День народного единства: Кто такие Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?

кузьма минин и дмитрий пожарский картина

День народного единства — праздник, сближающий народы. Он относится к государственным праздникам России. Является одновременно и старым, и новым российским праздником. Для России наших дней День народного единства — это праздник, в который мы отдаём дань истинным традициям патриотизма, единения народа и веры в Отечество.

Страница 1. «Время смутное, баламутное»

Что такое смута? В словаре Владимира Даля сказано: смута — это «тревога, переполох, возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор меж народом и властью, замешательство, неурядица, непорядок, расстройство дел».

Смутьян — человек, который всюду вносит смуту, раздор, нарушает мир, согласие.

Смутный — значит, неспокойный, мятежный, беспорядочный, тревожный. Все эти слова можно применить к эпохе 1598- 1613 гг. Этот период русской истории и называют «Смутное время».

В 1598 г. умер царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного. Он был слабым правителем, и все государственные дела поручил брату своей жены — Борису Годунову. Боярин Годунов стал очень влиятельным человеком. После смерти царя Федора, который был бездетным, на престол должен был взойти его брат, малолетний царевич Дмитрий. Но он погиб при загадочных обстоятельствах в Угличе. Народная молва винила в этой смерти Бориса Годунова.

Тем не менее в 1598 году Годунов был избран на царство. А в 1601 -1603 гг. в стране разразился страшный голод. Сначала шли проливные дожди 10 недель, потом, в конце лета, мороз повредил хлеб. На будущий год опять неурожай. Сотни тысяч людей умирали от голода. Начались разбои, волнения и бунты.

Народ связывал бедствия с убийством Дмитрия и неправедным воцарением Годунова. Появились и желающие занять престол. Беглый монах Григорий Отрепьев объявился в Польше и сказал, что он царевич Дмитрий, законный наследник русского трона. В Польше нашлись охотники посадить в России своего царя, и польское войско во главе с Лжедмитрием пришло в Москву.

Народ радостно приветствовал мнимого царевича. Многим хотелось верить, что это и есть настоящий царь, что он остановит и притеснения народа, и разбои, и голод. Но вскоре все увидели, что новый царь только пирует, а поляки, которые привели его к власти, грабят казну, обижают народ. Тогда москвичи подняли восстание и убили самозванца.

Потом избрали нового царя, боярина Шуйского. Однако народ не успокоился. Появились новые самозванцы, вспыхнули крестьянские волнения, усилилось иностранное вмешательство в русские дела.

Особенно активны были поляки. Они хотели иметь в России послушного царя, распространить в России католичество. Поляки грабили окрестности Москвы, пытались взять другие города. А по призыву Шуйского в Россию вошли шведы. Потом и Шуйский был смещен и в стране стала править группа из 7 бояр — Семибоярщина. Эта группа осенью 1610 года пустила в Москву поляков и посадила на русский трон польского королевича Владислава.

Как бы ни было тяжело, народ давал отпор захватчикам. Героически сопротивлялся Смоленск. Монахи Троице- Сергиевого монастыря 15 месяцев сдерживали осаду 30-тысячного польского войска и не пустили врагов в святую обитель.

Поднялось ополчение в Рязани, в Москве жители восстали против поляков. Но среди разнородных русских сил не было единства. Россия оказалась в отчаянном положении. Без царя, с польскими захватчиками в столице, разоряемая иноземными и своими шайками. Казалось, пришел конец России.

Однако у русского народа нашлись силы, чтобы отстоять независимость страны.

Страница 2. Колокол патриарха Гермогена

Все привыкли связывать освобождение Москвы с именами Минина и Пожарского. Но если бы не патриарх Гермоген — выдающийся подвижник земли Русской, не было бы ни Минина, ни Пожарского, и Россия не вышла бы из Смуты. Патриарх — это глава всей церкви. Он был избран патриархом в 1606 году. Ему было тогда 76 лет. И всю жизнь он оставался защитником православной веры и государственности. В годы Смуты голос патриарха, как колокол, звал народ на борьбу с захватчиками, пробуждал национальное чувство народа.

Когда бояре пустили в Москву поляков и посадили на русский престол польского королевича Владислава, патриарх призвал народ не присягать королю, не подчиняться изменникам-боярам. Он открыто заявил боярам, что будет поднимать народ на борьбу с захватчиками. После этого заявления поляки поставили стражу и никого не допускали к патриарху, потом заточили его в Чудов монастырь.

Но и оттуда патриарх Гермоген слал грамоты к народу, с болью говорил о расхищении Отечества, призывал на борьбу с иноземцами. Его поддержал архимандрит Троицкого монастыря Дионисий, который также начал рассылать грамоты-воззвания.

Их призывы были услышаны. Народ стал собираться в ополчения. Когда поляки узнали, что ополчение, собранное Мининым и Пожарским, идет к Москве, то потребовали от патриарха остановить народ. Но он сказал: «Да будут благословенны борцы за Родину, а изменники да будут прокляты». За эти слова поляки заперли его в темницу и морили голодом. Скончался патриарх 2 марта 1612 году, за год до победы.

Страница 3. Спасители Отечества

8 лет в России царила Смута. Страна была дотла разорена и обессилена иностранной интервенцией и гражданской распрей. Поляки подожгли Москву, Смоленск и Новгород были в руках чужеземцев. Псковская область — в руках очередного царя-самозванца. Это был момент, когда уныние, малодушие и отчаяние захватили многих, когда, казалось, уже невозможно было найти никакой объединяющей идеи. Один только голос патриарха Гермогена призывал народ покончить со Смутой, спасти веру и Отечество.

И голос патриарха был услышан далеко от Москвы, в Нижнем Новгороде. Не бояре, дворяне или казаки, а простые посадские люди взялись за спасение Отечества.

Осенью 1611 г. в Нижний Новгород доставили последнее послание патриарха Гермогена. Грамота была зачитана в храме после богослужения. Вместе с народом слова Гермогена услышал нижегородский купец Кузьма Минин, земский староста, избранный народом. На одном из народных собраний Минин выступил с призывом спасти веру православную, подняться на борьбу с врагами.

Его речи нашли отклик в сердцах нижегородцев. Было решено собрать служилых людей, организовать ополчение, для чего постановили обложить всех горожан податью — брать «третью или пятую деньгу», то есть треть или пятую часть имущества. Собирать этот налог было поручено Кузьме Минину, известному своей честностью. Сам Минин подал другим пример, отдав все свое имение — деньги, драгоценности жены и даже золотые и серебряные оклады с икон.

Откликнулись все: и купцы, и князья, и горожане, и мелкие торговцы, и крестьяне.

На собранные деньги удалось вооружить большое войско. Вместе с русскими в него вошли марийцы, чуваши, коми и другие народы. В воеводы был выбран князь Дмитрий Михайлович Пожарский, который в годы Смуты доблестно сражался с неприятелями и не запятнал свою совесть сотрудничеством с самозванцами и внешними врагами.

Пожарский поручил Минину заведовать казной ополчения. На грамотах его должность значилась так: «Выборный человек от всей земли». У ополчения стало два вождя. Имена Минина и Пожарского слились в одно нерасторжимое целое.

В августе 1612 г. ополчение после тяжелого боя выбило поляков из Москвы и заперло их гарнизон в Кремле и Китай-городе. Участники народного ополчения проявили в сражении массовый героизм, а их руководители — высокое полководческое мастерство и личную храбрость. Интервенты сдались, разоренная и разрушенная столица была освобождена.

Для того, чтобы навести в стране порядок, нужна была сильная власть, а значит, новый царь. Им стал 16-летний боярин Михаил Романов, избранный зимой 1613 года на Земском соборе.

Через сто лет после этих событий внук царя Михаила, император Петр I, поклонился гробнице Кузьмы Минина и произнес: «Здесь лежит освободитель Отечества». А еще век спустя в Москве на Красной площади на народные деньги был открыт памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Надпись на памятнике гласит: «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».

Страница 4. Заступница земли Русской

День освобождения Москвы от поляков и день прославления Казанской иконы Божьей Матери совпали не случайно. В русском народе сохранилось предание, что именно образ Казанской Божьей Матери помог преодолеть Смуту, изгнать захватчиков. Вот почему эту икону называют заступницей земли Русской. История ее такова.

В 1579 году страшный пожар опустошил Казань. Начался он в доме купца Онучина. После пожара Матроне, девятилетней дочери купца, явилась во сне Богородица и сказала, что под развалинами их дома находится ее чудотворный образ, зарытый в земле тайными исповедниками христианства. Божья Матерь точно указала место, где можно было найти икону.

Родители поначалу не обратили внимания на рассказ девочки, но чудесное явление Небесной Царицы повторилось трижды, причем в третий раз оно было грозным. Мать отвела Матрону к митрополиту Казанскому Иову, та рассказала ему о чудесном явлении.

Все духовенство города в сопровождении огромной толпы народа направилось к дому Онучиных. Начались раскопки, но найти икону не удалось. Тогда копать стала сама Матрона и тут же нашла святой образ. Он был необыкновенной красоты и сиял совершенно свежими красками, как будто только что был написан…

Митрополит передал икону самому почитаемому в Казани священнику — будущему патриарху Гермогену, который на тот момент служил обычным священником.

И тот, «высоко подняв ее над головой, сопровождаемый крестным ходом, отнес чудесный образ на городскую площадь, где и осенил им на четыре стороны весь собравшийся народ».

На месте обретения иконы Гермоген основал женский монастырь в честь чудотворного образа Казанской Божьей Матери. Потом, когда он стал патриархом и переехал в Москву, этот образ укреплял его в вере, давал силы для борьбы с врагами православия.

Казанская икона Божьей Матери постоянно сопровождала войско Минина и Пожарского, и Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под свое покровительство. Кремль был освобожден. Сразу после освобождения Москвы в 1612 году был совершен торжественный крестный ход с Казанской иконой Божьей Матери. С тех пор ежегодно в этот день совершался такой крестный ход в память об освобождении Москвы от поляков. Именно в этот же день, 4 ноября, и установлено празднование Казанской иконы Божьей Матери.

На Красной площади на пожертвования князя Д.М. Пожарского был построен Казанский собор, в котором и поместили Казанскую икону Божьей Матери. Чудотворная икона еще не раз помогала русским воинам. Перед ней молился Петр I накануне Полтавской битвы. Перед этой иконой со слезами о спасении России молился князь Михаил Илларионович Кутузов, назначенный главнокомандующим в войне против Наполеона…

В годы революции этот храм был разрушен, а икона украдена. В настоящее время Казанский собор восстановлен, и в нем находится чудотворный список Казанской иконы Божьей Матери.

Страница 5. Всем известный герой

Давайте вспомним еще одну легенду Смутного времени и имя героя, известного всем. Он был жителем села Домнино Костромской губернии, родового села Михаила Романова, молодого русского царя. Именно в этом селе он жил вместе со своей матерью после избрания на престол.

Польские и литовские захватчики решили убить его и посадить на русский престол польского королевич Владислава. С этой целью они пришли в Костромскую область.

Недалеко от села Домнино им попался крестьянин, который разгадал их коварные замыслы и взялся быть их проводником. Перед уходом этот крестьянин послал своего родственника к царю Михаилу с советом укрыться в монастыре.

Долго водил герой поляков, тянул время, чтобы царь успел укрыться, и завел их в противоположную сторону, в дремучие леса. Утром он раскрыл свой обман, и, несмотря на жестокие пытки, не выдал места убежища царя. В итоге, был изрублен поляками «в мелкие куски». Имя этого человека — Иван Сусанин.

Подвиг Сусанина воспели композитор Михаил Глинка в опере «Жизнь за царя», поэт Кондратий Рылеев в думе «Иван Сусанин».

В Костроме по повелению императора Николая I воздвигнут памятник Ивану Сусанину. На памятнике выбиты слова о том, что в бессмертном подвиге Сусанина благодарные потомки видят «спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения».

Что сказать в заключение?

Мы с вами тоже живем в трудное время, когда в народе размываются границы между добром и злом. Весь этот раздор очень выгоден врагам России. Но пример наших далеких предков говорит о том, что только в единстве народ обретает силу.

Россинская Светлана Владимировна, гл библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»

светлана россинская