всем и польза будет. Если сегодня жить по правде, считает мудрый старец, завтра жизнь будет нормальной. Кстати, вопросы, связанные с персоналиями, чаще именно угадывались. Большинство школьников, к примеру, решили, что Аппаз — житель Алтая. Да и на что было ориентироваться в вопросах такого рода, сказать трудно. Оставалось сыграть в угадайку или довериться собственной интуиции. Самым легким для школьников стал вопрос о носителе суверенитета и единственного источника власти в России. На него ребята ответили стопроцентно верно. Конечно, они отметили графу «народ» и были правы.

Страна одна

Было сложно. Над некоторыми вопросами актовый зал школы не сговариваясь зависал в раздумьях на несколько минут. Зато песенка, прозвучавшая заставкой перед началом диктанта, тут же была подхвачена девчонками. Они весело и с настроением распевали запомнившиеся им тут же слова «Народов много — страна одна».

Десятиклассники Настя Долгих и Владислав Федоров, как и большинство их пятнадцатилетних сверстников, пришли на каникулярный диктант с хорошим настроением. Они хотели испытать себя и продемонстрировать себе и судейству, какие знания о народах России вынесены ими из быта, уроков истории и географии. Большие чиновники, задумавшие эту просветительскую модель, рассчитывают, что диктант подскажет им, как изменить программы школ и вузов и включить вопросы этнографии в расписание школьников и студентов. Мои новые знакомые Настя и Владик считают, что в десятом — это, пожалуй, лишняя нагрузка. А вот до восьмого класса погружаться в этнографию можно и нужно. И очень даже интересно, между прочим.

Интересно

У всех желающих есть возможность написать диктант не выходя из офиса, получив вопросы в онлайн-режиме.

Результаты

Результаты диктанта будут подведены ко Дню Конституции Российской Федерации — 12 декабря 2017 года. Но лучшим итогом акции станет интерес, который разбудили хотя бы некоторые из его вопросов.

девушка довольна результатом работы

фото: «Площадь Свободы»

Наталья Харитонова, «Площадь Свободы», mail-ps@mail.ru

фото: из открытых источников