Держать ответ: Большое интервью

андреев за столом на фоне флага
фото: Площадь СВОБОДЫ

– Сергей Игоревич, поскольку впереди выборы, обойти эту тему нельзя. Не секрет, что в новейшей истории Тольятти есть примеры, когда жители нашего города демонстрировали протестное голосование. Один из таких примеров, пожалуй, ваше избрание на должность мэра в 2012 году. На ваш взгляд, как будут голосовать тольяттинцы в сентябре 2016-го? Протестные настроения, имеющие место быть, сохранятся? Или за три месяца ситуация все-таки изменится?

– Во-первых, я не согласился бы, что в 2012 году было протестное голосование. На мой взгляд, это были очень конкурентные выборы с открытой дискуссией, и голосования от противного не было. Сейчас, судя по результатам на выборах губернатора, на выборах в городскую думу, тольяттинцы голосуют прагматично. И я бы сказал, что это не ново: всегда тольяттинцы голосуют достаточно прагматично. Поэтому я надеюсь на высокую явку в сентябре. Как будут тольяттинцы голосовать – будет зависеть от работы тех политических партий или тех кандидатов, которые будут вести избирательную кампанию, участвовать в ней. Самое главное – чтобы наш прагматизм сохранялся, чтобы, когда нам предлагаются простые решения, мы всегда могли бы задать вопрос кандидатам: а за счет чего эти решения будут реализованы и каким конкретно образом?

– Вы лично планируете участвовать в избирательной кампании?

– Да, как избиратель. Я приду на свой участок и проголосую.

– Какую-то партию будете поддерживать?

– Посмотрим, как будет вестись избирательная кампания.

– О продолжении профессиональной деятельности уже задумывались? Срок ваших полномочий на посту мэра истекает, по сути, уже скоро – в марте 2017-го…

– Тот темп работы и объем задач, которые сейчас существуют, а в этом году их особенно много, не позволяют пока думать о том, что делать после марта 2017 года. Мне кажется, времени еще более чем достаточно. Мой принцип – нужно всегда работать с полным напряжением сил. Когда подойдет время, я приму нужное решение.

– А такой вариант, как избрание на должность главы города по новой системе, через конкурсную комиссию и депутатское голосование, вы для себя не рассматриваете?

– Это один из вариантов. Такой возможности для себя я не исключаю.

– Тем не менее, пользуясь личным опытом: какими качествами должен обладать глава города? Вы в этой работе не разочаровались? Быть может, навыки новые пришлось приобретать, новые качества в себе воспитывать?

– Глава города должен быть целеустремленным и очень работоспособным. За себя отвечу, что я в этой работе не разочаровался. Может быть, не все удается сделать, что ожидают горожане, не все происходит так быстро, как хотелось бы, но вся команда работает на полную отдачу. Пользуемся всеми предоставляющимися возможностями, чтобы получить результат. Что касается новых качеств, мне в должности мэра пришлось существенно расширить кругозор. Я раньше вообще не разбирался в строительстве, плохо ориентировался в земельных отношениях, а теперь очень хорошо разбираюсь во всем российском законодательстве, которое касается этих сфер.

Новая экономическая реальность

– Во время кризиса 2008 года на спасение АВТОВАЗа государство тратило десятки миллиардов рублей, в городе организовывались временные и общественные работы, также Тольятти получил статус моногорода со всеми вытекающими последствиями, высокопоставленные федеральные чиновники бывали у нас постоянно. Сегодня положение в городе снова тяжелое: дефицитный бюджет, кризис на предприятиях, которые переходят на неполный рабочий день, сокращают штаты, закрываются. Но складывается такое ощущение, что ситуацию в Тольятти федеральный центр пустил на самотек. Времена изменились? Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

– Ситуация 2016 года, в которой мы находимся, принципиально отличается от ситуации 2008 года. Тогда это был кризис относительно кратковременный, поэтому там нужны были разовые меры, и потом рынок очень быстро вернулся к объемам предыдущих лет, а в 2012 году некоторые месяцы российский автомобильный рынок даже превышал объем рынка Германии. Сейчас многие экономисты, и я с ними соглашусь, не называют ситуацию кризисом. Это новая экономическая реальность, а не какое-то одномоментное ухудшение, после которого тут же происходит возврат к прежним показателям. А поскольку это новая реальность, должны быть найдены принципиально новые подходы и новые точки роста, чтобы мы встали на длинный положительный тренд. И в этой связи поддержка со стороны федерального центра для нас достаточно очевидна.

– В чем она заключается?

– Прежде всего правительство поддержало перевод Тольятти в первую категорию моногородов, что произошло осенью прошлого года. В этом году мы ожидаем, что город получит статус территории опережающего развития (ТОР). Это, опять же, не разовая помощь какая-то, а получение статуса ТОР на 10 или даже 15 лет с беспрецедентными налоговыми льготами, которые направлены на достаточно быстрое создание новых рабочих мест в новых секторах экономики. Снижение нагрузки прежде всего касается взносов во внебюджетные фонды – так называемого налога на заработную плату, который в стандартной ситуации составляет более 30%, а в ситуации с ТОР – 7,6%. Снижение более чем в четыре раза. И это привлекательно для бизнеса, который имеет в своих издержках ключевую долю по заработной плате, связанную с оплатой труда и, соответственно, с рабочими местами. Если соединить те меры, которые город получил в 2008 году, и то, что получит сейчас, мы будем обладать всем набором инструментов, которые готовы предоставить федеральное и региональное правительства для развития экономики города. Это и особая экономическая зона для крупных серьезных производственных проектов, это и технопарк «Жигулевская долина» для инноваций и территория опережающего развития, где сконцентрировано в основном все, что связано со средним бизнесом.

– Что такое ТОР для рядового горожанина?

– Это прежде всего рабочие места. Слово «территория» в данном случае не подразумевает, что в Тольятти будет создан некий оазис, где всем будет хорошо. Речь идет о стимулировании создания новых рабочих мест – то, что больше всего сейчас беспокоит тольяттинцев.

– Льготы рассчитаны только на новых инвесторов? Или дополнительные возможности развития получит и существующий бизнес?

– В первую очередь расчет именно на новых инвесторов. Действующие предприниматели тоже смогут принять участие в программе, но для них будут обозначены более жесткие условия. Важно понимать, что территория опережающего развития – это не попытка дать льготы городу, это стремление дать льготы тем, кто еще в городе не работает, но хотел бы. В настоящее время у нас в инвестиционном портфеле более 40 реальных проектов с созданием порядка 5 тыс. рабочих мест в первые три года. Это как бы авансовые проекты. Когда мы получим новый статус, я уверен, что их станет больше. Среди инвесторов, кто уже готов обозначить свое участие в ТОР Тольятти, на сегодняшний день можно назвать Волжский светотехнический завод «Луч», ООО «Инновационные системы пожаробезопасности», ООО «Профтруба» и компанию «МД-Мебель». Также в портфеле есть проекты, связанные, например, с фармакологией, с производством лекарств. Это совершенно новые ниши для города, в которых ранее мы экономически не проявлялись. В то же время отмечу, что далеко не каждое предприятие, претендующее на работу в ТОР, сможет получить реальные налоговые льготы. Будут объявлены условия, которые предприятие должно будет соблюсти. Условия эти сейчас продолжают вырабатываться совместно с федеральным центром и в том числе будут касаться объема инвестиций. Я думаю, что цифра, наверное, будет не менее 20 млн руб. – именно столько должен будет минимально инвестировать в свой проект претендент на налоговые преференции. Плюс создание не менее 20 рабочих мест. А если это действующее предприятие, то оно должно будет удвоить свою среднесписочную численность за последние три года, например, с 20 до 40 человек, со 100 до 200 человек, с 500 до 1000 человек и т. д. Плюс инвестиции. В этом, пожалуй, и проявятся более жесткие условия для действующего бизнеса.

– Сергей Игоревич, вы упомянули особую экономическую зону. В процессе включения ее в границы городского округа Тольятти есть подвижки?

– Это не быстрый процесс, но он идет. Подготовлена дорожная карта. Сейчас многие полномочия по особым экономическим зонам переданы на региональный уровень. Но это требует изменения границ муниципалитетов. Быстро это не происходит. В этом направлении ведется необходимая работа.

– С особым статусом и дополнительными льготами в Тольятти понятно. Это вся господдержка, на которую может рассчитывать Тольятти?

– Еще одним совершенно явным доказательством, что Тольятти оказывается особое эксклюзивное внимание, является поддержка на федеральном уровне программы празднования 50-летия со дня выпуска первого вазовского автомобиля. Идея принадлежит губернатору, она поддержана и премьер-министром, и президентом лично. Вообще, юбилеи в России празднуются с даты 100-летия. К тому же, празднуются юбилеи городов. Так что в нашем случае это полностью эксклюзив, когда беспрецедентные средства государство выделяет на празднование полувекового юбилея предприятия. Подобных примеров в России нет. Перечень мероприятий, которые предусматриваются этой программой, достаточно объемный, в денежном эквиваленте это миллиарды рублей, вложения в социальную инфраструктуру города, от детских садов и школ до университета, от дорог до создания парков и т.д. И, возвращаясь к первому вопросу про прагматизм тольяттинцев, во многом поддержка этой программы, а она требует еще наполнения реальными финансами, будет зависеть от активности тольяттинцев на выборах в сентябре. Если город будет активен, если жители придут на избирательные участки, безусловно, у губернатора будут дополнительные аргументы для разговора с федеральными властями в части выделения денег под эту программу. Мы реально имеем возможность, и все это сейчас в наших руках, до 2020 года, когда мы будем праздновать 50-летие выпуска первого вазовского автомобиля, серьезно преобразовать наш город.

– Вопросы благоустройства эта программа позволит решить?

– Отчасти. В программу 50-летия выпуска первого автомобиля внесены, например, такие мероприятия, как реконструкция набережной в Автозаводском районе, обустройство прибрежной зоны Тольятти. Одним из первых проектов, которые, мы надеемся, будет поддержан, станет создание парка в честь 50-летия выпуска первого автомобиля в Автозаводском районе на территории между улицей Революционной и парком Победы, где заброшенные фонтаны с советских времен остались. Этого парка не было в нашей муниципальной программе благоустройства. Но ветераны АВТОВАЗа обратились с такой идеей, сейчас уже есть проект, прошедший государственную экспертизу, по созданию парка и памятного монумента, автором которого является скульптор Александр Рукавишников, ранее создавший ставший символом Тольятти памятник основателю города В.Н. Татищеву. Безусловно, создание такого парка – это тоже серьезный элемент благоустройства города. Но нужно понимать, что в основном федеральный центр готов финансировать капитальные затраты, связанные со строительством или реконструкцией тех объектов, которые существуют. Поэтому по благоустройству нам нужно будет во многом рассчитывать на собственные силы и на поддержку регионального бюджета.

Нужны ли муниципалитету полномочия

– За время работы в должности мэра одним из самых распространенных выражений в вашей речи стала фраза об отсутствии у муниципалитета полномочий по решению тех или иных вопросов и задач. Можно ли изменить ситуацию? И что лучше: когда у города есть полномочия, но нет средств на их реализацию, или когда деньги есть, но полномочия отсутствуют?

– Если мы говорим про идеальный вариант, конечно же, полномочия без денег – это беда. Нет денег и нет полномочий – тоже ничего хорошего. Я сторонник того, чтобы большая часть полномочий была на местах. Люди все равно приходят со своими проблемами к местной власти. И не очень-то вникают или хотят слышать, что нужно куда-то еще обратиться, что не муниципалитет за это отвечает. У нас движение здесь происходит маятникообразно. Сейчас многие полномочия на федеральный уровень забрали. Но тем не менее, опять же, идет разговор о том, что какие-то полномочия должны быть переданы регионам, чтобы регионы отдали их муниципалитетам и т. д. Я думаю, что особенно для таких крупных городов, как Тольятти, возможность осуществлять на местах некие дополнительные полномочия привела бы к повышению эффективности работы власти.

– Впереди праздник – День города. Чем, по-вашему, сегодня может гордиться Тольятти? Для вас лично что служит предметом гордости за город, которым руководите?

– Мне кажется, главный предмет гордости в Тольятти – это его люди, тольяттинцы, которые запускают новые проекты, делают нечто, чего раньше никто никогда не делал. Такие люди – это главное богатство нашего города и главная его гордость. И городское сообщество в целом, и каждый горожанин по отдельности – люди, не безразличные к тем трудностям, с которыми город сталкивается, и к тем возможностям, которые им предоставляются. Возьмем Парковый комплекс истории техники им. К.Г. Сахарова. Константин Григорьевич Сахаров – человек, который потратил на создание этого уникального музея время, силы, средства. И благодаря ему сейчас у города есть такой объект, куда 9 Мая, например, пришло 12 тысяч жителей.

– В свое время Парковый комплекс истории техники им. К.Г. Сахарова назывался техническим музеем АВТОВАЗа, а Тольятти именовался автомобильной столицей России. На ваш взгляд, сегодня Тольятти – все еще автомобильная столица?

– Если в понятие «автомобильная столица» мы вкладываем именно производство автомобилей в России, думаю, эту пальму первенства никто и никогда у Тольятти не заберет. АВТОВАЗ может производить до 1 млн автомобилей в год. И то, что сейчас мы производим меньше, связано не с тем, что мы не можем, а с тем, что это не востребовано на рынке. Мы видим, что другие автомобильные проекты вне Тольятти вообще закрываются, люди увольняются, предприятия консервируются. А в Тольятти по мере роста рынка рост производства автомобилей, безусловно, будет происходить. И новые модели, которые запустил АВТОВАЗ, – Lada Vesta и Lada XRay – это новый уровень для предприятия, в том числе с точки зрения качества. Та доля усилий, которые были вложены нашими инженерами в эти проекты, говорит о том, что мы можем создавать современные и очень конкурентные автомобили.
Нужно также понимать, что роль автопрома в мировой экономике 70-х годов и роль автопрома в экономике современной очень сильно изменилась. Если в 70-е годы, переводя на наше время, можно было сказать, что во многом автопром был как Apple и Google, и, соответственно, город был настолько же передовой, то сейчас, если мы претендуем на эксклюзивность, на особенность, на первенство, нам нужно находить другие ниши, кроме автопрома, которые бы продвигали людей в новых компетенциях. Такой проект, как «Жигулевская долина», должен этому способствовать.

Держать ответ

– Сергей Игоревич, когда вы только заявляли свои претензии на должность мэра, то активно общались с населением через социальные сети. После вступления в должность продолжили эту практику. Потом виртуальное общение с горожанами сошло на нет. Почему?

– Тут два момента. Во-первых, общением в социальных сетях я всегда занимался лично, и поручать такую работу помощникам считаю неправильным и не совсем честным. Но со вступлением в должность мэра физические нагрузки у меня стали значительно более существенные, чем изначально. И второе. Мы запустили серьезный проект «Открытый город», где каждый горожанин может ту или иную жалобу, предложение или замечание по работе муниципалитета в системе онлайн сообщить и получить реакцию. Может быть, это не в полной мере заменяет личное общение в социальных сетях, но решает ту задачу, которую мы через работу в социальных сетях для себя ставили: чтобы люди могли напрямую, не на бумаге, а интерактивно обратиться к муниципальным властям с проблемой, которую мы реально можем решить.

– Вопрос в продолжение темы. Одной из отличительных особенностей работы мэра Сергея Андреева стали публичные отчеты о деятельности градоначальника и его команды перед избирателями. Формы применялись разные: отчет представлял вице-мэр Алексей Бузинный, отчитывались по отраслям профильные заместители мэра и руководители департаментов, слово перед горожанами держал сам градоначальник. В этом году публичный отчет мэра не состоялся, хотя документ уже поступил в гордуму. Что стало причиной?

– Во-первых, форма и содержание отчетов, которые предоставляются в думу или звучат в публичной плоскости, для населения всегда были несколько отличными друг от друга, поэтому не были привязаны друг к другу. Во-вторых, вы несколько торопите события. Публичный отчет обязательно будет, но будет использован новый формат.

Тольяттинцы верят в будущее

– В 2015 году из Тольятти уехало около 8 тыс. человек. Это говорит о том, что у Тольятти нет будущего? Или потенциал и перспективы все-таки есть? Вы лично не собираетесь менять место жительства?

– Нет, я уезжать из Тольятти не планирую. В миграционной динамике, безусловно, есть негативный фактор. И уехало на самом деле не 8 тыс. человек, а больше. Но и приехало много людей. Просто баланс между теми, кто уехал, и теми, кто приехал, составил 8 тыс. человек. Это как дорога со встречным движением. Люди приезжают и уезжают, и, действительно, в 2015 году количество уехавших превысило количество приехавших. Но значительная часть уехавших, в моем понимании, сделали это формально, переместившись в небольшие поселки, которые формируются вокруг города, в том числе на территории Ставропольского района. Но все эти «уехавшие» продолжают работать в Тольятти, пользуются его инфраструктурой. Какая-то часть – да, уехала из города в полном смысле этого слова. Но сейчас видна и другая тенденция – многие возвращаются из Москвы. Там ведь тоже сейчас та же новая экономическая реальность, что и у нас. Другой показатель, который говорит о настроении горожан, – рождаемость. Она растет, она превышает смертность, и это говорит в пользу того, что все-таки тольяттинцы верят в будущее.

– А как смотрят в будущее ваши дети? Они менять место жительства не планируют?

– Детям еще необходимо учиться, поэтому такой вопрос для них сейчас не стоит. Но даже если они и выберут себе вузы, связанные с получением образования, не в Тольятти, я уверен и надеюсь, что они обязательно вернутся в родной город, потому что они – тольяттинцы.

– Начало лета – пора экзаменов. Как готовятся к экзаменам дети мэра, как сдают их? Вы в процессе подготовки участвуете?

– Я считаю, самое главное – чтобы родители не нервировали детей перед сдачей экзаменов. Наши преподаватели во всех образовательных учреждениях Тольятти – и это подтверждает ежегодный результат – способны подготовить всех выпускников к достойной встрече экзаменов. И я всегда переживаю за результаты ЕГЭ по всему городу, потому что одним из критериев оценки деятельности мэрии является количество тех, кто не смог справиться с ЕГЭ. Поэтому независимо, сдают экзамены мои дети или нет, я всегда слежу за этим процессом очень пристально.

– А с будущими профессиями ваши дети уже определились? Может быть, кто-то из них тоже готов возглавить город? Что вы советуете им в плане образования? Что могли бы посоветовать молодым людям, которые стоят в начале жизненного пути?

– Думаю, видя, сколько приходится работать мэру, мои дети всерьез подумают, а стоит ли с этим связываться. Мальчишки более склонны к точным наукам, хотя старший говорит и про гуманитарные вещи. Вообще, нужно понимать, что современный мир очень отличается от ситуации середины 20 века. Знания обновляются каждые пять лет. Причем обновляются фундаментально. И во многом нужно получить образование и навыки именно в части работы с информацией и быть готовым к тому, что ты должен уметь поменять профессию. Не будет под тебя подстраиваться рынок, ты должен уметь подстроиться под ситуацию, которая складывается. Поэтому самое главное для молодых людей – это такие качества, как коммуникабельность, умение работать с информацией, целеустремленность и готовность к непрерывному обучению в течение всей жизни.

Юлия Романенко, «Площадь Свободы»

андреев за столом на фоне флага
фото: Площадь СВОБОДЫ